kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кодирование информации на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способы кодирования информации – это субъективные средства, с помощью которых в индивидуальном опыте отражается окружающий мир и которые обеспечивают организацию этого опыта для будущего интеллектуального поведения.

Овладению словесно-символическим способом кодирования информации служит учебный материал, который:

ориентирует на самостоятельную формулировку признаков и определения, а так же на сравнение разных словесно-символических форм представления объекта;

осуществление перевода информации с родного языка на язык математики,
и наоборот;

стимулирует к работе со справочниками, словарями, историческими материалами и т.д.

Визуальный способ кодирования информации используется и развивается
с помощью учебного материала, побуждающего школьников:

  • к созданию нормативных образов и работе с ними;
  • к активному преобразованию наглядного или мысленного образа – вычленение  его отдельных элементов, перестройке исходного образа в соответствии
    с требованиями задачи;
  • к развитию образа в ходе рассуждения;
  • к установлению связей данного образа с рядом других образов;
  • к передаче в образных формах существенных характеристик математического объекта и т.д.

Сенсорный способ кодирования информации развивается благодаря наличию 
в учебном материале:
•    практических работ, требующих осуществление предметных действий;
•    заданий, обеспечивающих подключение житейских впечатлений учащихся;
•    метафор и ассоциаций, стимулирующих учеников к эмоциональным оценкам изучаемого материала и т.д.

На все способы кодирования информации в статье приведены примеры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кодирование информации на уроках математики »

Кодирование информации на уроках математики.


Будущее любой страны зависит от количества умных людей в общем составе населения. Поэтому основное назначение современной школы – развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого ученика, учет его индивидуальных особенностей, всестороннее развитие каждой личности.

Как вы, в первую очередь, отреагируете, если неожиданно для себя испытаете чувство огромной радости?

а) сделаете обрадованное лицо
б) закричите от радости
в) запрыгаете от радости

Если у вас ответ «а», вы полагаетесь на зрительное восприятие.
Вы - визуал и учитесь глазами;

если у вас «б», вы полагаетесь на слуховое восприятие.
Вы – аудиал и учитесь ушами;

если у вас «в», вы полагаетесь на кинестетическое восприятие.
Вы кинестетик и учитесь в движении и руками.

В составе любой аудитории будут и визуалы, и аудиалы, и кинестетики.

Также и в каждом классе, перед нами - девчонки и мальчишки, которые различными способами воспринимают информацию. А учить надо всех!

Успешность педагогической деятельности, в первую очередь, зависит от того, насколько применяемые формы, методы и средства обучения соответствуют закономерностям детской психологии. При обучении в психологически комфортном режиме у ребёнка появляется чувство интеллектуальной состоятельности и успешности
в своей учебной деятельности.

За годы педагогической деятельности я не раз задавалась вопросом, как лучше
и доступнее донести до школьников основы математических знаний. Для меня, учителя математики, открыт огромный набор различных программ. Как сделать нужный выбор? Выбор учебно - методического комплекса, прогнозирование результатов обучения, подбор дополнительной литературы и дидактического материала – первая ступенька
к реализации комплекса задач, стоящих передо мною. За годы работы в школе мне пришлось освоить учебники разных авторов.

Мне приходится работать в классах самого разного типа. Кроме того, работаю
с детьми, обучающимися по разным системам: и по традиционной, и по программе развивающего обучения, и по программе 2100.

Именно эти обстоятельства и побудили меня выбрать такую модель обучения,
в которой я смогла найти те учебные математические и дидактические материалы, которые учитывают закономерности умственного развития учащегося.

Я остановилась на учебных пособиях по математике для учащихся 5-6 классов МПИ-проекта.

МПИ – математика, психология, интеллект. Это образовательный проект, ориентированный на интеллектуальное развитие и интеллектуальное воспитание учащихся на основе обогащения их ментального (умственного) опыта. Руководители проекта - Эмануила Григорьевна Гельфман (г.Томск), доктор педагогических наук, профессор и Марина Александровна Холодная (г. Москва) – доктор психологических наук, профессор.

Учебники разработаны с учетом основных положений деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов к организации содержания современного школьного математического образования.

В целом, учебные пособия МПИ-проекта отличает то, что они построены с учетом психологических закономерностей развития учащихся.

Математический материал представлен по принципу «текст в контексте», а именно: математические сведения излагаются в нематематическом контексте с использованием сюжетных историй (в виде истории жизни обитателей Муми-дома, сказочного путешествия Ивана-царевича, детективного происшествия), психологических комментариев, размышлений физика, историко-культурных материалов.

Основная часть учебных текстов организована в виде прямых и косвенных диалогов (общаются между собой персонажи сюжетных историй, через текст идут постоянные обращения к ребенку как читателю и т.д.).

Изложение материала ведется проблемно, эмоционально, учащиеся учатся перерабатывать информацию, планировать и контролировать свою умственную деятельность. Учебники МПИ-проекта создают условия для самообразования учащихся. Учебный текст учитывает различные интеллектуальные склонности учащихся, опирается на их личный опыт. Учащиеся вместе с авторами переходят от незнания к знанию.

Как показал многолетний опыт, учебные пособия МПИ-проекта не только обеспечивают обязательный минимум, но создают условия для расширения математического кругозора учащихся. Кроме того, в каждом учебном пособии имеется материал для поддержки тех учащихся, которые испытывают затруднения в усвоении математики.

Особое внимание уделяется индивидуализации обучения средствами учебных текстов за счет учета индивидуальных познавательных стилей учащихся.

МПИ-проект представляет обогащающую модель обучения. Основное назначение которой – интеллектуальное воспитание учащихся на основе актуализации и обогащения индивидуального ментального (т.е. умственного) опыта каждого ребенка в процессе изучения математики, что означает, во-первых, формирование основных его компонентов (когнитивного, метакогнитивного и интенционального) и, во-вторых, рост его индивидуального склада ума.

Когнитивный опыт – психические механизмы, отвечающие за эффективную переработку информации, а именно: способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические структуры и понятийные структуры.

Способы кодирования информации – это субъективные средства, с помощью которых в индивидуальном опыте отражается окружающий мир и которые обеспечивают организацию этого опыта для будущего интеллектуального поведения.
«В информационном обмене человека с окружающей средой, по-видимому, участвуют три основные формы опыта:
1) в виде знаков (словесно-речевой способ кодирования информации);
2) в виде образов (визуально-пространственный способ кодирования информации);
3) в виде чувственно-сенсорных впечатлений (чувственно-сенсорный способ кодирования информации)».

Овладению словесно-символическим способом кодирования информации служит учебный материал, который:

ориентирует на самостоятельную формулировку признаков и определения, а так же на сравнение разных словесно-символических форм представления объекта;

осуществление перевода информации с родного языка на язык математики,
и наоборот;

стимулирует к работе со справочниками, словарями, историческими материалами и т.д.

Примеры заданий:

  • Из данных выражений: а) а – (в+с); б) а-в-с; в) а – (в-с);
    г) а+в-с

выберите те, которые соответствуют условию задачи: «После того, как я положил на свой счет в банке В рублей, (например 1540 р.), а затем еще С рублей (230 р.),
на счету стало А рублей (3000 р.). Сколько рублей было на счету первоначально?»

  • В каких случаях сумма целых чисел положительно? Отрицательна? В каких случаях для нахождения суммы целых чисел вам придется а) складывать натуральные числа; б) вычитать натуральные числа?

  • Сформулируйте универсальный метод сравнения дробей и оформите свою работу
    в виде грамотки.

Эти задания учащиеся выполняют по-разному, согласно своим познавательным стилям.

Визуальный способ кодирования информации используется и развивается
с помощью учебного материала, побуждающего школьников:

  • к созданию нормативных образов и работе с ними;

  • к активному преобразованию наглядного или мысленного образа – вычленение его отдельных элементов, перестройке исходного образа в соответствии
    с требованиями задачи;

  • к развитию образа в ходе рассуждения;

  • к установлению связей данного образа с рядом других образов;

  • к передаче в образных формах существенных характеристик математического объекта и т.д.

Но перед тем как перейти к созданию образов математических понятий учащиеся пробуют рисовать портреты слов «доброта», «тайна».

А затем уже к образам математических понятий.


К такого типа заданиям относятся упражнения, в которых учащиеся используют нормативные образы: числовой, числовая прямая, таблица разрядов.

Большое значение в переработке информации имеют личностно-своеобразные образы, возникающие у учащихся.

Например: иллюстрация понятия «Модуль».


│Карабас-Барабас│= добрый дядя;
│Мальвина │= Мальвина;

│пустой карман│= пустой карман


Сенсорный способ кодирования информации развивается благодаря наличию
в учебном материале:

  • практических работ, требующих осуществление предметных действий;

  • заданий, обеспечивающих подключение житейских впечатлений учащихся;

  • метафор и ассоциаций, стимулирующих учеников к эмоциональным оценкам изучаемого материала и т.д.

Пример задания:

Какой смысл придают паре противоположных чисел, если речь идет:
а) о температуре воздуха;
б) об изменении количества денег в банке?

Формированию семантических структур, то есть системы значений вводимых математических терминов, способствует учебный материал, который:

  • раскрывает различные значения одного и того же термина;

  • показывает историю развития понятия;

  • позволяет устанавливать разнообразные связи между рассматриваемыми математическими понятиями и т.д.

Пример задания

«Сумма двух имуществ есть имущество, двух долгов – долг, имущества и долга – есть разность, а если они равны – нуль. Сумма нуля и долга есть долг, имущества и нуля – имущество, двух нулей - нуль». Переведите эти тексты на современный математический язык.

Слово «имущество» будет соответствовать математическому слову – положительный, а слово «долг» - отрицательный.

Работа, направленная на овладение способами кодирования информации, развитие семантических структур, способствует формированию понятийных структур.

Выстраивание в ментальном опыте ребенка понятийных структур предполагает постепенное введение математических понятий. Одной из фаз формирования понятия является свертывание – экстренная реорганизация всего множества имеющихся у ребенка сведений относительно данного понятия и превращение их в обобщенную структуру знаний. Т.е. субъективный образ понятия должен быть поставленным в сжатой, концентрированной форме.

Именно на этой фазе детям предоставляется широкое поле деятельности для проявления творчества, фантазии.

Вот одно из таких заданий – написать рекламу или антирекламу дроби 8/12.

Ребята с удовольствием берутся за сочинение стихов по теме, изготовление рекламы и антирекламы математических понятий. Важно, чтобы была организована работа по формированию у учащихся умения переходить от одного способа представления информации к другому.

Именно механизм взаимоперехода в системе трёх способов кодирования информации оказывает влияние на две основные линии интеллектуального развития ребёнка. Его сформированность определяет, во-первых, рост понятийной компетентности за счёт интеграции различных форм опыта, во-вторых, рост индивидуализации интеллектуальной деятельности за счёт выявления индивидуальных стилей кодирования информации. Задания на представление учебной информации
в разных формах позволяет учителю реализовать личностно-ориентированный подход на уроках математики. А ученикам с разными познавательными склонностями успешно усваивать материал; активно использовать свои житейские знания и личный опыт; предоставляется возможность проявить свои интуитивные впечатления, догадки
и предположения.






Литература:

  1. Концепция и программа проекта «Математика. Психология. Интеллект». Математика 5-9 классы – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1999 г.

  2. Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Жилина Е.И., Лобаненко Н.Б., Малова И.Е. Обогащающая модель в проекте МПИ: проблемы, сомнения, открытия. Методические указания, книга для учителя - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1998 г.

  3. М.А.Холодная. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во Том. Ун-та. Москва: Изд-во «Барс». 1997г.-С.176

  4. Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Жилина Е.И., Лобаненко Н.Б. «Десятичные дроби в Муми-доме». Учебное пособие по математике для 5-го класса. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1998г.

  5. Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Жилина Е.И., Лобаненко Н.Б. «Положительные и отрицательные числа» Учебное пособие по математике для 6-го класса. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1998г



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кодирование информации на уроках математики

Автор: Лемешова Ольга Петровна

Дата: 23.09.2014

Номер свидетельства: 114390

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Использование современных образовательных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "181925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425409573"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок математики в 1 классе "Сантиметр." Система Л.В.Занкова "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-matiematiki-v-1-klassie-santimietr-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "136546"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417116784"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок математики в 1 классе  по теме: "Сантиметр." Система Л.В.Занкова "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-matiematiki-v-1-klassie-po-tiemie-santimietr-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "136550"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417117044"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока математики в 1 классе "Задача. Знакомство с понятием". Система Л.В.Занкова."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_v_1_klassie_zadacha_znakomstvo_s_poniatiiem_sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "354280"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478017071"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока"Метод координат" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-mietod-koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "105819"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402913850"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства