kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кружок как форма развития творческих способностей учащихся 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена вопросам организации работы с детской одаренностью в школе. Особое внимание обращается на необходимость создавать условия для самореализации одаренного ученика во внеурочное время и формирование творческого подхода к решению задач с геометрическим содержанием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кружок как форма развития творческих способностей учащихся 5 класса»

Кружок как форма развития творческих способностей учащихся 5 класса

Иргалиева Зауреш Мукановна

учитель математики

МОУ «СОШ №44» Ленинского района г.Саратова

Аннотация

Статья посвящена вопросам организации работы с детской одаренностью в школе. Особое внимание обращается на необходимость создавать условия для самореализации одаренного ученика во внеурочное время и формирование творческого подхода к решению задач с геометрическим содержанием.

Ключевые слова: способности, одаренность, одаренные дети, нестандартные задачи.



Если талант – это искра Божья, То нужно приложить ещё немало усилий, Чтобы из неё возгорелся огонь творчества.

Бауржан Тойшибеков.

Задача современного общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности. Общество заинтересованно в неординарных творческих личностях, а значит, актуальным является выявление одаренных детей. Раннее выявление, поддержка и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач системы образования. В каждой общеобразовательной школе, необходимо развивать творческую среду, для выявления особо одаренных ребят. Будущие выпускники должны самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Каждому ребенку дарованы от природы склонность к познанию и исследованию окружающего его мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. При наличии благоприятных условий в семье и в школе, каждый здоровый ребенок может стать реально одарённым. К группе одаренных детей мы часто относим обучающихся, которые имеют:

  • высокие по сравнению с остальными, интеллектуальные способности, восприимчивость к творческим проявлениям и учению;

  • доминирующую, активную познавательную потребность;

  • способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. (В.А.Сухомлинский).

С каждым днем в жизни человеческого общества возрастает значение математики. Поэтому перед учителями математики стоят задачи выявления талантливых школьников, обучение их нахождению нестандартных решений и создание творческой среды для их самореализации. И здесь на помощь приходит такая форма работы как кружок по математике. Именно на занятиях кружка могут раскрыться творческие способности ученика, который ищет и может предложить нестандартные способы решения задач, интересные подходы к её решению. Ученики, посещающие такие занятия, уже изначально заинтересованы в применении своих знаний в дальнейшем и становятся активными участниками всевозможных олимпиад.

Определив одаренных ребят, учителю следует предпринимать все возможное для развития их способностей, а главное учит их думать. Появляется возможность использовать интерес учащихся к предмету для развития у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности. Занятия кружка проводятся по трем модулям «Арифметика», «Алгебра» и «Геометрия». В школьной программе изучению геометрии отводится меньше часов, чем двум другим модулям. Поэтому на занятиях кружка уделяю больше времени задачам с геометрическим содержанием, начинающимся в начальной школе и изучение которых продолжается в 5 классе. Основу таких занятий составляет не строго теоретическая последовательность в изучении геометрического материала, а последовательность, основанная на уже имеющихся знаниях учащихся, их интуиции и практических соображениях. Основная цель таких занятий – сформировать заинтересованность учащихся к изучению планиметрии в средней школе, облегчить восприятие материала как теоретического, так и практического, подготовить их к формированию умения оформлять свои мысли (в устной и письменной речи), выполнять чертежи.

Задачи для развития способностей учащихся

  1. Задачи с не сформулированным вопросом

В задачах такого типа не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из геометрической иллюстрации данных в задаче. Учащиеся упражняются в осмысливании логики построения данных в задаче. Сначала формулируют вопрос (можно несколько вопросов, в зависимости от индивидуальности) и приводят её решение.

Задача. №1

Возможные вопросы к данной серии задач








Сколько отрезков на чертеже? Сколько прямых на чертеже? Сколько точек на чертеже? Сколько лучей на чертеже?

Сколько треугольников на чертеже? Сколько четырехугольников на чертеже?




  1. Задачи, требующие наглядных представлений

Решение задач этого типа тренирует у учащихся пространственные представления, способность мысленно «видеть» соответствующие фигуры, тела, пространственные соотношения. Учащиеся должны представлять решение в уме, без помощи карандаша и бумаги. Важны подвижность и гибкость, независимость мышления.

Задача №2

Возможные варианты решения

Какие построения можно выполнить, имея три точки на плоскости?



  1. Задачи на соображение

Для решения указанных задач необходимо проявить известную изобретательность, смекалку и сообразительность.

Задача №3

Возможные варианты решения

  • Разрежьте фигуру на 3 равные части



  • Разрежьте фигуру на 2 равные части




  1. Площади фигур

В задачах этой серии предполагается формировать:

  • Умение использовать формулы площади при решении задач;

  • Способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания , наглядно-действенного мышления.

Задача №4

Задание

1. 2.

  1. Какая часть квадрата закрашена?

  2. Найдите площадь прямоугольника



  1. ТРИЗ по математике

В результате использования ТРИЗ по математике, развивается речь, способность к исследовательской деятельности и генерированию неожиданных идей. Интегрируя ТРИЗ с учебной программой, можно показать материал под неожиданным углом, выделяя возможность его практического применения.

Задача №5

Наглядное изображение квадратов

Вырежьте из клетчатой бумаги 11 квадратов со сторонами : 1; 1; 2; 2; 2; 3; 3; 4; 6; 6 и 7. Полностью используя данный набор фигур, составьте из них квадрат (накладывать фигуры или оставлять между ними пустые места нельзя).












  1. Игра

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса очень важно наряду с другими методами использовать игры.

Задача №6

Дополнительное задание к задаче

В кружках буквы М (рис.) впишите все цифры от 1 до 9 так, чтобы все суммы из трех чисел, стоящих по линиям буквы, были равными и наименьшими из возможных








Опишите геометрические фигуры, присущие данному рисунку. (возможные варианты ответа: отрезки, круг, ломанная, угол, параллельные отрезки)



Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Работая в заданном ключе, учащиеся моего 5 класса, посещающие кружок, добились хороших результатов (трое учащихся получили дипломы победителя IX Всероссийской дистанционной олимпиады с международным участием и одна ученица получила диплом II степени)

Формированию и совершенствованию логики мысли, рассуждений, гибкости мыслительного процесса, смекалки, креативности математического мышления способствует систематическое решение творческих, нестандартных задач. Нестандартные задачи представляют как раз благодатный материал для развития математической одаренности.



Литература

1. А.В. Фарков «Математические олимпиады в школе», 5-11 классы. Москва. 2007

2. Газета «Математика», издательский дом «1 сентября», №7, 2002

3. Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка, М: Мирос, 1995.

4. Словарь психолога – практика [Текст] / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2001. –499 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кружок как форма развития творческих способностей учащихся 5 класса

Автор: Иргалиева Зауреш Мукановна

Дата: 14.06.2019

Номер свидетельства: 514818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «БУМАГОПЛАСТИКА» "
    ["seo_title"] => string(94) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-zaniatiiakh-kruzhka-bumagoplastika"
    ["file_id"] => string(6) "114618"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411578390"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Влияние восприятия  на развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(122) "vliianiie-vospriiatiia-na-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-u-dietiei-doshkol-nogho-i-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "277888"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453016891"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа внеурочной деятельности. Кружок "Очумелые ручки" "
    ["seo_title"] => string(66) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-ochumielyie-ruchki"
    ["file_id"] => string(6) "138814"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417611691"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "Вместе с математикой" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-vmiestie-s-matiematikoi"
    ["file_id"] => string(6) "221698"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435557964"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формы работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(34) "formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417516844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства