Способы кодирования информации – это субъективные средства, с помощью которых в индивидуальном опыте отражается окружающий мир и которые обеспечивают организацию этого опыта для будущего интеллектуального поведения.
Овладению словесно-символическим способом кодирования информации служит учебный материал, который:
ориентирует на самостоятельную формулировку признаков и определения, а так же на сравнение разных словесно-символических форм представления объекта;
осуществление перевода информации с родного языка на язык математики,
и наоборот;
стимулирует к работе со справочниками, словарями, историческими материалами и т.д.
Визуальный способ кодирования информации используется и развивается
с помощью учебного материала, побуждающего школьников:
к созданию нормативных образов и работе с ними;
к активному преобразованию наглядного или мысленного образа – вычленение его отдельных элементов, перестройке исходного образа в соответствии
с требованиями задачи;
к развитию образа в ходе рассуждения;
к установлению связей данного образа с рядом других образов;
к передаче в образных формах существенных характеристик математического объекта и т.д.
Сенсорный способ кодирования информации развивается благодаря наличию
в учебном материале:
• практических работ, требующих осуществление предметных действий;
• заданий, обеспечивающих подключение житейских впечатлений учащихся;
• метафор и ассоциаций, стимулирующих учеников к эмоциональным оценкам изучаемого материала и т.д.
На все способы кодирования информации в статье приведены примеры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кодирование информации на уроках математики »
Кодирование информации на уроках математики.
Будущее любой страны зависит от количества умных людей в общем составе населения. Поэтому основное назначение современной школы – развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого ученика, учет его индивидуальных особенностей, всестороннее развитие каждой личности.
Как вы, в первую очередь, отреагируете, если неожиданно для себя испытаете чувство огромной радости?
а) сделаете обрадованное лицо б) закричите от радости в) запрыгаете от радости
Если у вас ответ «а», вы полагаетесь на зрительное восприятие. Вы - визуал и учитесь глазами;
если у вас «б», вы полагаетесь на слуховое восприятие. Вы – аудиал и учитесь ушами;
если у вас «в», вы полагаетесь на кинестетическое восприятие. Вы кинестетик и учитесь в движении и руками.
В составе любой аудитории будут и визуалы, и аудиалы, и кинестетики.
Также и в каждом классе, перед нами - девчонки и мальчишки, которые различными способами воспринимают информацию. А учить надо всех!
Успешность педагогической деятельности, в первую очередь, зависит от того, насколько применяемые формы, методы и средства обучения соответствуют закономерностям детской психологии. При обучении в психологически комфортном режиме у ребёнка появляется чувство интеллектуальной состоятельности и успешности в своей учебной деятельности.
За годы педагогической деятельности я не раз задавалась вопросом, как лучше и доступнее донести до школьников основы математических знаний. Для меня, учителя математики, открыт огромный набор различных программ. Как сделать нужный выбор? Выбор учебно - методического комплекса, прогнозирование результатов обучения, подбор дополнительной литературы и дидактического материала – первая ступенька к реализации комплекса задач, стоящих передо мною. За годы работы в школе мне пришлось освоить учебники разных авторов.
Мне приходится работать в классах самого разного типа. Кроме того, работаю с детьми, обучающимися по разным системам: и по традиционной, и по программе развивающего обучения, и по программе 2100.
Именно эти обстоятельстваи побудили меня выбрать такую модель обучения, в которой я смогла найти те учебные математические и дидактические материалы, которые учитывают закономерности умственного развития учащегося.
Я остановилась на учебных пособиях по математике для учащихся 5-6 классов МПИ-проекта.
МПИ – математика, психология, интеллект. Это образовательный проект, ориентированный на интеллектуальное развитие и интеллектуальное воспитание учащихся на основе обогащения их ментального (умственного) опыта. Руководители проекта - Эмануила Григорьевна Гельфман (г.Томск), доктор педагогических наук, профессор и Марина Александровна Холодная (г. Москва) – доктор психологических наук, профессор.
Учебники разработаны с учетом основных положений деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов к организации содержания современного школьного математического образования.
В целом, учебные пособия МПИ-проекта отличает то, что они построены с учетом психологических закономерностей развития учащихся.
Математический материал представлен по принципу «текст в контексте», а именно: математические сведения излагаются в нематематическом контексте с использованием сюжетных историй (в виде истории жизни обитателей Муми-дома, сказочного путешествия Ивана-царевича, детективного происшествия), психологических комментариев, размышлений физика, историко-культурных материалов.
Основная часть учебных текстов организована в виде прямых и косвенных диалогов (общаются между собой персонажи сюжетных историй, через текст идут постоянные обращения к ребенку как читателю и т.д.).
Изложение материала ведется проблемно, эмоционально, учащиеся учатся перерабатывать информацию, планировать и контролировать свою умственную деятельность. Учебники МПИ-проекта создают условия для самообразования учащихся. Учебный текст учитывает различные интеллектуальные склонности учащихся, опирается на их личный опыт. Учащиеся вместе с авторами переходят от незнания к знанию.
Как показал многолетний опыт, учебные пособия МПИ-проекта не только обеспечивают обязательный минимум, но создают условия для расширения математического кругозора учащихся. Кроме того, в каждом учебном пособии имеется материал для поддержки тех учащихся, которые испытывают затруднения в усвоении математики.
Особое внимание уделяется индивидуализации обучения средствами учебных текстов за счет учета индивидуальных познавательных стилей учащихся.
МПИ-проект представляет обогащающую модель обучения. Основное назначение которой – интеллектуальное воспитание учащихся на основе актуализации и обогащения индивидуального ментального (т.е. умственного) опыта каждого ребенка в процессе изучения математики, что означает, во-первых, формирование основных его компонентов (когнитивного, метакогнитивного и интенционального) и, во-вторых, рост его индивидуального склада ума.
Когнитивный опыт – психические механизмы, отвечающие за эффективную переработку информации, а именно: способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические структуры и понятийные структуры.
Способы кодирования информации – это субъективные средства, с помощью которых в индивидуальном опыте отражается окружающий мир и которые обеспечивают организацию этого опыта для будущего интеллектуального поведения. «В информационном обмене человека с окружающей средой, по-видимому, участвуют три основные формы опыта: 1) в виде знаков (словесно-речевой способ кодирования информации); 2) в виде образов (визуально-пространственный способ кодирования информации); 3) в виде чувственно-сенсорных впечатлений (чувственно-сенсорный способ кодирования информации)».
Овладению словесно-символическим способом кодирования информации служит учебный материал, который:
ориентирует на самостоятельную формулировку признаков и определения, а так же на сравнение разных словесно-символических форм представления объекта;
осуществление перевода информации с родного языка на язык математики, и наоборот;
стимулирует к работе со справочниками, словарями, историческими материалами и т.д.
Примеры заданий:
Из данных выражений: а) а – (в+с); б) а-в-с; в) а – (в-с); г) а+в-с
выберите те, которые соответствуют условию задачи: «После того, как я положил на свой счет в банке В рублей, (например 1540 р.), а затем еще С рублей (230 р.), на счету стало А рублей (3000 р.). Сколько рублей было на счету первоначально?»
В каких случаях сумма целых чисел положительно? Отрицательна? В каких случаях для нахождения суммы целых чисел вам придется а) складывать натуральные числа; б) вычитать натуральные числа?
Сформулируйте универсальный метод сравнения дробей и оформите свою работу в виде грамотки.
Эти задания учащиеся выполняют по-разному, согласно своим познавательным стилям.
Визуальный способ кодирования информации используется и развивается с помощью учебного материала, побуждающего школьников:
к созданию нормативных образов и работе с ними;
к активному преобразованию наглядного или мысленного образа – вычленение его отдельных элементов, перестройке исходного образа в соответствии с требованиями задачи;
к развитию образа в ходе рассуждения;
к установлению связей данного образа с рядом других образов;
к передаче в образных формах существенных характеристик математического объекта и т.д.
Но перед тем как перейти к созданию образов математических понятий учащиеся пробуют рисовать портреты слов «доброта», «тайна».
А затем уже к образам математических понятий.
К такого типа заданиям относятся упражнения, в которых учащиеся используют нормативные образы: числовой, числовая прямая, таблица разрядов.
Большое значение в переработке информации имеют личностно-своеобразные образы, возникающие у учащихся.
метафор и ассоциаций, стимулирующих учеников к эмоциональным оценкам изучаемого материала и т.д.
Пример задания:
Какой смысл придают паре противоположных чисел, если речь идет: а) о температуре воздуха; б) об изменении количества денег в банке?
Формированию семантических структур, то есть системы значений вводимых математических терминов, способствует учебный материал, который:
раскрывает различные значения одного и того же термина;
показывает историю развития понятия;
позволяет устанавливать разнообразные связи между рассматриваемыми математическими понятиями и т.д.
Пример задания
«Сумма двух имуществ есть имущество, двух долгов – долг, имущества и долга – есть разность, а если они равны – нуль. Сумма нуля и долга есть долг, имущества и нуля – имущество, двух нулей - нуль». Переведите эти тексты на современный математический язык.
Слово «имущество» будет соответствовать математическому слову – положительный, а слово «долг» - отрицательный.
Работа, направленная на овладение способами кодирования информации, развитие семантических структур, способствует формированию понятийных структур.
Выстраивание в ментальном опыте ребенка понятийных структур предполагает постепенное введение математических понятий. Одной из фаз формирования понятия является свертывание – экстренная реорганизация всего множества имеющихся у ребенка сведений относительно данного понятия и превращение их в обобщенную структуру знаний. Т.е. субъективный образ понятия должен быть поставленным в сжатой, концентрированной форме.
Именно на этой фазе детям предоставляется широкое поле деятельности для проявления творчества, фантазии.
Вот одно из таких заданий – написать рекламу или антирекламу дроби 8/12.
Ребята с удовольствием берутся за сочинение стихов по теме, изготовление рекламы и антирекламы математических понятий. Важно, чтобы была организована работа по формированию у учащихся умения переходить от одного способа представления информации к другому.
Именно механизм взаимоперехода в системе трёх способов кодирования информации оказывает влияние на две основные линии интеллектуального развития ребёнка. Его сформированность определяет, во-первых, рост понятийной компетентности за счёт интеграции различных форм опыта, во-вторых, рост индивидуализации интеллектуальной деятельности за счёт выявления индивидуальных стилей кодирования информации. Задания на представление учебной информации в разных формах позволяет учителю реализовать личностно-ориентированный подход на уроках математики. А ученикам с разными познавательными склонностями успешно усваивать материал; активно использовать свои житейские знания и личный опыт; предоставляется возможность проявить свои интуитивные впечатления, догадки и предположения.
Литература:
Концепция и программа проекта «Математика. Психология. Интеллект». Математика 5-9 классы – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1999 г.
Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Жилина Е.И., Лобаненко Н.Б., Малова И.Е. Обогащающая модель в проекте МПИ: проблемы, сомнения, открытия. Методические указания, книга для учителя - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1998 г.