Мастер - класс. Школьный урок по новым стандартам. Проектный урок в 5 классе.
Мастер - класс. Школьный урок по новым стандартам. Проектный урок в 5 классе.
Автор: Жданова Мария Власовна, учитель математики,
МАОУ «Кондратовская средняя общеобразовательная школа»
2014-2015 учебный год
Школьный урок по новым стандартам.
Проектный урок математики.
(Слайд 1)
Как вы думаете? На каких предметах лучше всего «работает» технология учебного проектирования? Бытует мнение, что это предметы, ориентированные на формирование гражданской, информационной, коммуникативной компетенций: иностранный язык, обществознание, ИЗО, технология, информатика.
Но это не значит, что такой «серьезный» предмет как математика не допускает использования технологии учебного проектирования.
Я хочу поделиться своим опытом проведения проектных уроков по математике в 5 классе. (Слайд 2)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс. Школьный урок по новым стандартам. Проектный урок в 5 классе. »
Автор: Жданова Мария Власовна, учитель математики,
МАОУ «Кондратовская средняя общеобразовательная школа»
2014-2015 учебный год
Школьный урок по новым стандартам.
Проектный урок математики.
(Слайд 1)
Как вы думаете? На каких предметах лучше всего «работает» технология учебного проектирования? Бытует мнение, что это предметы, ориентированные на формирование гражданской, информационной, коммуникативной компетенций: иностранный язык, обществознание, ИЗО, технология, информатика.
Но это не значит, что такой «серьезный» предмет как математика не допускает использования технологии учебного проектирования.
Я хочу поделиться своим опытом проведения проектных уроков по математике в 5 классе. (Слайд 2)
Далеко не все уроки учебного курса математики, с моей точки зрения, можно сделать проектными. Я считаю, что учебное проектирование лучше всего использовать в 5 классе при проведении уроков обобщения и при изучении геометрического материала. Пятиклассники занимаются геометрией с восторгом! Интересный, посильный, но необычный материал, возможность творческой работы. Найти, измерить, выдвинуть гипотезу, доказать, сделать вывод. Придумать, применить свое творчество, инициативу, использовать интернет ресурсы, энциклопедии. Получить удовольствие от красивых чертежей и рисунков. Получить продукт творчества. ( Слайд 3)
На мой взгляд, больше всего для учебных проектов по математике для 5 класса подходят темы, которые представлены на данном слайде: задачи на проценты, геометрические фигуры, геометрические тела и т.д. (Слайд 4)
На проектных уроках я использую групповую форму работы по 3 – 4 человека и работу в парах. Малые группы, на мой взгляд, наиболее эффективны и удачны для включения учащихся в проект. Работая в группе, в паре каждый ученик мыслит, старается предложить своё мнение, чтоб не подвести других. Рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение и самообучение. (Слайд 5)
Как работать в группе, в паре при учебном проектировании? Вместе с ребятами составляем памятку. Например: «будьте доброжелательны», «слушайте учителя - тьютора», «говорите и читайте вполголоса», «слушайте и проверяйте партнера», «поблагодарите друг друга за работу».
(Слайд 6)
На проектном уроке необходимо соблюдать и некоторые правила организации работы.
Не принуждать, если кто-то не хочет работать в паре, в группе.
Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкриками.
Не наказывать лишением работы в паре.
Максимальное время работы в паре, в группе 10 – 15 минут.
Если время работы больше, то ребята утомляются и эффективность снижается.
(Слайд 7)
Как проектный урок может состояться урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля.
(Слайд 8)
Какие умения формируются на проектных уроках математики в 5 классе?
Коммуникативные УУД:
умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, в группе;
умение в дискуссии выдвинуть аргументы и контраргументы;
умение критично относиться к своему мнению и с достоинством признавать ошибочность и корректировать его;
Регулятивные УУД:
умение формулировать учебную проблему;
умение выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели, а также искать их самостоятельно;
умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта);
умение, работая по плану, сверять свои действия;
умение, в диалоге с учителем, совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов;
умение выполнять модели и схемы для решения задач;
То есть, на различных этапах проектного урока можно научить детей проектным умениям. (Слайд 9)
При создании проектного продукта идёт обсуждение в парах и в группах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их. Важно научить задавать вопросы и отвечать на них. Научить работать с учебником, придумывать вопросы и задавать их, по тексту учебника. Правильно использовать в своей речи математические термины, составлять алгоритмы решения учебной задачи. (Слайд 10)
Нужно заметить, что на проектном уроке наиболее продуктивно и успешно работают пары, группы детей, которые не сильно отличаются по степени уровня знаний. Высокий – средний, средний – низкий. Опыт работы проведенных уроков показал, что не стоит в пару, в группу ставить только слабых учеников.
Эти группы неэффективны, им нечем обмениваться друг с другом. Как правило, на проектном уроке они не успевают получить проектный продукт. (Слайд 11)
На проектном уроке, самостоятельно добывая знания в парах и в группах, дети усваивают учебный материал быстрее и качественнее. Повышается интерес к обучению, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя. У детей неуверенных в себе исчезает чувство тревожности, боязнь ошибиться.
На проектном уроке, на уроке «открытия нового знания», использую учебник. Интернет – ресурсы, дидактические карточки, дидактические материалы, энциклопедии. Дети работают в парах и в группе по составленному совместно алгоритму. (Слайд 12)
Проектным продуктом на моих уроках математики являются, созданные детьми,
карточки с задачами, алгоритмы решения задач, тесты и карточки с заданиями, алгоритм изучения нового материала, чертежи, схемы, рисунки. (Слайд 13)
На этом слайде представлены конструктивные элементы работы в паре, в группе.
Р1 и Р2 - это "члены" в паре, в группе.
К1 и К2 -это "кусок информации", которой владеют члены группы. При этом важно чтобы в паре, в группе происходила коммуникация. (Слайд 14)
На этом слайде представлены «Задачи – этапы – способы решения» на проектном уроке.
Организовать рабочие группы по 3-4 человека по рекомендации учителя.
Составить план групповой деятельности по совместному решению проблемы.
Распределить обязанности участников группы по совместной деятельности решения проблемы.
Представить презентацию продукта деятельности по плану, предложенному учителем.
Коллективно оценить работу групп и выбрать лучший продукт.
(Слайд 15) Я планирую, парную и групповую формы работы использовать при проведении проектных уроков на основе программы «Живая математика».
Работу над проектом планирую организовать по следующим этапам.
Погружение в проект.
Организация работы над проектом.
Работа над проектом.
Презентация результатов.
Самооценка.
Данная структура проектного урока соблюдается во всех моих проектных уроках.
(Слайд16. Слайд 17.)
Перед вами методический паспорт проектного урока математики по теме «Задачи на проценты», 5 класс.
Проблемная ситуация: теоретические знания по теме «Проценты» нужны на практике, т.е. в жизненных ситуациях. Необходимо составить смету на покупку мебели в квартиру.
Проблема проекта: как составить смету на покупку мебели в квартиру, используя свои знания по теме «Проценты»?
Цель: Составить смету на покупку мебели в квартиру, используя свои знания по теме «Проценты». (Слайд 18)
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Совмещая традиционные и инновационные технологии обучения, мы стремимся к высоким результатам.
Я считаю, что парная и групповая формы работы на проектном уроке являются эффективными способами получения качественного образования. (Слайд 19)