Данная статья необходима учителю математики для повышения качества знаний по предмету, а так же для того, чтобы разнообразить уроки и повысить интерес у учащихся к изучаемому предмету. Полезна будет данная работа и учителям информатики при проведении совместных уроков математики и информатики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компьютерные технологии на уроках математики »
Е.А.Евреинова, учитель математики
МБОУ гимназии «УВК №1», 2012/2013 гг
Использование инновационных
компьютерно- информационных
технологий на уроках математики.
Внедрение современных технологий в учебный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Компьютерная грамотность стала необходимой составляющей профессионального уровня учителя и ученика, что позволяет широко использовать информационные технологии на уроках.
На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющими компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становиться ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
В системе такого обучения различают два типа деятельности-
о б у ч а ю щ и й и у ч е б н ы й .
Для первого характерно непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером. Компьютер определяет то задание, которое предъявляется обучаемым, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. Здесь обучение протекает, как правило, без учителя. Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером, не обучаемого, а педагога. Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, например, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных ошибок и затраченного времени ;данные могут накапливаться, и компьютер может сравнивать показатели различных учащихся по решению одних и тех же заданий или показатели одного учащегося за определенный промежуток времени. Он также может давать рекомендации о целесообразности применения конкретных обучающих воздействий к тем или иным обучаемым. Обычно этот тип компьютерного обучения используется, когда нельзя снабдить каждого учащегося персональным компьютером, и он выступает в рамках традиционного обучения- как одно из средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями и т.д.
В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах урока- при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Остановимся на некоторых из них.
1.Объяснение нового материала.
На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
При изучении новой темы можно повести урок – лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.
Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд- фильма, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд- фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
2.Решение текстовых задач.
На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом , так и в общем видах, причем, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер прм помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания.
3.Контроль знаний.
При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов:
-выбор ответа из предлагаемых вариантов;
-написать правильный ответ.
Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.
Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера . Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе переключение на английский язык и умения набирать формулы с помощью специальных программ.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели , игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.
Рассмотрим применение компьютерных технологий на одном из уроков геометрии по теме «Симметрия. Основные понятия.»
Урок изучения нового материала и закрепления знаний можно проводить по методу проекта. В ходе урока учащиеся должны создать проект- компьютерную презентацию по определенной теме. Класс разбит на группы, которые работают над проектами по заданным схемам.
Теоретики подбирают теоретический и исторический материал, создают слайд.
Практики работают по карточкам, решают вычислительные задачи по рассматриваемой теме.
Технические редакторы работают на компьютере, выбирают макет, шаблон оформления, набирают текст.
В конце урока группы защищают созданные проекты, обосновывая при этом выбор тех или иных компьютерных программ.
Во время защиты каждый ученик в классе активно участвует в оценивании результатов работы, выставляя от 0 до 5 баллов по следующим пунктам:
-содержание теоретического материала,
-наличие дополнительного материала, углубление по выбранному вопросу,
-наличие исторического материала,
-количество и уровень представленных задач,
-эстетичность оформления,
-проведение защиты.
Результаты ребята заносят в свой таблицы, подсчитывают итоговый балл, и во время обсуждения дают советы и рекомендации одноклассникам.
Некоторые темы, рассмотренные на уроках , в дальнейшем перерастают в проекты для кружковой или исследовательской работы.
Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствует развитию самостоятельности. Учащийся может наблюдать на экране, что получается после осуществления той или иной операции, как меняется значение выражения, когда меняется тот или иной параметр.
Небольшой опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Одним из примеров такой деятельности – интегрированный урок по геометрии и информатике в 9 классе :
«Уравнение окружности.
Условный оператор :составные условия.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок по теме «Уравнение окружности. Условный оператор: составные условия» является интегрированным и входит в состав содержательной линии «Информационные технологии».
Данный урок рассматривается как обобщающий по пройденным темам геометрии и информатики и дает возможность ученикам на практике использовать полученные ими на уроках знания, умения и навыки. Сам урок, предшествующий ему подготовительный этап, направлены на:
- формирование у учащихся ценностного отношения к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию как особому информационному процессу, воспитание у них стремления к самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа- и Интернет- ресурсов;
- подготовку школьников к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий;
- формирование понятий о культуре современного труда, стимулирование успешного обучения и личностного самоопределения.
Проведению урока предшествовала подготовительная работа, в которой принимали участие, как учителя, так и учащиеся. На уроке геометрии учащимся при изучении темы «Уравнение окружности» было дано задание найти в дополнительной литературе, энциклопедиях, справочниках, Интернете информацию, связанную с жизнью великих ученых математиков: Блеза Паскаля, Пьера Ферма, Рене Декарта. Найденная учащимися информация: фотографии, сайты, биографические сведения были использованы на уроке математики в качестве основы для докладов и сообщений, на уроках информатики как текстовый и графический материал при повторении и совершенствовании навыков работы со следующими программными приложениями:
Текстовый редактор Microsoft Word;
Графический редактор Paint;
Microsoft Power Point.
Так, например, на уроках информатики при повторении темы «Создание презентаций Microsoft Power Point» учащиеся были разделены на творческие группы, итогом работы которых стали презентации на темы: «Великие французские математики», «Блез Паскаль: жизнь после смерти».
При повторении темы «Графические редакторы» учащимся было дано задание: создать средствами любого известного им графического редактора чертеж окружности, с различными координатами ее центра.
При работе с текстовым редактором, осваивая технику работы со вставкой в текст графических объектов, учащимся было дано задание создать текстовый документ – раздаточные карточки – содержащие чертеж окружности и задание составить программу, определяющую попадание точки с заданными координатами в области на чертеже.
Продолжительность урока – 1 час.
Первая часть урока – повторение вариаций уравнения окружности в зависимости от расположения ее центра на координатной плоскости. Фронтальный опрос сопровождается демонстрацией заданий с помощью презентации «Уравнение окружности».
Вторая часть – выполнение проверочных заданий на основе компьютерного тестирования с помощью программы «Уравнение окружности», написанной на языке Visual Basic.
Третья часть – создание программы на языке Турбо-Паскаль по заданиям карточкам на определение попадания точек с заданными координатами в область, указанную на рисунке.
Четвертая часть – выступление учащихся с сообщениями о жизни Пьера Ферма, Блеза Паскаля, Рене Декарта. Подведение итогов урока.
Технические требования к технике и программному обеспечению:
для проведения урока использовались компьютеры «Aquarius»;
ОС Windows XP;
Microsoft Office 2003;
программа дистанционного управления компьютерами NetOP School (с помощью которой учитель имеет возможность проследить со своего компьютера за работой каждого учащегося или группы, а также выполнить проверку выполняемых заданий);
тестовая программа «Уравнение окружности», реализованная на языке Visual Basic, содержащая базу данных вопросов по теме с пятью вариантами ответов (вопросы выбираются случайным образом, имеются вопросы как с одним правильным вариантом ответа, так и с несколькими);
программа Pascal для Windows.
Вопросы к заданиям.
№№
vopros
vo1
vo2
vo3
vo4
vo5
kluch
1
Укажите уравнение окружности с центром в начале координат.
(x+1)^2+(y-2)^2=81.
(x-2)^2+(y+1)^2=81.
(x-1)^2+(y-2)^2=81.
(x+1)^2+(y+2)^2=81.
(x+0)^2+(y-0)^2=81.
00005
2
Укажите какие точки лежат на окружности, заданной уравнением (x-1/2)^2+y^2=1/4.
A(3;-4).
B(1;0).
C(0;5).
D(0;0)
E(0;1)
00010
7
Укажите какие точки лежат внутри круга, ограниченного окружностью, заданной уравнением (x+5)^2+(y-1)^2=16.
A(-2;4).
B(-5;-3).
C(-7;-2).
D(1;5)
E(0;0)
00100
4
Укажите какие точки лежат на окружности, заданной уравнением x^2+y^2=25.
A(3;-4).
B(1;0).
C(0;5).
D(0;0)
E(0;1)
00100
5
Укажите какие точки лежат на окружности, заданной уравнением (x+5)^2+(y-1)^2=16.
A(-2;4).
B(-5;-3).
C(-7;-2).
D(1;5)
E(0;0)
01000
3
Укажите какие точки лежат на окружности, заданной уравнением (x-1)^2+(y+3)^2=9?
A(3;-4).
B(1;0).
C(0;5).
D(0;0)
E(0;1)
01000
6
Укажите какие точки лежат вне круга, ограниченного окружностью, заданной уравнением (x+5)^2+(y-1)^2=16.
A(-2;4).
B(-5;-3).
C(-7;-2).
D(1;5)
E(0;0)
10011
Карточки задания
I вариант
1. Составить программу, которая определяет попадание точки с заданными координатами (x;y) в закрашенную область на рисунке.
2. Указать координаты точек:
a) A( ; ) – на границе области;
б) B( ; ) – вне закрашенной области;
в) C( ; ) - внутри закрашенной области.
II вариант
1. Составить программу, которая определяет попадание точки с заданными координатами (x;y) в закрашенную область на рисунке.
2. Указать координаты точек:
a) A( ; ) – на границе области;
б) B( ; ) – вне закрашенной области;
в) C( ; ) - внутри закрашенной области
III вариант
1. Составить программу, которая определяет попадание точки с заданными координатами (x;y) в закрашенную область на рисунке.
2. Указать координаты точек:
a) A( ; ) – на границе области;
б) B( ; ) – вне закрашенной области;
в) C( ; ) - внутри закрашенной области
IV вариант
1. Составить программу, которая определяет попадание точки с заданными координатами (x;y) в закрашенную область на рисунке.
2. Указать координаты точек:
a) A( ; ) – на границе области;
б) B( ; ) – вне закрашенной области;
в) C( ; ) - внутри закрашенной области
V вариант
1. Составить программу, которая определяет попадание точки с заданными координатами (x;y) в закрашенную область на рисунке.
2. Указать координаты точек:
a) A( ; ) – на границе области;
б) B( ; ) – вне закрашенной области;
в) C( ; ) - внутри закрашенной области
VI вариант
1. Составить программу, которая определяет попадание точки с заданными координатами (x;y) в закрашенную область на рисунке.
2. Указать координаты точек:
a) A( ; ) – на границе области;
б) B( ; ) – вне закрашенной области;
в) C( ; ) - внутри закрашенной области
VII вариант
1. Составить программу, которая определяет попадание точки с заданными координатами (x;y) в закрашенную область на рисунке.
2. Указать координаты точек:
a) A( ; ) – на границе области;
б) B( ; ) – вне закрашенной области;
в) C( ; ) - внутри закрашенной области
VIII вариант
1. Составить программу, которая определяет попадание точки с заданными координатами (x;y) в закрашенную область на рисунке.
2. Указать координаты точек:
a) A( ; ) – на границе области;
б) B( ; ) – вне закрашенной области;
в) C( ; ) - внутри закрашенной области
Литература:
1.Атанасян Л.С. Геометрия 7-9 2009 г
2.Бевз Г.П. Геометрия 7-11 М.Просвещение 1994г
3Глейзер Г.Д. Геометрия :учебное пособие для старших классов общеобразовательных и специальных заведений М: Просвещение 1994 г
4.Яровенко»Поурочные разработки по геометрии» 2006г