Просмотр содержимого документа
«Математика - сварщику»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГУКОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: «Математика в профессии «Сварщик»"
Выполнил: Коцур Николай Алексеевич
Группа № 3
Профессия: Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Руководитель: Пингина Татьяна Петровна
г.Гуково
2024
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. МАТЕМАТИКА И СВАРОЧНОЕ ДЕЛО…………………………..
1.1 История развития сварочного производства……………………
1.2 Понятие математикаи ее развитие………………………………
1.3 Роль математики в сварочном производстве……………………
2.ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ И ЗАДАЧИ………………………..
2.1 Опрос обучающихся ГРУППЫ № 3……………………………..
2.2 Профессионально значимые задачи……………………………..
2.3 Практическое задание…………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..
3
4
4
6
9
10
10
11
12
14
15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта
Электродуговой способ соединения металлов произвёл революцию во всех отраслях промышленности, строительства и стал массовой технологией соединения материалов. Современный мир полностью держится на металле.
Сварщик — профессия ответственная, виртуозная, от качества его работы зависит многое — долговечность и устойчивость, работа и срок службы различных конструкций, зданий и сооружений.
Очень часто мы задаем вопрос: Зачем мне нужна математика, я - сварщик, не так уж она мне необходима, я и без нее обойдусь. Действительно ли это так? Эта тема меня очень заинтересовала, и я решил выяснить, какова роль математики в профессии сварщика.
Цель исследования: показать роль математики для сварщика.
Задачи исследования:
Изучить литературу по данной теме;
Подобрать конкретные примеры использования математики в профессии сварщика;
Провести опрос своих однокурсников, что они думают о необходимости математики для нашей профессии.
Сделать выводы;
Подготовить презентацию и выступление.
Новизна проекта и практическая значимость:
В результате исследовательского проекта создана компьютерная презентация, которую можно использовать на уроках математики, чтобы заинтересовать обучающихся изучать математику.
1. МАТЕМАТИКА И СВАРОЧНОЕ ДЕЛО
1.1 История развития сварочного производства
Технический прогресс в промышленности связан с совершенствованием сварочного производства. В современном мире все держится на металле, поэтому сварка стала необходимым процессом, а профессия «Сварщик» одна из наиболее востребованной рабочей профессией.
Первые способы сварки возникли с начала использования обработки металлов. Самые древнейшие образцы сварки, выполнены в 8 – 7 тыс. до н.э. Золотые изделия, найденные в египетских пирамидах, содержали паянные оловом соединения.
Не смотря на это годом рождения профессии «Сварщик» принято считать 1802 год, когда русский физик-экспериментатор, электротехник-самоучка Василий Владимирович Петров открыл электрическую дугу, при возникновении которой между двумя угольными электродами, создаётся высокая температура, которая позволяет расплавлять металлы.
Рисунок 1 – В.В. Петров
В 1882 г. российским ученым - инженером Николаем Николаевичем Бенардосом, был открыл способ электродуговой сварки металлов неплавящимся угольным электродом. В 1888г. российским инженером Николаем Гавриловичем Славяновым предложено проведение сварки плавящимся металлическим электродом.
Особое место в развитии сварки нашей страны занимает академик Евгений Оскарович Патон, организовавший в 1929 г. лабораторию, а затем Институт электросварки (ИЭС).
В настоящее время учеными создано много новых источников энергий и появились новые способы сварки. Сварочная техника и технология занимают одно из ведущих мест в современном производстве. Высокий технический уровень сварочного производства предполагает и высокий уровень подготовки квалифицированного рабочего.
Учитывая все выше сказанное можно вывести формулу для понятия квалифицированный сварщик.
Рисунок 3 – Формула квалифицированного сварщика
1.2 Понятие «Математика» и ее развитие
Для того чтобы понять насколько важную роль играет математика в профессии сварщик нужно рассмотреть что такое математика. Согласно определениям Википедии:
Математика (др.-греч. μᾰθημᾰτικά
Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов.
Математика — фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы.
Ещё в XVII веке великий французский математик Рене Декарт сказал: «Математика представляет искуснейшие изобретения, способные удовлетворить любознательность, облегчить ремёсла и уменьшить труд людей».
Математика как учебная дисциплина подразделяется в Российской Федерации на:
элементарную математику, изучаемую в средней школе и образованную дисциплинами: арифметика, элементарная алгебра, элементарная геометрия: планиметрия и стереометрия, теория элементарных функций и элементы анализа;
и высшую математику, изучаемую на нематематических специальностях вузов. Дисциплины, входящие в состав высшей математики, варьируются в зависимости от специальности.
Математика даёт надёжные способы решения задач, реально возникающих в практике людей самых различных профессий. Математика обеспечивает нас системой математических знаний и умений, которые необходимы как в повседневной жизни так и в трудовой деятельности любого человека, в том числе и сварщика. Мы часто решаем бытовые и профессиональные задачи, не осознавая, что эти задачи математические.
Развитие математики опирается на письменность и умение записывать числа. Наверно, древние люди сначала выражали количество путём рисования чёрточек на земле или выцарапывали их на древесине.
Древние инки, не имея иной системы письменности, представляли и сохраняли числовые данные, используя сложную систему верёвочных узлов, так называемые кипу.
Рисунок 4 – Кипа
Существовало множество различных систем счисления. Первые известные записи чисел были найдены в папирусе Ахмеса, созданном египтянами Среднего царства. Индская цивилизация разработала современную десятичную систему счисления, включающую концепцию нуля.
Рисунок 5 – Цифры Майя
Исторически основные математические дисциплины появились под воздействием необходимости вести расчёты в коммерческой сфере, при измерении земель и для предсказания астрономических явлений и, позже, для решения новых физических задач. Каждая из этих сфер играет большую роль в широком развитии математики, заключающемся в изучении структур, пространств и изменений.
1.3 Роль математики в сварочном производстве
Математика – одна из важнейших учебных дисциплин. Она приобретает особое значение в связи с необычайным ростом науки, технического прогресса в нашей стране.
Основные темы, рассматриваемые в математике: количество, преобразования, структуры, пространственные отношения, дискретная математика.
Зачем математика сварщику?
Профессия сварщика – это рабочая специальность, очень востребованная на производстве и достаточно высокооплачиваемая. Вид деятельности сварщика подразумевает соединение материалов (как металлов, так и неметаллов) без каких-либо крепежных приспособлений и деталей, с образованием крепких межатомных связей.
Высокий уровень ответственности лежит на сварщике, так как срок эксплуатации всевозможной техники, долговечность и надежность конструкций зависит от качества выполненной сварщиком работы. Надежность соединений важна как при изготовлении новых конструкций, так и при восстановлении старых.
Должностные обязанности техника – сварщика: проведение необходимых расчетов и оформление технической документации, выявление причин брака продукции, разработка мер по его предупреждению, при необходимости - ликвидации. Занимается составлением графиков ремонта сварочного оборудования.
Специалист этой области должен обладать необходимыми знаниями, иметь представление не только об устройстве сварочного оборудования, но и применять в работе правила его эксплуатации, наладки, и другие.
Качество сварочных швов зависит от мастерства сварщиков. Любые ошибки, небрежность, допускаемые в работе, могут привести к катастрофе.
Различаются непосредственные и косвенные связи математики с профессиональной подготовкой, а затем и с трудовой деятельностью.
Для того чтобы в полной мере освоить профессию необходимо освоить измерительные, вычислительные и графические навыки, умение читать и строить условные графические изображения, пользоваться разнообразными таблицами, справочниками и т.д.
Ну и говоря о роли математики в профессии не стоит забывать об оплате труда сварщика. Ведь заработная плата сварщика тоже рассчитывается с использованием математических приемов. А как проверить правильность расчета? Без математики никак! А получив зарплату идем в магазин и здесь нужна математика. Отсюда делаем вывод:
РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ПРОФЕССИИ СВАРЩИК ОГРОМНА!!!
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ И ЗАДАЧИ
2.1 Опрос обучающихся группы № 3
Я решил провести социологический опрос обучающихся моей группы. Всего на вопросы отвечало 14 человек.
1. Нравилась ли МАТЕМАТИКА вам в школе?
2. Пригодилась ли МАТЕМАТИКА в работе ваших родителей?
3.Нужна ли МАТЕМАТИКА в профессии сварщика?
Используя результаты опроса я построил диаграммы.
Рисунок 7 – Результат опроса обучающихся группы 3
Если проанализировать диаграммы, то можно сделать следующие выводы:
Математику в школе не больше половины опрошенных обучающихся (что очень печально);
Порядка 50% родителей используют те или иные математические приемы в своей профессиональной деятельности;
И многие обучающиеся считают, что математика в профессии сварщика нужна, только не знают, зачем.
Поэтому далее я попытался систематизировать и продемонстрировать профессионально значимые и практические задачи для сварщика, связанные с математикой.
2.2 Профессионально-значимые задачи
При создании сварной конструкции, необходимо решить комплексную профессиональную задачу, которая включает проектирование, расчет, разработку технологического процесса изготовления и при необходимости проектирования сварочного участка. Для этого будущему сварщику необходимо знать и уметь по математике:
производить расчеты (например: длины сварного шва);
выполнять действия с числами, со степенями, корнями, тригонометрическими функциями;
операции с процентами;
составление пропорций;
моделирование внешнего вида конструкции или изделия;
знание геометрии (понятия параллельности, перпендикулярности, размеры углов между свариваемыми элементами);
навыки работы на калькуляторе и на компьютере.
В процессе обучения и прохождения практики по профилю специальности «Сварочное производство» придется использовать следующие математические знания и умения:
выполнять теоретические и экспериментальные исследования по профилю профессии;
знание математической символики для выражения количественных и качественных свойств объектов;
умение читать чертежи;
использование основных понятий и методов геометрических построений и измерений при выполнять чертежей сварных конструкций в графическом редакторе КОМПАС 3D;
решение производственных задач: расчет режимов сварки (подбор диаметра электрода, расчет сварочного тока, напряжения, скорости сварки и др.), расчеты расхода материалов (основного и сварочных: электродов, сварочной проволоки, защитных газов, флюсов и др.), расчет нормы времени на изготовление сварной конструкции и др.
исследование свойств конструкции и оценка свариваемости стали;
разрабатывать меры предупреждения образования дефектов сварных соединений и технологию их устранения;
использование при выполнении расчетов современной электронно-вычислительной техники.
У нас в мастерской делается очень много конструкций сварочных
Рисунок 6 – Работы, выполненные обучающимися ГСТ
1.6 Практическое задание
Ну и для того чтобы показать как используются математические приемы при решении профессиональных задач в работе сварщика я решу одну из них.
ЗАДАЧА: Рассчитать расход основного и сварочных материалов на изготовление цилиндрической емкости изображенной на рисунке 9.
Рисунок 8 – Цилиндрическая емкость:
Н – высота, R – радиус.
Исходные данные: стальной лист толщиной t=3 мм, плотность стали ρ=7850 кг/м3. Размеры предполагаемой емкости H=1000 мм, R=350 мм. Сварку выполнить ручным дуговым способом.
Решение:
Определим расход основного материала:
Мом=Vом×ρ, (1)
где: Vом – объем основного материала.
Для определения объема основного материала из математики нужно знать, как определить площадь основания а это площадь круга (Sкр) и площадь боковой поверхности а именно площадь прямоугольника(Sпр).
Расход сварочных материалов, а при РДС это электроды определяем в процентном отношении к расходу основного материала, что составляет 4%.
Рассчитаем:
Мэл=60,83×4/100=2,43 кг.
Из решения задачи видно, что незнание математики приведет специалиста сварочного производства в тупик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный рынок труда требует специалистов, обладающих высокой профессиональной мобильностью, способностью быстро адаптироваться к новым условиям труда, уверенно владеющего профессиональными умениями и навыками.
Для профессии сварщика знание математики является особо важным. В первую очередь необходимы знания и навыки расчетного характера, умение выполнять действия с числами разного знака, оперировать обыкновенными и десятичными дробями, в том числе приближенными, умение оперировать процентами. В чем мы убедились при решении практической задачи.
Кроме этого немаловажны геометрические знания:
чтение чертежей и сборка конструкции (нужно понимать взаимное расположение плоскостей, расположения плоскостей в угловых соединениях);
умение производить расчет площадей и объемов изделий, имеющих форму геометрических фигур;
расчеты количества основного и сварочных материалов, идущих на изготовление конструкции и др.
Естественно-математическая подготовка сварщиков имеет решающее значение для формирования у них многих качеств – таких, как умение работать самостоятельно, сравнивать и оценивать качество выполняемой работы в соответствии с требованиями, умело координировать свои движения и быстро реагировать на изменения ситуаций.
Все это способствует росту компетентности будущего сварщика, высокой мобильности, что позволит ему быть конкурентным в сложных рыночных условиях.
Вывод: Для того что бы решать профессиональные задачи каждому, выбравшему эту нелегкую, но востребованную и, несомненно, уважаемую профессию СВАРЩИК нужно учить математику. В ходе выполнения данной работы было доказано, что математика в профессии СВАРЩИК играет важную роль и несомненно очень нужна.
Список использованной литературы
Блинов А.Н., Лялин К.Н. Сварочные работы (конструкции).
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.
Розов Н.Х., Егоров Ю.В., Иоффе А.Д., Болтянский В.Г. – "Математика на службе инженера. Основы теории оптимального управления. Сборник работ"
Рыбаков В.М. Дуговая и газовая сварка, М: ВШ, 1986 года
Чернышев Г.Г. Сварочное дело, М: 2003 года.
Энциклопедический словарь юного математика / cост. Савин А.П. –
на индивидуальный проект Коцур Николая Алексеевича по теме: «Математика - сварщику»
1.Актуальность
Сварщик — профессия ответственная, виртуозная, от качества его работы зависит многое — долговечность и устойчивость, работа и срок службы различных конструкций, зданий и сооружений.
Очень часто мы задаем вопрос: Зачем мне нужна математика, я - сварщик, не так уж она мне необходима, я и без нее обойдусь. Действительно ли это так? Эта тема Николая очень заинтересовала, и он решил выяснить, какова роль математики в профессии сварщика.
2. Характеристика содержания работы.
Работа начинается с введения, в котором указаны цели и задачи, актуальность. В первой главе дается характеристика профессии «Сварщик», история сварочного производства, а также роль математики в сварочном деле.
Во второй главе проведен анализ опроса обучающихся, приведены примеры математических знаний для сварщиков, задача с решением.
В заключении сделаны выводы.
3. Положительные стороны проекта.
Связь математики и профессии.
4. Практическая значимость работы.
Данную работу можно использовать на внеклассных занятиях.
5. Рекомендуемая оценка проекта 4(хорошо)
Вывод: Проектная работа Коцур Николая Алексеевича по теме: «Математика - сварщику» отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному учебному проекту, и рекомендуется к защите.