Контроль за знаниями и умениями обучающихся на уроках математики
Контроль за знаниями и умениями обучающихся на уроках математики
Одним из существенных моментов в процессе обучения является контроль за знаниями и умениями обучающихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит содержание работы на занятиях, как всей группы в целом, так и отдельных студентов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Контроль за знаниями и умениями обучающихся на уроках математики»
Контроль за знаниями и умениями обучающихся на уроках математики
Одним из существенных моментов в процессе обучения является контроль за знаниями и умениями обучающихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит содержание работы на занятиях, как всей группы в целом, так и отдельных студентов. Результат ы в обучении достигаются, когда преподаватель имеет четко спланированную систему ежедневного опроса, умело сочетает различные виды устного и письменного, индивидуального и коллективного опросов, текущего и итогового контроля, то есть контроль знаний, умений и навыков берут под постоянное наблюдение. Советский психолог Б.Г.Ананьев, считал отсутствие контроля, оценки знаний обучающихся в учебном процессе самым худшим видом оценки.
Контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Проверка знаний обучающихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Хорошо поставленный контроль создает благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работы на учебных занятиях математики, а также позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения обучающимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Методов и форм контроля много, необходимо варьировать, комбинировать, подбирать и использовать в соответствии с целями, содержанием и условиями занятий, так как нет методов пригодных для всех случаев жизни. Вот некоторые из них.
Самопроверка по образцу. Эта форма применяется, как правило, на первом занятии после объяснения нового материала. Образец решения домашней задачи представлен на слайде презентации или записан на доске заранее. Обучающиеся устно комментируют образец решения, затем каждый обучающийся проверяет свою работу по этому образцу. Карандашом подчеркивают ошибки и ставят отметку. Затем образец закрывается и можно сделать работу над ошибками. Те обучающиеся, у которых нет ошибок, получают индивидуальное задание. Этот способ проверки развивает внимание, способствует формированию познавательных мотивов учения. Преподаватель может проверить дополнительно и задание, и качество самопроверки. Таким же образом, можно организовать взаимопроверку по образцу, когда обучающиеся меняются тетрадями.
Опрос в парах. Такую форму как опрос в парах, не дает точную картину знаний, но такая цель и не ставится. Главное в таком опросе – повторить теоретический материал, закрепить его, подготовить обучающихся к изучению нового. Вопросы подготавливаются заранее, иногда самими детьми (творческое домашнее задание ). Ответы оценивают обучающиеся, используя разработанную оценочную таблицу, в которой указывается «+» (верно), «-» (неверно) , «/» (неточно). Опрос по теории можно проводить и в других формах, например, три-четыре человека выходят к доске, а остальные задают им вопросы по всему повторяемому материалу. Вызванные по очереди отвечают. Такая форма позволяет не только проверить знания обучающихся, но формирует умение формулировать вопросы.
Математический диктант. Математический диктант может заменить опрос по теме, заданной для повторения. А можно использовать для актуализации знаний. В этом случае хорошо включить один из вопросов по ещё не пройденному материалу. Обязательно поощрить того, кто даст на него правильный ответ. Его продолжительность обычно несколько минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой. Текст диктанта может быть: представлен на слайде или зачитан преподавателем.
Тесты. Использование тестовых форм контроля помогает более полно охватить проверкой учебный материал, выявить его усвоение каждым обучающимся, можно проводит компьютерное тестирование. Использование тестов уместно, когда проверяются знания на уровне распознавания, воспроизведения по образцу. Тесты могут быть альтернативные, когда обучающемуся нужно ответить «да» или «нет» тесты. Пример: является ли произвольная четырехугольная призма параллелепипедом? Да, нет (верное подчеркнуть). Тесты множественного выбора предполагают выбор обычно одного ответа среди нескольких предложенных. Пример: в каком из многогранников, перечисленных ниже, число ребер является наибольшим: 1) пятиугольная пирамида; 2) четырехугольна усеченная пирамида; 3) куб ; 4) пятиугольная призма.
Иногда высказывается мнение, что эти тесты, сообщая готовые ответы, не развивают мыслительную деятельность обучающихся. Однако, опыт показывает, что хорошо составленные вопросы теста не дают возможности обучающимся найти ответ каким – либо поверхностным путем, а заставляют его мобилизовать все свои знания, память, умение сопоставлять и анализировать факты.
Тесты перекрестного выбора или тесты на сопоставление, рассчитаны на установление соответствия между элементами множества вопросов и множества ответов. Пример: Решите уравнение. Укажите соответствие между уравнениями и его корнями.
2. 3 4.
Наравне с указанными видами опроса, в своей работе использую: индивидуальные карточки, контрольные листы «Заполни пропуски», «Допиши» и т.д. Пример: Тема: Цилиндр. Конус. «Заполни пропуски»
«Конусом называется ___тело_, которое состоит из ____круга_____ основания конуса, точки, не лежащей в плоскости этого круга, _ вершины _ конуса и всех ____отрезков____, соединяющих вершину конуса с точками основания.
Отрезки, соединяющие соответствующие точки окружностей кругов, называются ___образующими_______ цилиндра.
У цилиндра _основания лежат в параллельных плоскостях.
Поверхность цилиндра состоит из ____оснований______ и боковой поверхности.
Радиусом цилиндра называется ____радиус _______ его основания.
Осью цилиндра называется __прямая, проходящая через ___центры__ оснований.
Высотой конуса называется ____перпендикуляр__, опущенный из его вершины на плоскость __основания.
Осью прямого кругового конуса называется __прямая, содержащая его ____высоту.
Пирамидой, описанной около конуса, называется пирамида, у которой основанием служит многоугольник, ___описанный около основания конуса, а вершина совпадает с __вершиной___ конуса.
Плоскость, параллельная плоскости основания цилиндра, пересекает его боковую поверхность по _____окружности, равной окружности основания».
Организация контрольных работ. Контрольная работа может быть кратковременной и долговременной. Чаще всего применяется для промежуточного контроля, после изучения темы, раздела программы или в конце семестра. Используется с целью проверки знаний, умений и навыков обучающихся, охватывает сравнительно большой материал.
Таким образом, сочетание правильно подобранных видов контроля, представляет собой механизм, который дает возможность провести скрыто процесс определения степени обученности обучающихся. Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков обучающихся способствует выявлению уровня обучаемости, восприятия математической речи студентами, помогает организации дифференцированного подхода на учебных занятиях.