Программа внеурочной деятельности «Юный математик» относится к обще интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена необходимостью повышения мотивации у семиклассников к обучению математике, их стремлению развивать свои интеллектуальные способности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Содержание программы направлено на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления, что позволяет осуществлять связь с другими учебными предметами.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Занятия внеурочной деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
1
Цель и задачи программы.
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубления знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора обучающихся в процессе рассмотрения практических вопросов, решаемых в ходе подготовки мини-проектов.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
-развитие практико-деятельных умений в области геометрии;
в направлении личностного развития
-развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
в метапредметном направлении
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
-развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
-формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной
2
культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
в предметном направлении
-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
-создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры; привитие интереса учащимся к математике;
- оказание конкретной помощи обучающимся в решении текстовых, олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления, вовлечению в исследовательскую деятельность.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализациюпрограммы, являются:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельностный подход к реализации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов, соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- преемственность, каждая новая тема связана с предыдущей;
- добровольность и доступность.
3
Формирование способностей:
-рефлектировать и анализировать сделанное (почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделять главное, существенное);
- проявлять инициативу при поиске способа решения задач;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задач, отстаивать свою позицию, принимать и аргументировано отклонять точки зрения других).
Возраст обучающихся: 12-13 лет.
Посещение занятий на добровольной основе.
Формы занятий: коллективные и индивидуально-групповые занятия, теоретические и практические занятия, творческие работы, направленные на формирование методологических, креативных качеств.
Основные методы: объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, дидактические игры, убеждение.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
4
- творческие работы.
Сроки реализации программы: 1 год (количество часов в неделю – 1ч)
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час (40 минут) в неделю
Характеристика курса
Предлагаемый курс внеурочной деятельности своим содержанием и специальной организацией занятий может привлечь внимание учащихся, которым интересно заниматься математикой. Частично задачи программы реализуются на уроках, но окончательная и полная реализация их переносится во внеурочную деятельность. Данная программа модифицированная, основана на уже существующей программе. Новизной является системно-деятельностный подход, который создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов действий.
Структура занятий
Основной формой проведения внеурочных занятий является комбинированное тематическое занятие, включающее в себя изучение приёмов устного счёта, решение олимпиадных задач, подведение итогов.
Логическим продолжением занятия является домашнее задание, при выполнении которого ученик повторяет и закрепляет приёмы и методы, изученные на занятии. Домашнее задание по объёму должно быть небольшим и посильным, его выполнение не является обязательным.
В процессе занятий у обучающихся развиваются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, чёткость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность.
5
Предполагаемые результаты.
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
-усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
-способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.
Личностными результатамиизучения данного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
Заседание учёного совета «Геометрические иллюзии».
Оптико-геометрические иллюзии - зрительные иллюзии, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов.
14
9.12
Задачи на составление уравнений.
Математический кроссворд.
Разгадывание и составление кроссвордов.
Интеллектуальная игра «Своя игра».
15
16.12
Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим»».
Решение задач в командах.
Подготовка газеты по группам.
16
23.12
Модуль числа. Уравнения со знаком модуля.
Выставка «Вернисаж в стране Счисляндии». Повторить понятие модуль числа. Изучить правило снятия модуля.
17
13.01
Решение уравнений со знаком модуля.
Решение уравнений, содержащих модуль. Поиск корней.
Проектная работа «Рисунок на координатной плоскости».
18
20.01
Киоск математических развлечений.
Решение занимательных задач.
Игра «Умники и умницы» Пресс-конференция «Новый взгляд на старые открытия».
19
27.01
График линейных функций с модулем.
Разработка плана построения графика линейной функции при наличии знака модуля,
показать простоту решения уравнения с модулем с помощью графика, составление кусочно-линейной функции.
Проектная работа «Рисунок на координатной плоскости»
Показать, что используя формулы сокращенного умножения можно раскладывать многочлены на множители, что, в свою очередь, нужно для решения уравнений, сокращения сложных выражений и решения ряда других задач.
24
2.03
Интеллектуальный марафон.
Командные соревнования.
Презентация «Юного математика». Выступления перед учащимися начальных и младших классов
25
9.03
Урок решения одной геометрической задачи на доказательство.
Решение одной задачи различными способами.
Развитие аналитической и исследовательской деятельности. Выбор наиболее рационального способа.
26
16.03
Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд.
Работа по группам: подбор материала, обсуждение.
(подготовить заранее)
27
23.03
1.Что такое - Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика.
2 . Математический бюллетень: Георг Александр Пик.
Решение задач на вычисление площади многоугольника с помощью клетчатой бумаги, способом перекраивания и способом достройки. Формула Пика. Проектная работа. Презентация.
28
6.04
Тайна « золотого сечения».
«Золотое сечение» – это такое деление целого на две неравные части, при котором
целое так относится к большей части, как большая к меньшей.
Деление отрезка на части в отношении равном “золотому сечению”.
Проектная работа. Презентация.
29
13.04
Урок решения одной геометрической задачи на доказательство.
Решение одной задачи различными способами.
Развитие аналитической и исследовательской деятельности
«Пента» - пять. Игра состоит из плоских фигурок, каждая из которых состоит из 5 квадратов… и 7 «хитроумных фигур».
Проектная работа «Ножницы в руках геометра»
31
27.04
«Дурацкие» вопросы.
Задачи на сообразительность.
Презентация задач для младших классов.
32
4.05
Системы линейных неравенств с двумя переменными.
Решение неравенств с двумя переменными.
33
11.05
«Математическая карусель».
Блиц игра с участием 3-х команд.
34
18.05
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год.
Используемая литература:
А.В. Спивак, «Математический кружок 6-7 классы», изд. МЦНМО Москва, 2011;
Ф.Ф. Нагибин, «Математическая шкатулка», М. «Просвещение», 1988
И.Ф. Шарыгин, «Наглядная геометрия», М. «Дрофа», 2001
В.В. Козлов, «Математика 6», М. «Русское слово», 2013
Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Ростов на Дону: ЗАО «Книга», 2005.
Данилов Ю., «Головоломки художника Громова»//Квант.-1987.-№7.
Интернет-ресурсы
1. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
2. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 3. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
4. http://www.math.ru/lib/ - Электронная библиотека книг по математике.