kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математика - сварщику

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный проект, зачем сварщику изучать математику.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математика - сварщику»


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГУКОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»







ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

на тему: «Математика в профессии «Сварщик»"



Выполнил: Коцур Николай Алексеевич

Группа № 3


Профессия: Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))


Руководитель: Пингина Татьяна Петровна







г. Гуково

2024




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. МАТЕМАТИКА И СВАРОЧНОЕ ДЕЛО…………………………..

1.1 История развития сварочного производства……………………

1.2 Понятие математика и ее развитие………………………………

1.3 Роль математики в сварочном производстве……………………

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ И ЗАДАЧИ………………………..

2.1 Опрос обучающихся ГРУППЫ № 3……………………………..

2.2 Профессионально значимые задачи……………………………..

2.3 Практическое задание…………………………………………….

Заключение………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………..


3

4

4

6

9

10

10

11

12

14

15

















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта

Электродуговой способ соединения металлов произвёл революцию во всех отраслях промышленности, строительства и стал массовой технологией соединения материалов. Современный мир полностью держится на металле.

Сварщик — профессия ответственная, виртуозная, от качества его работы зависит многое — долговечность и устойчивость, работа и срок службы различных конструкций, зданий и сооружений.

Очень часто мы задаем вопрос: Зачем мне нужна математика, я - сварщик, не так уж она мне необходима, я и без нее обойдусь. Действительно ли это так? Эта тема меня очень заинтересовала, и я решил выяснить, какова роль математики в профессии сварщика.


Цель исследования: показать роль математики для сварщика.


Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по данной теме;

  2. Подобрать конкретные примеры использования математики в профессии сварщика;

  3. Провести опрос своих однокурсников, что они думают о необходимости математики для нашей профессии.

  4. Сделать выводы;

  5. Подготовить презентацию и выступление.


Новизна проекта и практическая значимость:

В результате исследовательского проекта создана компьютерная презентация, которую можно использовать на уроках математики, чтобы заинтересовать обучающихся изучать математику.




1. МАТЕМАТИКА И СВАРОЧНОЕ ДЕЛО

1.1 История развития сварочного производства

Технический прогресс в промышленности связан с совершенствованием сварочного производства. В современном мире все держится на металле, поэтому сварка стала необходимым процессом, а профессия «Сварщик» одна из наиболее востребованной рабочей профессией.

Первые способы сварки возникли с начала использования обработки металлов. Самые древнейшие образцы сварки, выполнены в 8 – 7 тыс. до н.э. Золотые изделия, найденные в египетских пирамидах, содержали паянные оловом соединения.

Не смотря на это годом рождения профессии «Сварщик» принято считать 1802 год, когда русский физик-экспериментатор, электротехник-самоучка Василий Владимирович Петров открыл электрическую дугу, при возникновении которой между двумя угольными электродами, создаётся высокая температура, которая позволяет расплавлять металлы.

Рисунок 1 – В.В. Петров

В 1882 г. российским ученым - инженером Николаем Николаевичем Бенардосом, был открыл способ электродуговой сварки металлов неплавящимся угольным электродом. В 1888г. российским инженером Николаем Гавриловичем Славяновым предложено проведение сварки плавящимся металлическим электродом.

Особое место в развитии сварки нашей страны занимает академик Евгений Оскарович Патон, организовавший в 1929 г. лабораторию, а затем Институт электросварки (ИЭС).

Рисунок 2 – Н.Н. Бенардос, Н.Г. Славянов, Е.О. Патон

В настоящее время учеными создано много новых источников энергий и появились новые способы сварки. Сварочная техника и технология занимают одно из ведущих мест в современном производстве. Высокий технический уровень сварочного производства предполагает и высокий уровень подготовки квалифицированного рабочего.

Учитывая все выше сказанное можно вывести формулу для понятия квалифицированный сварщик.


Рисунок 3 – Формула квалифицированного сварщика

1.2 Понятие «Математика» и ее развитие

Для того чтобы понять насколько важную роль играет математика в профессии сварщик нужно рассмотреть что такое математика. Согласно определениям Википедии:

Математика (др.-греч. μᾰθημᾰτικά

Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов.

Математика — фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы.

Ещё в XVII веке великий французский математик Рене Декарт сказал: «Математика представляет искуснейшие изобретения, способные удовлетворить любознательность, облегчить ремёсла и уменьшить труд людей».

Математика как учебная дисциплина подразделяется в Российской Федерации на:

  • элементарную математику, изучаемую в средней школе и образованную дисциплинами: арифметика, элементарная алгебра, элементарная геометрия: планиметрия и стереометрия, теория элементарных функций и элементы анализа;

  • и высшую математику, изучаемую на нематематических специальностях вузов. Дисциплины, входящие в состав высшей математики, варьируются в зависимости от специальности.

Математика даёт надёжные способы решения задач, реально возникающих в практике людей самых различных профессий. Математика обеспечивает нас системой математических знаний и умений, которые необходимы как в повседневной жизни так и в трудовой деятельности любого человека, в том числе и сварщика. Мы часто решаем бытовые и профессиональные задачи, не осознавая, что эти задачи математические.

Развитие математики опирается на письменность и умение записывать числа. Наверно, древние люди сначала выражали количество путём рисования чёрточек на земле или выцарапывали их на древесине.

Древние инки, не имея иной системы письменности, представляли и сохраняли числовые данные, используя сложную систему верёвочных узлов, так называемые кипу.

Рисунок 4 – Кипа

Существовало множество различных систем счисления. Первые известные записи чисел были найдены в папирусе Ахмеса, созданном египтянами Среднего царства. Индская цивилизация разработала современную десятичную систему счисления, включающую концепцию нуля.

Рисунок 5 – Цифры Майя

Исторически основные математические дисциплины появились под воздействием необходимости вести расчёты в коммерческой сфере, при измерении земель и для предсказания астрономических явлений и, позже, для решения новых физических задач. Каждая из этих сфер играет большую роль в широком развитии математики, заключающемся в изучении структур, пространств и изменений.

1.3 Роль математики в сварочном производстве

Математика – одна из важнейших учебных дисциплин. Она приобретает особое значение в связи с необычайным ростом науки, технического прогресса в нашей стране.

Основные темы, рассматриваемые в математике: количество, преобразования, структуры, пространственные отношения, дискретная математика.

Зачем математика сварщику?

Профессия сварщика – это рабочая специальность, очень востребованная на производстве и достаточно высокооплачиваемая. Вид деятельности сварщика подразумевает соединение материалов (как металлов, так и неметаллов) без каких-либо крепежных приспособлений и деталей, с образованием крепких межатомных связей.

Высокий уровень ответственности лежит на сварщике, так как срок эксплуатации всевозможной техники, долговечность и надежность конструкций зависит от качества выполненной сварщиком работы. Надежность соединений важна как при изготовлении новых конструкций, так и при восстановлении старых.

Должностные обязанности техника – сварщика: проведение необходимых расчетов и оформление технической документации, выявление причин брака продукции, разработка мер по его предупреждению, при необходимости - ликвидации. Занимается составлением графиков ремонта сварочного оборудования.

Специалист этой области должен обладать необходимыми знаниями, иметь представление не только об устройстве сварочного оборудования, но и применять в работе правила его эксплуатации, наладки, и другие.

Качество сварочных швов зависит от мастерства сварщиков. Любые ошибки, небрежность, допускаемые в работе, могут привести к катастрофе.

Различаются непосредственные и косвенные связи математики с профессиональной подготовкой, а затем и с трудовой деятельностью.

Для того чтобы в полной мере освоить профессию необходимо освоить измерительные, вычислительные и графические навыки, умение читать и строить условные графические изображения, пользоваться разнообразными таблицами, справочниками и т.д.

Ну и говоря о роли математики в профессии не стоит забывать об оплате труда сварщика. Ведь заработная плата сварщика тоже рассчитывается с использованием математических приемов. А как проверить правильность расчета? Без математики никак! А получив зарплату идем в магазин и здесь нужна математика. Отсюда делаем вывод:

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ПРОФЕССИИ СВАРЩИК ОГРОМНА!!!





















2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ И ЗАДАЧИ

2.1 Опрос обучающихся группы № 3

Я решил провести социологический опрос обучающихся моей группы. Всего на вопросы отвечало 14 человек.

1. Нравилась ли МАТЕМАТИКА вам в школе?

2. Пригодилась ли МАТЕМАТИКА в работе ваших родителей?

3.Нужна ли МАТЕМАТИКА в профессии сварщика?

Используя результаты опроса я построил диаграммы.

Рисунок 7 – Результат опроса обучающихся группы 3


Если проанализировать диаграммы, то можно сделать следующие выводы:

  • Математику в школе не больше половины опрошенных обучающихся (что очень печально);

  • Порядка 50% родителей используют те или иные математические приемы в своей профессиональной деятельности;

  • И многие обучающиеся считают, что математика в профессии сварщика нужна, только не знают, зачем.

