2.I.Роль краеведения в обучении и воспитании младших школьников__________________________________________________6-7стр.
1.1.Что такое краеведение?____________________________________ 7 стр
1.2.Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики.________________________________________________9-12стр. Формирование социальной компетенции в свете ФГОС________17-23стр
2.1.Краеведение как средство формирования компетенций учащихся.____________________________________________________24 стр.
2.2. Практическое применение краеведения на уроке математики._______________________________________________
5 Список используемой литературы.______________________
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы «Краеведение на уроках математики в начальных классах школы».
Краеведение — видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история. Математика — решение задач. Казалось бы, математика и краеведение не имеют ничего общего. Но, как показывает опыт, большое значение для формирования представлений о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение на уроках местного краеведческого материала. Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения. В результате у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира. Нужно отметить, что ученики всех классов с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.
Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. На мой взгляд, самой распространенной формой реализации применения краеведческого материала на уроках математики являются задачи и математические диктанты.
Главной целью данной работы является анализ изучения краеведения на уроках математики в начальных классах школы.
Объект исследования: процесс изучения краеведения на уроках математики в начальных классах школы.
Предмет исследования: влияние изучения краеведения на уроках математики на процесс обучения младших школьников.
Гипотеза исследования: внедрение в образовательной деятельности на уроках математики краеведческой направленности окажет позитивное влияние на повышение качества знаний младших школьников.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие задачи:
1. уточнить понятие «краеведение» и показать его своеобразие в младшем школьном возрасте на основе анализа определенной литературы;
2.показать роль и место изучения краеведения на уроках математики в начальных классах.
3. обосновать влияние изучения краеведения на качество знаний младших школьников.
Краеведение имеет большое значение в повышении научного уровня обучения школьников, оно воспитывает у них любовь к родным местам, как части Великой России.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл дисциплины - краеведение Кузьминых Я. С. О пользе туристско - краеведческой работы. // Красное Знамя. - 2008. - №92 (12 563).
Познав историю малой Родины, человек приобретает ориентиры, которые позволяют ему разумнее выбрать путь (если знаешь от чего ты идёшь, можно лучше подумать куда идти).
I.Роль краеведения в обучении и воспитании младших школьников
1.1.Что такое краеведение?
Краеведение — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов с их ближайшим окружением.
В толковом словаре В.И.Даля «краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и.т.п) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, быта людей, преимущественно местными школами» [ Даль].
Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в педагогическом процессе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах великих педагогов и просветителей Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, В.П. Бехтерева и других. К.Д. Ушинский разработал первые основы краеведения и дал научно- психологическое обоснование целесообразности использования «окружающего материала» в обучении, начиная с первых классов. Свое развитие, взгляды и идеи К.Д. Ушинского получили во второй половине XIX века в работах педагогов- методистов. А.Я. Герд впервые ввел в практику образовательные экскурсии как метод обучения, В.П. Бехтерев призывал к активному обучению детей в природе, формированию у них самостоятельности в исследовательской деятельности, Л.С. Севрук обосновал введение понятия о природе как едином целом. Отечественное краеведение на всех этапах имело большое воспитательное и образовательное значение. Так, Е.А. Звягинцев выдвинул идею «локализации» в педагогике, суть которой состояла в том, что в каждом учебном предмете надо найти место местному материалу и обеспечить знание его учащимися. Н.К. Крупская подчеркивала, что краеведение является одним из важнейших педагогических средств приобщения учащихся к общественно-полезному труду, к посильной исследовательской работе, поэтому «каждый учитель должен знать физиономию своего района до точки, должен знать все перспективы развития этого района. Нужно, чтобы и учащиеся это знали». Профессор А.С. Барков обосновал научность краеведения. А.П. Пинкевичу принадлежит ряд докладов и статей о научной сущности краеведения и роли школы в краеведении.
Краеведение – знаю, ведаю о крае. Педагогическую его целесообразность обосновал еще Ушинский, о значении его говорили Толстой, Новиков, Белинский…. Приоткрыть учащимся историю края через его культурное наследие, значит пробудить в них интерес, заложить основы формирования нормального человеческого чувства любви к своей стране.
Краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие посёлка, города, области, края. Краеведческая деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно - нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания. [Данилюк А. Я ]
Для чего младшим школьникам изучать вопросы краеведения:
1. Развивать эколого-краеведческие понятия, помогающие сформировать представление о целостной картине мира, в которой окружающие природные объекты рассматриваются в неразрывном единстве.
2. Развивать соответствующие умения и навыки в более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране природы родного края.
3. Патриотическое воспитание средствами краеведения, формирование активной гражданской позиции.
Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку сохранить чистоту души и богатые национальные традиции родного народа.
1.2.Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики.
Влюбленность в свою малую родину веками была присуща жителям нашей страны. Мы очень любим тот уголок земли, где родились, росли, повзрослели. А научить детей любить свой родной край – это святая обязанность учителя. С самого раннего детства нужно рассказывать детям о родном городе, районе, селе. Значит, краеведение является одним из актуальных вопросов для граждан нашей страны.
Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего, но только на первый! Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.
Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.
Цель – формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.
Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а так же на комбинированных уроках.
Однако в учебниках краеведческий аспект практически не представлен. Поэтому перед учителем встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. На уроках математики краеведческий материал может быть использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач курсов. Местный материал можно использовать для составления математических задач, при решении примеров и т.д.[ Данилюк А. Я. ]
Требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:
Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.
Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее фабулу. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.
Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.
В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов. .[ Данилюк А. Я. ]
Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.
К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.
Рассмотрим примеры заданий, использования элементов краеведения на уроках математики.
1. Запишите числа цифрами. Саратов был основан в тысяча пятьсот девяностом году ( 1590 )году
2. Запишите числа цифрами. Всего в Саратове насчитывается две тысячи семьсот пятьдесят три улицы (2753) , их протяженность составляет свыше пятидесяти километров (50).
3. Запишите числа цифрами. В Саратовской областной библиотеке для детей и юношества имени А. С. Пушкина, есть «музей истории детской книги», так фонд редкой книги составляет около двух тысяч (2000) экземпляров.
4. Запишите числа цифрами. В Саратове проживает восемьсот сорок две тысячи жителей (842).
5. Детский поезд « Веселый паровозик » в городском парке культуры и отдыха Лукоморье с 1 мая по 30 сентября выполняет всего около 1250 рейсов. Сколько рейсов в день в среднем выполняет этот поезд? (1250 : 123 = 10 р.)
6. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? (160 л)
7. Группа компаний «Арекс» производит светодиодные светофоры, срок службы которых 100000 часов. Перевести часы в годы.(11 лет).
8. Количество автотранспорта ежегодно увеличивается на 8-9%. В Саратове на начало 2013 года насчитывалось более 350 000 машин, из них 300 000 – легковой автотранспорт. Сколько легковых машин будет в Саратове в 2016 году? (почти 327 000 легковых).
9. Саратовский хлебзавод ежедневно выпускает 23 тонны хлебобулочной продукции. Какая эта часть от всей выпускаемой продукции, если ежедневно в магазины поступает 134 тонны хлеба? (почти 1/6).
10.Всего в г.Саратов подается 163,9 млн. куб.м воды, в том числе жителям г.Саратова – 115,4 млн.куб.м, объектам социальной сферы – 11,8 млн.куб.м, промышленности 16,1 млн.куб.м. Сколько млн. куб.м воды составляют неучтенные расходы? (20,6 млн.куб.м – 12,6%).[ Заир-Бек С.И., Муштавинская]
На уроках математики с использованием материалов, связанных с жизнью родного края, не ставится цель обязательного запоминания учащимися дат и событий. Главное - помочь ребенку понять, что жизнь каждого человека - часть истории, и от него зависит, в каком мире будут жить следующие поколения. Увлечённые изучением родного края дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Включение в урок математики элементов краеведения делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. У ученика возникает интерес к учебному предмету.
Нельзя не отметить актуальность применения элементов краеведения на уроках математики Актуальность применения элементов краеведения на уроках математики заключается в том, что:
различные формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения, непосредственности, неподдельного интереса;
в краеведческом материале заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
в процессе применения краеведческого материала дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
краеведческий материал развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
элементы краеведения очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
включение в урок элементов краеведения и игровых моментов с их использованием делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
разнообразные действия с краеведческим материалом, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету;
краеведческий материал оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Урок с использованием краеведческого материала, не только обеспечивает успешное овладение таким сложным предметом, как математика, но и развивает личность школьника, его интеллектуальные и творческие способности и, что особенно немаловажно, - его ценностные ориентации: любовь к родине, родному краю, уважение к его истории, духовным и культурным ценностям.
