Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Использование сказки «Волк и семеро козлят» в формировании элементарных математических представлений» в старшей группе.»
Конспект НОД «Использование сказки «Волк и семеро козлят»
в формировании элементарных математических представлений»
в старшей группе.
Цель: познакомить с образованием числа 9.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Упражнять в счёте в пределах 8; показать образование числа 9.
- Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
- Упражнять в умении ориентироваться на картинке.
- Учить определять последовательность в чередовании цветов и уметь продолжать цветовой ряд.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Материалы и оборудование: пять картинок с изображением домиков с жильцами (математического, грамматического, творческого, музыкального и сказочного);
музыкальный клип на песню «Приходи сказка» (слова Ю. Кима, муз. В. Дашкевича), музыкальная физкультминутка под детскую песню «Семеро козлят» (ансамбль «Кукутики»), аудиозапись песни "Динь-динь детский сад" (сл. Л. Маграчёва, муз. С. Пожлакова ); две картинки из геометрических фигур с изображением Волка и домика Козы и козлят в лесу (для определения названия геометрических фигур и их количества), фланелеграф, ноутбук, мяч.
Раздаточный материал на каждого ребенка: математические наборы, 10 маленьких кружков белого цвета; большие круги белого, желтого, синего, серого цвета; цветные карандаши красного, желтого, синего цвета; картинка с изображением бус.
Ход занятия:
Начиная работу с детьми по математике, желательно изучить их эмоциональное самочувствие, их отношение к математике. В этом нам поможет один из тестов, который предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности.
Перед детьми на доске 5 домиков с жильцами.
Дети играют. Звенит колокольчик. Дети подходят к доске.
В: Ребята, что вы видите на доске?
Д: Домики.
В: Верно,этодомики. Давайте их посчитаем и каждому домику дадим номер.
Дети считают вслух.
Д: Один, два, три, четыре, пять. Всего пять домиков.
В: Правильно. Кто живет в каждом домике?
Д: В первом домике живут цифры.
В: Как можно назвать этот домик?
Ответы детей.
В: Назовем этот домик математический.
Д: Во втором домике живут буквы.
В: Как можно назвать этот домик?
Ответы детей.
В: Назовем этот домик грамматичекий.
Д: В третьем домике живут цветные карандаши.
В: Как можно назвать этот домик?
Ответы детей.
В: Назовем этот домиктворческий
Д: В четвертом домике живут ноты.
В: Как можно назвать этот домик?
Ответы детей.
В: Назовем этот домик музыкальный.
Д: В пятом домике живут сказки.
В: Как можно назвать этот домик?
Ответы детей.
В: Назовем этот домик сказочный.Ребята!В какой домик вам хотелось бы сразу войти? Почему?
Ответы детей. Большинство детей обычно выбирают сказочный домик.
Вводная часть.
В: Ребята, раз вы выбрали сказочный домик, то давайте ладошками закроем глазки. Дети закрывают ладошками глаза. Начинает звучать песня «Приходи сказка» (слова Ю. Кима, муз. В. Дашкевича).
В: А теперь ладошки убираем и в домик сказок попадаем.
Дети убирают ладошки и смотрят музыкальный клип на песню «Приходи сказка» (слова Ю. Кима, муз. В. Дашкевича).
В: Теперь мы в сказочном домике. Предлагаю поиграть с мячом в дидактическую игру «Назови русскую народную сказку».
Воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок ловит его, называет сказку и бросает мяч обратно.
В: Молодцы! Вспомнили много сказок. А теперь, отгадайте сказку и ее героев.
Загадывание загадки о сказке.
Мы дружно, весело живём И терпеливо маму ждем. Она нам песенку споет, Накормит, молочка нальёт. (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).
Ответы детей. Если дети не отгадали, то предлагается следующая загадка.
В: Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).
Ответы детей.
Основная часть
В: Сказку и героев отгадали. Приглашаю сесть за столы и сосчитать всех героев сказки«Волк и семеро козлят».
Дети садятся за столы.
В: У каждого из вас есть математические наборы, кружки разной величины. Сначала давайте обозначим наших козлят маленькими белыми кружочками. Ребята, сколько маленьких белых кружочков нужно расположить на фланелеграфе? А вы тоже отсчитываете их у себя.
Д: Семь маленьких белых кружочков.
В: Маша, подойди к фланелеграфу, отсчитай и расставь кружочки.
Ребенок расставляет кружочки на фланелеграфе.
В: Сколько всего кружочков ты расставила на фланелеграфе?
М: Всего семь маленьких кружочков.
В: Ребята, посмотрите, Маша правильно отсчитала и расставила кружочки?
Д: Да! Маша правильно отсчитала и расставила кружочки.
В: Давайте к козлятам добавим маму Козу? Мы каким кружком обозначим маму Козу?
Д: Маму Козу обозначим большим белым кругом.
В: К фланелеграфу пойдет Елисей и добавит к маленьким кружкам, какой по величине и цвету кружок?
Е: Большой белый круг.
Ребенок добавляет круг на фланелеграфе.
В: Елисей, сосчитай сколько кружков у нас всего получилось?
Е: Всего восемь кружков.
В: На котором месте по счету стоит белый большой круг?
Д: Белый большой круг стоит на восьмом месте.
В: Ребята, мы всех героев сосчитали?
Д: Нет, остался Волк.
В: Как мы с вами обозначим Волка?
Д: Мы обозначим Волка большим серым кругом.
В: Ева, подойди и добавь большой серый круг.
Ребенок добавляет круг на фланелеграфе.
В: А сейчас мы все вместе сосчитаем кружки. Сколько кружков у нас всего получится?
Дети считают вслух.
Д: Всего девять кружков.
В: Сколько, Артур, белых кружков у нас было?
А: Всего было восемь белых кружков.
В: Какое количество серых кругов мы добавили?
А: Добавили один серый круг.
В: Сколько всех вместе кружков получилось?
Д: Получилось всего девять кружков.
В: Как мы получили число девять?
Д: Мы к восьми добавили один и получилось число девять.
В: На котором по счету месте стоит большой серый круг?
Д: Большой серый круг стоит на девятом месте.
В: Молодцы, вы правильно отвечали и у себя правильно кружки расставляли. А теперь я предлагаю на фланелеграфе выполнить упражнение «Каким по счету стоит Волк?»
Круг серого цвета, обозначающий Волка, переставляется по ряду из кружков. Дети называют его место положения, каким по счету стоит Волк.
В: Вы хорошо справились с упражнением. Перед вами на доске две картинки из геометрических фигур «Домик Козы и козлят в лесу» и «Волк». Предлагаю следующую дидактическую игру «Какие геометрические фигуры имеются на картинке? Сосчитайте их»
Дети называют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб) и считают их количество.
В: Молодцы! Хорошо считали за столом, а теперь считать под музыку начнем. Выходите из-за столов.
В ноутбуке проводится музыкальная физкультминутка под детскую песню «Семеро козлят» (ансамбль «Кукутики»). Дети подпевают и выполняют движения в соответствии с текстом.
1. Раз козленок, два козленок,
Три, четыре, пять,
Шесть козленок, семь козленок,
Любим мы считать.
Всех козлят пересчитали,
А козлята маму ждали.
Мама в лес пошла гулять,
Чтобы травки пощипать.
2.Раз козленок, два козленок,
Три, четыре, пять,
Шесть козленок, семь козленок,
Любим мы считать.
Вот коза травы поела,
У дверей козлятам спела.
Ваша мамочка пришла,
Молочка вам принесла.
3. Раз козленок, два козленок,
Три, четыре, пять,
Шесть козленок, семь козленок,
Любим мы считать.
Снова нету дома мамы,
Кто-то щелкает зубами.
Громко, громко, щелк да щелк,
Знаем это серый волк.
4.Раз козленок, два козленок,
Три, четыре, пять,
Шесть козленок, семь козленок,
Любим мы считать.
А козлята отвечали,
Мы тебя давно узнали,
Волк ты нас не проведешь,
Воешь ты, а не поешь
Физкультминутка заканчивается. Звенит колокольчик. Дети подходят доске.
В: Ребята, перед вами на доске картинка с сюжетом сказки. Сколько изображено козлят?
Д: Семь.
В: Каждому козленку мы сейчас присвоим номер. А теперь предлагаю выполнить следующее упражнение «Где находятся козлята?»
В: Ребята, какой момент сказки вы видите на картинке?
Д: Волк забежал в избушку козлят.
В: Что делают козлята?
Д: Козлята прячутся от Волка.
В: Внимательно посмотрите на картинку и расскажите, где находится каждый козленок?
Ответы детей. Дети употребляют слова и предлоги: справа, слева, выше, ниже, над, под, перед, за, на, в.
В: Молодцы, вы правильно выполнили упражнение. Дело в том, что когда мама Коза искала козлят, то рассыпала свои бусы. Давайте ей поможем и соберем их.
Поможем?
Д: Да!
В: Ребята, садитесь за столы.
Дети садятся за столы.
В: Чтобы выполнить задание «Поможем маме Козе собрать бусы», надо каждому рассмотреть картинку с изображением бус.Какого цвета бусинки?
Д: Красного, желтого, синего и белого.
В: Внимательно посмотрите, как друг за другом располагаются цветные бусинки? Какая по цвету идет за какой? А затем возьмите цветные карандаши, раскрасьте белые бусинки в том же порядке.
Дети выполняют задание, раскрашивают бусинки.
В: Молодцы! Справились с заданием! Мама Коза очень вами довольна.
В знак благодарности, мама Коза сегодня попросила поваров детского сада включить в меню салат из свежей капусты и моркови, который содержит много витаминов и очень полезен для здоровья.
Заключительная часть
В: Ребята! Пора возвращаться в детский сад. Опять все дружно, ладошками глазки закрываем.
Дети закрывают ладошками глаза. Начинает звучать аудиозапись песни "Динь-динь детский сад" (сл. Л. Маграчёва, муз. С. Пожлакова ).
В: А теперь ладошки убираем и в группу попадаем.
Дети убирают ладошки.
В: Какая сказка помогла нам научиться считать до 9?