Поэтому далее я попытался систематизировать и продемонстрировать профессионально значимые и практические задачи для сварщика, связанные с математикой.


2.2 Профессионально-значимые задачи

При создании сварной конструкции, необходимо решить комплексную профессиональную задачу, которая включает проектирование, расчет, разработку технологического процесса изготовления и при необходимости проектирования сварочного участка. Для этого будущему сварщику необходимо знать и уметь по математике:

  • производить расчеты (например: длины сварного шва);

  • выполнять действия с числами, со степенями, корнями, тригонометрическими функциями;

  • операции с процентами;

  • составление пропорций;

  • моделирование внешнего вида конструкции или изделия;

  • знание геометрии (понятия параллельности, перпендикулярности, размеры углов между свариваемыми элементами);

  • навыки работы на калькуляторе и на компьютере.

В процессе обучения и прохождения практики по профилю специальности «Сварочное производство» придется использовать следующие математические знания и умения:

  • выполнять теоретические и экспериментальные исследования по профилю профессии;

  • знание математической символики для выражения количественных и качественных свойств объектов;

  • умение читать чертежи;

  • использование основных понятий и методов геометрических построений и измерений при выполнять чертежей сварных конструкций в графическом редакторе КОМПАС 3D;

  • решение производственных задач: расчет режимов сварки (подбор диаметра электрода, расчет сварочного тока, напряжения, скорости сварки и др.), расчеты расхода материалов (основного и сварочных: электродов, сварочной проволоки, защитных газов, флюсов и др.), расчет нормы времени на изготовление сварной конструкции и др.

  • исследование свойств конструкции и оценка свариваемости стали;

  • разрабатывать меры предупреждения образования дефектов сварных соединений и технологию их устранения;

  • использование при выполнении расчетов современной электронно-вычислительной техники.

  • У нас в мастерской делается очень много конструкций сварочных











Рисунок 6 – Работы, выполненные обучающимися ГСТ


1.6 Практическое задание

Ну и для того чтобы показать как используются математические приемы при решении профессиональных задач в работе сварщика я решу одну из них.

ЗАДАЧА: Рассчитать расход основного и сварочных материалов на изготовление цилиндрической емкости изображенной на рисунке 9.

Рисунок 8 – Цилиндрическая емкость:

Н – высота, R – радиус.

Исходные данные: стальной лист толщиной t=3 мм, плотность стали ρ=7850 кг/м3. Размеры предполагаемой емкости H=1000 мм, R=350 мм. Сварку выполнить ручным дуговым способом.

Решение:

    1. Определим расход основного материала:

Мом=Vом×ρ, (1)

где: Vом – объем основного материала.

Для определения объема основного материала из математики нужно знать, как определить площадь основания а это площадь круга (Sкр) и площадь боковой поверхности а именно площадь прямоугольника(Sпр).

V=(Sкр+Sпр)×t, (2)

Sкр=πR2

Sпр=2πR×H

Мом=(πR2 + 2πR×H)×t×ρ=(3,14×0,352+2×3,14×0,35×1)×0,003×7850=

=(0,385+2,198) ×0,003×7850=60,83 кг.

Расход сварочных материалов, а при РДС это электроды определяем в процентном отношении к расходу основного материала, что составляет 4%.

Рассчитаем:

Мэл=60,83×4/100=2,43 кг.


Из решения задачи видно, что незнание математики приведет специалиста сварочного производства в тупик.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный рынок труда требует специалистов, обладающих высокой профессиональной мобильностью, способностью быстро адаптироваться к новым условиям труда, уверенно владеющего профессиональными умениями и навыками.

Для  профессии  сварщика знание математики является особо важным. В первую очередь необходимы знания и навыки расчетного характера,  умение выполнять действия с числами разного знака, оперировать обыкновенными и десятичными дробями, в том числе приближенными,  умение оперировать процентами. В чем мы убедились при решении практической задачи.

Кроме этого немаловажны геометрические знания:

  • чтение чертежей и сборка конструкции (нужно понимать взаимное расположение плоскостей, расположения плоскостей в угловых соединениях);

  • умение производить  расчет площадей и объемов изделий,  имеющих форму геометрических фигур;  

  • расчеты количества основного и сварочных материалов, идущих на изготовление конструкции и др.

Естественно-математическая подготовка сварщиков имеет решающее значение для формирования у них многих качеств – таких, как умение работать самостоятельно, сравнивать и оценивать качество выполняемой работы в соответствии с требованиями, умело координировать свои движения и быстро реагировать на изменения ситуаций.

Все это способствует росту компетентности будущего сварщика, высокой мобильности, что позволит ему быть конкурентным в сложных рыночных условиях.

Вывод: Для того что бы решать профессиональные задачи каждому, выбравшему эту нелегкую, но востребованную и, несомненно, уважаемую профессию СВАРЩИК нужно учить математику. В ходе выполнения данной работы было доказано, что математика в профессии СВАРЩИК играет важную роль и несомненно очень нужна.

Список использованной литературы

  1. Блинов А.Н., Лялин К.Н. Сварочные работы (конструкции).

  2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.

  3. Розов Н.Х., Егоров Ю.В., Иоффе А.Д., Болтянский В.Г. – "Математика на службе инженера. Основы теории оптимального управления. Сборник работ"

  4. Рыбаков В.М. Дуговая и газовая сварка, М: ВШ, 1986 года

  5. Чернышев Г.Г. Сварочное дело, М: 2003 года.

  6. Энциклопедический словарь юного математика / cост. Савин А.П. –

Список Интернет ресурсов:

  1. http://revolution.allbest.ru/mathematics/00082112_0.html

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8_(%F7%E8%F1%EB%EE)

  3. http://portfolio.1 september.ru/worr.php.?id=586528

  4. http://images.yandex.ru/

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8_(%F7%E8%F1%EB%EE)

  6. http://portfolio.1 september.ru/worr.php.?id=586528

  7. http://images.yandex.ru/

  8. https://www.sites.google.com/site/filosofiamatematiki/interesnye-fakty-o-matematike-1/vyskazyvania-velikih-ludej-o-matematike











Отзыв

на индивидуальный проект Коцур Николая Алексеевича по теме: «Математика - сварщику»



1. Актуальность

Сварщик — профессия ответственная, виртуозная, от качества его работы зависит многое — долговечность и устойчивость, работа и срок службы различных конструкций, зданий и сооружений.

Очень часто мы задаем вопрос: Зачем мне нужна математика, я - сварщик, не так уж она мне необходима, я и без нее обойдусь. Действительно ли это так? Эта тема Николая очень заинтересовала, и он решил выяснить, какова роль математики в профессии сварщика.





2. Характеристика содержания работы.

Работа начинается с введения, в котором указаны цели и задачи, актуальность. В первой главе дается характеристика профессии «Сварщик», история сварочного производства, а также роль математики в сварочном деле.

Во второй главе проведен анализ опроса обучающихся, приведены примеры математических знаний для сварщиков, задача с решением.

В заключении сделаны выводы.

3. Положительные стороны проекта.

Связь математики и профессии.



4. Практическая значимость работы.

Данную работу можно использовать на внеклассных занятиях.



5. Рекомендуемая оценка проекта 4(хорошо)

Вывод: Проектная работа Коцур Николая Алексеевича по теме: «Математика - сварщику» отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному учебному проекту, и рекомендуется к защите.



Руководитель: __________ /Пингина Т.П./




14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Математика - сварщику

Автор: Коцур Николай Алексеевич, Пингина Татьяна Петровна

Дата: 19.05.2024

Номер свидетельства: 650887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок - соревнование "Математика в рабочих профессиях" "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-sorievnovaniie-matiematika-v-rabochikh-profiessiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "164016"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422556516"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Рабочая программа учебной дисциплины " Математика" по профессии: 15. 01. 05 "Сварщик ( электросварочные и газосварочные работы)". "
    ["seo_title"] => string(134) "rabochaia-proghramma-uchiebnoi-distsipliny-matiematika-po-profiessii-15-01-05-svarshchik-eliektrosvarochnyie-i-ghazosvarochnyie-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "130864"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415998820"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" по профессии: 15. 01. 05 "Сварщик ( электросварочные и газосварочные работы)". "
    ["seo_title"] => string(136) "rabochaia-proghramma-uchiebnoi-distsipliny-matiematika-po-profiessii-15-01-05-svarshchik-eliektrosvarochnyie-i-ghazosvarochnyie-raboty-1"
    ["file_id"] => string(6) "130869"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415999812"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА» "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-ispol-zovaniiu-zadach-ekologichieskogo-sodierzhaniia-na-uchiebnoi-distsiplinie-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "125898"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415090998"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Контрольно-оценочные материалы для аттестации по учебной дисциплине "Математика".(2 курс НПО) "
    ["seo_title"] => string(102) "kontrol-no-otsienochnyie-matierialy-dlia-attiestatsii-po-uchiebnoi-distsiplinie-matiematika-2-kurs-npo"
    ["file_id"] => string(6) "189778"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427030720"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства