Конспект урока по математике для учащихся 5 класса по теме «Математический язык» по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича.
Цель урока: формировать представления о математическом языке, повторить понятие числовых и буквенных выражений, формировать умение переводить математические словесные предложения в числовые и буквенные выражения и объяснять значение буквенных выражений.
Предметные: знать понятие математического языка, уметь составлять буквенные выражения по заданному условию, переводить математические выражения в словесную формулировку.
Личностные: готовность оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.
Оборудование: раздаточный материал, проектор.
Этап урока | Деятельность учителя | Задания для учащихся выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
1.Организационный момент | Приветствие, проверка подготовленности к занятию, организация внимания детей. | Чем занимались на прошлом уроке? Зачем нужно упрощать выражения? | Включаются в деловой ритм. Упрощали выражения. Уменьшить вычисления, уменьшить запись. | | Л: самоопределение. К: планирование сотрудничества с учителем и учениками |
2. Устная работа. Актуализация знаний. Информационно-коммуникационная технология | Предлагает в ходе решения устных заданий повторить законы арифметических действий, с помощью которых выполняются задания. | 1.Упростите выражения СЛАЙД 1 2. Найдите значения выражений удобным способом. СЛАЙД 2 3. Какие выражения записаны? 4.В каких выражениях нашли значения? 5. Можем ли найти значения буквенных выражений? 6.Найдите значение последнего выражения при х=0. | 1.2. Выполняют задания устного счета (во время работы взаимодействуют с учителем) 3. Буквенные и числовые выражения. 4. В числовых. 5. Когда будем знать значение переменной. 6. 0 | Повторить законы арифметических действий, понятие коэффициент, подобные слагаемые. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем П: умение устанавливать аналогии, умение действовать по алгоритму |
3. Целеполагание и мотивация. Технология проблемного диалога (сообщение темы с мотивирующим приемом) | Подготовить к изучению новой темы. Предлагает ответить на вопросы. После ответов предлагает выдвинуть предположение о теме и цели урока. | 1.Какой язык использовали для записи выражений?(предлагает, используя наглядность, вспомнить мат. алфавит, мат. знаки, как некоторые из них читаются, что объединяет все эти символы, для чего они предназначены, провести аналогию с алфавитом русского языка.) СЛАЙД 3 2.Попрбуйте сформулировать тему урока. 3.Какую цель можем поставить на урок (при изучении нового языка чему должны научиться)? 4.Что для этого должны знать? | 1.Математический язык 2. Математический язык. 3.Читать на математическом языке, переводить словесные формулировки на математический язык. 4.Знать как читаются буквы лат. алфавита, мат. символы, знаки, как называются выражения в которых используются знаки +,-,*, : . Записывают тему урока. | | Р: целеполагание Л: самоопределение- мотивация учения П: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, логическое выдвижение К: умение слушать и понимать речь других, умение строить аналогии |
4.Усвоение новых знаний и способов усвоения. Технология оценивания | Предлагает выполнить индивидуальную работу Одного ученика вызывает к доске для проверки задания | В таблице № 1 раздаточного материала соединить стрелками название выражения и знак который в нем используют. СЛАЙД 4 | Работают индивидуально, соотносят знак и название выражения. Оценивают ответ одноклассника, выполняют самопроверку. | Применять изученные ранее знания, читать математические символы, знать смысл терминов «сумма», «произведение», «разность», «частное» | П: уметь ориентироваться в своей системе знаний К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Л: самоопределение-мотивация учения |
5. Первичное закрепление. Технология обучения в сотрудничестве Здоровье сберегающая технология | Предлагает выполнить задание на формирование умений: сначала индивидуально, затем в паре, потом в группе. Предлагает вопросы на рефлексию. | В таблице № 2 записать буквенные выражения, соответствующие данной словесной формулировке. СЛАЙД 5 Какое задание показалось самым трудным, какие задания выполнили без ошибок? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД 6 | Работают индивидуально. Работают в паре с соседом по парте. Работают в группе по 4 человека. Выполняют проверку. Каждая группа высказывает свое мнение. Сверяются с эталоном на доске. Отвечают на вопросы учителя, проводят рефлексию своим действиям | Составлять числовые и буквенные выражения по заданной словесной формулировке. | К: уметь слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить или отстоять свою точку зрения, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Л: формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
6. Первичное закрепление(обратная задача) Технология оценивания учебных успехов | Предлагает выполнить обратное задание – записать словесную формулировку по заданному буквенному выражению. После выполнения работы предлагает поменяться тетрадями и выполнить взаимопроверку по эталону Предлагает озвучить проблемы при выполнении, провести рефлексию своим действиям | В таблице № 3 записать словесную формулировку буквенных выражений. Закончите фразы: «выполняя это задание, у меня не получилось…», «мне было трудно выполнить…», «я понял, как выполнять…» | Работают индивидуально, затем проводят взаимопроверку. Сверяются с эталоном. Проводят рефлексию своим действиям. | Переводить математические выражения в словесную форму. | Р: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П: уметь классифицировать и систематизировать Л: готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя К: планирование учебного сотрудничества с товарищем |
7. Организация первичного контроля. | Предлагает вспомнить понятия натурального числа, двузначного числа, трехзначного числа. Проводит математический диктант (по .№ 262 учебника) Предлагает выполнить самопроверку с помощью учебника, оценить себя по заданным критериям. | Какие числа называем натуральными? Назовите самое большое (маленькое) двузначное, трехзначное числа. Откройте учебник стр. 77 №262, проверьте свою работу, оцените: 4зад. – «5» 3 зад. – «4» 2 зад. – «3» | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания математического диктанта. Выполняют проверку. Оценивают свою работу по критериям. | Знать понятие натурального числа, виды натуральных чисел. Владеть математическим языком. | Л: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовность оценивать свою работу Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию. П: умение устанавливать аналогии, владеть общим приемом решения задач |
8. Подведение итогов урока | | 1.Что изучали на уроке? 2.Чему научились ? 3.Где это может пригодиться? Мы продолжим применять полученные навыки на следующем уроке при составлении математических моделей. | 1.Математический язык 2.Составлять буквенные выражения по словесной формулировке, переводить буквенные выражения в словесную форму. 3.При переводе условия текстовой задачи на математический язык. | | П: самостоятельное выделение познавательной цели Л: формирование навыков анализа К: поддерживать инициативное сотрудничество Р: осознавать уровень освоения знаний |
9. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание | № 263,270(а), 271 | Записывают домашнее задание | | |
10. Рефлексия | Предлагает ответить на вопросы | Сегодня я узнал… Было трудно… Было интересно… Я понял… Теперь я могу…. И т.д. | | | К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Л: формирование устойчивой мотивации к обучению. |
Приложение.