1.2. Реализация принципа краеведения на уроках математики.
Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения. Использование на уроке математики краеведческого материала может способствовать активизации познавательных потребностей детей. Решение заданий и задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор.[ А. Фурлетова]
Интеграция краеведения с математикой позволяет интегрировать знания и умения учащихся, полученные ими в школе и семье. Приведу пример использования на уроках математики материалов, которые способствуют внимательному, бережному и ответственному отношению к тому миру, в котором мы живем. Воспитывая стремление к сохранению и приумножению природных богатств своей малой Родины предлагаю учащимся следующие задания:
1. Решите задачи:
а) сова уничтожает за год 1000 полевых мышей. Сколько килограмм хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 килограмм зерна?
Дополнительный познавательный материал к задаче. «А знаете ли вы?» Совы - хищные птицы. Охотятся в ночное время, днем стараются сидеть неподвижно. Видят как днем так и ночью. Сова может поворачивать голову на 180 градусов в горизонтальной и 270 градусов в вертикальной плоскости. Сова съедает за ночь 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10000 мышей-полевок, спасая этим до 20 тонн зерна, которые могли бы уничтожить мыши.
б) высота можжевельника 10 метров, а сосны 40 метров. Во сколько раз можжевельник ниже, чем сосна?
Дополнительный познавательный материал к задаче, «А знаете ли вы?»
Можжевельник - кустарник или почтенные мощные деревья с толстыми перекрученными стволами. Можжевельники - доживают до 1000 лет. В Саратовской области находится можжевеловый овраг,это единственное место, где растет можжевельник.
Сосны - настоящие живые ископаемые. Леса с преобладанием сосновым деревьев на многих языках называют тайгой. Сосны достигают высоты 80 метров. Такие сосны растут в лесах нашей области.
2. Используя данные, составьте и решите задачи:
а) о продолжительности жизни отдельных пород деревьев:
Ель - до 500 лет Дуб - до 2000 лет Береза - до 150 лет
Сосна - до 350 лет Осина - до 100 лет
б) о высоте отдельных пород деревьев:
Ель - до 30-40 метров Дуб - до 40 метров Береза - до 20 метров
Сосна - до 45 метров Осина - до 26 метров
3. Используя данные, составьте и решите задачи:
Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука, 50 личинок щелкунов.
Семья больших синиц обслуживает за день 40 берез, поедая опасных для деревьев насекомых.
Дятел, избавляя деревья от насекомых-короедов за день съедает до 750 - 900 короедов.
4. Рассмотрите таблицу. Выпишите из нее буквы, которые соответствуют каждому ответу. Прочитайте зашифрованное слово:
Актуализировать практическую значимость математических знаний чаще всего можно через решение задач.
Задача. Длина тела сороки 45 см, а у воробья на 30 см меньше. Какова длина тела дятла?
Задача. Кабан весит 90 кг, а цапля 12 кг. Кто весит больше и на сколько?
Задача. Сова насиживает яйца 25 суток. У самки снегиря насиживание длится 15 суток. Кто высиживает яйца дольше и на сколько?
Задача. Зимой одному взрослому волку нужно ежедневно до 5 кг.еды, а волчонку достаточно 2 кг в день. Во сколько раз больше нужно корма взрослому волку, чем волчонку?[ Вагнер И. В.]
Реализуя связь краеведения с предметом учебного плана математика можно эффективно повысить творческую активность, экологическое сознание, а также потребность в познавательной деятельности и активизации учебных знаний учащихся начальной школы.
Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческой литературы, но и самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий. От учителя, его умения и мастерства подобрать примеры из окружающей действительности зависит качество усвоения материала обучающимися. Примеров много: это задачи-расчеты, информация о животном и растительном мире, протяженность территориальных границ, площади территорий, протяженность местных рек и т.п. – вот неполный перечень краеведческого материала для составления текстов задач.
Приведу примеры.
Задача №1. С севера на юг Саратовская область простирается на 330 км, а с запада на восток на 575 км. На сколько километров больше простирается область с запада на восток, чем с севера на юг? (245 км).
Задача 2. Общая длина границы Саратовской области 3500 км. Туристы идут со скоростью 5 км/ч, в день проходят 8 часов. За сколько дней пройдут туристы это расстояние?(87,5)
Задача 3. Город Балаково основан в 1762 году по приказу Екатерины II. Сколько лет городу Балаково в этом году. В каком веке был основан г. Балаково? (250, в 18 веке)
Задача 4. Расстояние от Саратова до Балаково, равное 181 км, автомобиль проехал за 2,5 часа, а расстояние от Балаково до Самары, равное 260 км, тот же автомобиль проехал за 3,5 часа. Найдите среднюю скорость автомобиля. (73,59 км/ч)
Задача 5. Число безморозных дней в год в г. Саратове составляет примерно 0,431 . Сколько дней в году в Саратове нет морозов (результат округлите до целых)? Какую часть года в г. Саратове составляют морозные дни? Во сколько раз число морозных дней больше числа безморозных(результат округлите до сотых)? (157, 1,32)
Задача 6. Сорные растения очень быстро размножаются. Одно растение в год дает семян: василек 6680 штук, а полевой осот на 12920 семян больше, чем василек. Сколько семян в год дает полевой осот? (19600)
Задача 7. Площадь Саратовской области 101,2 тыс. км2, Дании -43,1 тыс. км 2, Бельгии-30,5 тыс. км 2, Молдовы-33,7 тыс. км 2, Швейцарии - 41,3 тыс.км 2, Албании- 28,7 тыс. км 2. Определи, какие три государства могут
расположиться на территории Саратовской области.
Задача 8. Один степной хорёк за сутки поедает 10 мелких мышевидных грызунов, в семье степного хорька 12 особей.Количество особей полевых мышей обитающих на 1га - 1500 штук. Сколько времени понадобится семье степного хорька для избавления 2/3 га сельскохозяйственных угодьев от грызунов? (35 суток).
Задача 9. В Саратовской области насчитывается более 300 видов птиц.
Среди них встречаются ласточки, воробьи, жаворонки, сороки, скворцы, и др. птицы. Ласточка живет – 16 лет, жаворонок - 9 лет, скворец – 20 лет, воробей -13 лет, а сорока - 45 лет. Вычислите среднюю продолжительность жизни этих птиц.
Задача 10. Длина реки Волга (самая большая река в Европе) 3530 км, а реки Большой Иргиз(самая извилистая река в Европе) – 675 км. Во сколько раз река Волга длиннее реки Большой Иргиз? Какую часть Волги составляет Большой Иргиз?
Таким образом, краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира.
2 Формирование социальной компетенции в свете ФГОС
2.1.Краеведение как средство формирования компетенций учащихся.
Новые стандарты образования подразумевают формирование социальных компетенций уже в начальной школе заканчивая в старшей.
Таким образом, обществу нужна легко адаптирующаяся, социально активная, находящая себе место в социуме личность. А чтобы добиться такого результата необходимо, чтобы образовательный процесс был связан с реальной жизнью общества и имел практическую направленность.[ Стандарты второго поколения]
Важную роль краеведения в процессе образования признают и ученые. В современной педагогике активно используется понятие «средовый подход», определяющий культурную среду важным фактором воспитания. В концепции Е.В. Бондаревской установлены главные направления работы педагога со средой: учет ее особенностей и необходимость преобразования, т.е. приращение всего того, что окружает ребенка в культуросообразную сферу воспитания. При этом активно должны использоваться семейные, исторические, географические, культурные и другие составляющие окружающей учеников среды. Эти составляющие должны стать культурным пространством ребенка. Таким образом, с помощью краеведения ученик может воспитываться на местной культуре через позицию самоактуализации.[ Бондаревская].
Исследованиями Л.Н. Гумилева доказано, что особенности поведения человека и направленность его воспитания определяются так называемой этнохарактеристикой. Она закладывается в сознание этноса исторически сложившейся устойчивой социальной группировки людей в момент возникновения. На возникновение и формирование этнохарактеристики всегда оказывают влияние: ландшафт, энергия, культурная традиция. В дальнейшем этнохарактеристика составляет основу психических качеств личности и состоящего из личностей этноса. В этнохарактеристике есть не только позитив, но и негатив. И об этом должен знать ученик и выработать к негативу свое отношение через дидактические условия, способствующие порождению культурного смысла знаний. Таким образом, с помощью краеведения ученик может воспитываться на местной культуре через деятельностный подход в обучении [Гумилев].
Использование краеведческих данных позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, применяя более сложные приемы и методы исследования.
Использование задач,с применением презентаций.
1. Вес бурого медведя 500 кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя?
2. Если волк голоден, то он способен съесть сразу до 10 кг. мяса. Сколько килограммов мяса съедят 10 голодных волков?
3. Скорость волка в случае опасности 55 км/ч. Сколько километров может пробежать волк с такой же скоростью за 1 час?
4. Одна мышь-полёвка запасает на зиму 800г. Зерна. Сколько зерна уничтожат за зиму 2мыши, 20мышей?
5. Скворец съедает 200 г. насекомых-вредителей в день. Сколько граммов насекомых-вредителей уничтожат за 4 дня 1 скворец, 10 скворцов?
6. Чтобы напоить корову, надо в сутки 50 л. Воды. Сколько литров воды надо запасти в сутки для 10 коров?
7. На год курице требуется 36 кг. зерна. Сколько зерна надо запасти на год 100 кур при такой норме?
8. Корова за сутки съедает 8 кг. сена. Сколько сена надо запасти для коровы на месяц, если считать в месяце 30 дней?
9. Сокол живет 170 лет, а жизнь дрозда в 17 раз короче. Сколько лет живет дрозд?
10.Мама лосиха имеет массу 450 кг, а её лосёнок в 9 раз легче. Чему равна масса лосёнка?
11.Масса ерша 140 г, а масса окуня на 250 г. тяжелее. Какова масса окуня?
12.Дуб живет 600 лет, а тополь 100 лет. Во сколько раз Дуб живет дольше тополя ?
13.Сколько гусениц может уничтожить курица за 16 ч., если известно, что за 1 ч. Она может съесть 100 гусениц?
14.Сосна может прожить 600 лет, ель вдвое дольше, чем сосна, а дуб на 800 лет дольше ели. Сколько лет может прожить дуб?
15.Продолжительность жизни ежа 10 лет, а жизнь зайца на 1/5 этих лет меньше. Чему равна продолжительность жизни зайца?
16.Яйцо гуся имело массу 150 г., а куриное яйцо 60 г. На сколько граммов яйцо гуся тяжелее куриного яйца?
17.Длина взрослой змеи 1м, длина её детёныша 25см. На сколько см подрастает детёныш змеи?
18.Длина щуки 1м, это на 25 см. больше длины леща. Какова длина леща?[ Михайлов А.В.,]
К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.
Можно сделать вывод, что работа по решению математических задач на основе краеведческого материала способствует формированию следующих компетенций:
Формирование общекультурной компетенции.
Решение задач с информационно – познавательной, исторической направленностью.
Формирование учебно-познавательной компетенции.
При решении задач учащиеся, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию.
Учащиеся развивают умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
При решении задачи ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Так же, определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками.
Формирование информационной компетенции.
Использование при решении задач различных источников информации: книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии, интернет, полевой сбор информации.
Владея навыками использования информационных устройств, ориентируясь в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
Формирование коммуникативной компетенции.
Устная презентация решения своей задачи.
Оформление решения задач в виде мультимедийных презентаций.
Оценивание решения задачи одноклассника.
При решении задач с краеведческим содержанием также формируются следующие УУД:
Личностные
личностное самоопределение; действие нравственно-этического оценивания.
Регулятивные
• способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
• умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
• умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
• умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
• умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
• умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• знаково-символические - моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);
• умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;
• способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
• способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.[ Стандарты второго поколения]
Таким образом, изучение краеведения с помощью математических задач становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.
Применение краеведческих материалов при изучении математики имеет целый ряд положительных эффектов:
обеспечивает рост интереса к предмету;
способствует снятию психологических проблем и трудностей, возникающих при изучении математики, боязни не понять материал, быть неуспешным;
даёт возможность интеграции математических и исторических знаний;
у учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности;
повышается результативность уроков, а следовательно, растёт качество знаний.
Практическая значимость:
Изданный сборник задач и заданий с краеведческим компонентом будет полезен для учащихся и учителей математики в качестве дополнительного учебного пособия.
Материалы сборника позволяют активизировать познавательный интерес к предмету «математика» и формировать активную гражданскую позицию по отношению к «малой родине» средствами математического образования.
решение задач с использованием краеведческого материала позволяет углубить знания учащихся по краеведению, способствует популяризации краеведческой литературы, формированию навыков творческой и поисковой деятельности.
2.2. Практическое применение краеведения на уроке математики.
Фрагмент урока математики 4 класс
Тема урока: Умножение многозначных чисел с элементами краеведения
Тип урока:
Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цели :Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма.
Межпредметные связи Математика+краеведение
Девиз урока «Математика – это язык, на котором написана книга природы» (Г. Галилей)
- Как вы считаете это важная тема? Почему?
- Какие цели мы поставим перед собой? Какие приёмы умножения повторим?
- Но ещё нас ждёт увлекательное путешествие по удивительным уголкам Саратовской области.
Слайд 3 (карта области)
- У вас на столах оценочные листы с веточкой. Каждое выполненное задание вы будете оценивать сами, украшая веточку листочками. Зелёный лист – задание выполнено без ошибок. Жёлтый – допустил 1-2 ошибки. Более двух ошибок – красный лист.
- Итак, отправляемся путешествовать по области. В любом путешествии не обойтись без знаний математики.
- Начнём урок с математического диктанта.
- Повторим нумерацию многозначных чисел.
Математический диктант
- Запишите через запятую числа, которые вы услышите.
На территории области расположено 738 озер и 2408 прудов, протекает 1343 реки длиной более 10 км. Общая протяженность рек на территории составляет 11164 км. Главная река - Волга, 530 из своих 1870 км протекает по территории области, образуя бассейн площадью 422 000 кв.км. На территории Воронежской области обитает 440 видов позвоночных, около 10 тысяч видов насекомых. Растений область насчитывает 1932 вида.
- Проверим.
- Покажите, какой листочек вы прикрепите к веточке.
-Молодцы. В многозначных числах вы разбираетесь.
- А какова главная река нашей области?
- А сколько озёр на территории области?
2.Сообщеие учащихся о заповедниках Саратовской области.
Рефлексия:
Вот и закончилось наше путешествие по заповедникам нашего края.
- Давайте вернёмся к высказыванию Г. Галилея. Как понимаете смысл этого высказывания?
- Почему природу надо охранять?[ Вагнер И. В]
Заключение
Среди всех школьных дисциплин математика занимает особое место. Её не случайно называют гимнастикой ума. Математика учит думать, учит правильно, логически последовательно рассуждать. Решение краеведческих задач на уроках математики не только знакомит учащихся с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания мотивирует и активизирует познавательную деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике. Обеспечивает взаимосвязь, обобщает и систематизирует знания об объектах природы и общества родного края, придает им целостный характер. Модель активизации математического образования младших школьников посредством использования краеведческого материала способствует развитию мировоззрения.
Краеведческий материал обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика. Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни. Недаром существует русская пословица: "Где родился, там и пригодился". Действительно, несмотря на притягательность столицы или даже других стран, подавляющее большинство людей остаётся жить и работать на своей "малой родине". Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока:
-в начале урока,
-во вступлении;
-при актуализации знаний;
-при изучении нового материала;
- при закреплении;
-в домашнем задании.
Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:
-социализация личности ученика;
-повышение уровня духовно-нравственной культуры;
-воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине".
Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании. В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучение невозможно без передачи накопленных знаний об окружающей нас действительности. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС.
Список используемой литературы
1.Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования : материалы Второй регион. науч.-методич. конф., г. Балашов, 8 апреля 2011 г. / под общ. ред. О. А. Фурлетовой. — Балашов: Николаев, 2011. — 104 с
2.Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.-23с.
3.Добровольцева З. А., Кириллова С. В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6-х классов (задачи с витально-экологическим содержанием). // Учебное пособие. - Н. Новгород, 2004.
3.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.-223с. : ил. – (Работаем по новым стандартам).
4.Михайлов А.В., Шамов Ю.А., Мироненко В.Ф. Экология в цифрах и фактах. Хрестоматия. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – 171 с.
15.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: методические указания / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с. - (Стандарты второго поколения)..
6.Экологическая этика в детском творчестве: концептуальные идеи и методы гуманитарного экологического образования. / Под ред. Вагнер И. В. - Москва, 2008.