kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "От задачи к теореме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен исследовательский ппроект, предполагается реализация в среде MS Excel

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "От задачи к теореме"»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области







Направление Научно-техническое

Секция Математика и информатика







От задачи к теореме





Исполнитель: ученик 7 класса: Баратов Станислав

Руководитель: Колмагорова Е. Е.










Екатеринбург

2014

Оглавление

1. ОСНОВЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 4

2. РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ 6

2.1. Постановка проблемы 6

2.2. Выдвижение гипотезы 6

2.3. Проверка гипотезы 7

2.4. Вывод 10

2.5. Применение полученных результатов 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 15


ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний момент осуществляется переход от индустриального общества к постиндустриальному. В постиндустриальном обществе стату синдивида определяется множеством факторов, среди которых главенствующую роль  играют образование,  уровень культуры, профессионализм, обучаемость, креативность. Учение, точнее, способность к самообучению и осуществлению исследовательской деятельности становятся необходимыми условиями самореализации человека.

Именно в процессе исследования каких-либо процессов или явлений наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творческие способности личности.

Поэтому целью нашей работы является получение опыта исследовательской деятельности.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

    1. дать определение понятия исследовательская деятельность, выделить этапы учебного исследования;

    2. найти задачу по математике исследовательского характера;

    3. осуществить решение найденной задачи, следуя выявленным структурным элементам процесса исследования;

    4. обобщить результаты решения, сделать практически-значимые выводы.

Работа состоит из двух пунктов, введения, заключения и списка использованной литературы.






  1. ОСНОВЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности. Исследовать – означает восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.

Исследование – это специфический вид деятельности. Источником исследовательской деятельности является свойственное человеку стремление к познанию [1, с. 7].

Б. А. Викол определяет исследовательскую деятельность, как всякую деятельность, которая направлена на получение нового знания и осуществляется не по строгому предписанию, а на основе самоорганизации, понимая под последней способность рационально планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, регулирование, перестройку своих действий, способность пересмотреть и изменить свои представления об объектах, включенных в деятельность [2, с.8].

Приобщение к исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для самообразования и личностно-профессионального развития человека. В процессе исследовательской деятельности формируется не только мышление, но и специфические способности и качества личности: целеустремленность, любознательность, научная фантазия.

Далингер В. А. считает, что учебное исследование обязательно должно включать четыре основных этапа[3]:

  1. постановка проблемы;

  2. выдвижение гипотезы;

  3. проверка гипотезы;

  4. вывод.

Расширим предложенную структуризацию, добавив еще один этап – применение полученных результатов.

Осуществим учебное исследование по математике, следуя выделенным этапам.


2. РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ

2.1. Постановка проблемы

На данном этапе нами была найдена следующая исследовательская задача по математике: «Площадь прямоугольника равна a2. Найти наименьшее значение периметра этого прямоугольника» [4].

2.2. Выдвижение гипотезы

Для решения данной задачи обозначим периметр P, стороны прямоугольника буквами x и y. Рассмотрим некоторые случаи и для каждого случая найдем возможные значения периметра по формуле: P=2(a+b).

S=25

x

1

2

5

0,2

0,5

10

20

200

0,02

0,05

y

25

12,5

5

125

50

2,5

1,25

0,125

1250

500

P

52

29

20

250,4

101

25

42,5

400,25

2500,04

1000,1


S=36

x

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,9

1

2

4

6

y

360

180

120

90

72

40

36

18

9

6

P

720,2

360,4

240,6

180,8

145

81,8

74

40

26

24


S=169

a

0,1

0,2

0,5

1

1300

13

0,01

0,02

0,05

130

b

1690

845

338

169

0,0013

13

16900

8450

3380

0,013

P

3380,2

1690,4

677

340

2600,0026

52

33800,02

16900,04

6760,1

260,026


S=144

x

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

4

1

2

12

y

1440

720

432

360

288

240

36

144

72

12

P

2880,2

1440,4

864,6

720,8

577

481,2

80

290

144

48


S=256

x

1

2

4

0,5

8

16

0,1

0,2

0,01

0,02

y

256

128

64

512

32

16

2560

1330

25600

13300

P

514

260

136

1025

80

64

5120,2

2660,4

51200,02

26600,04


Реализуем подобные расчеты в Microsoft Office Excel.

Кроме того, построим график зависимости периметра прямоугольника от длины одной из его сторон (Приложение 1). По графику видно, что наименьшее значение периметр достигает в выделенной точке; это значение составляет 64 условных единицы. Из таблицы расчетов (Приложение 2) следует, что значения длины и ширины прямоугольника совпадают и равны 16.

На основе полученных результатов сформулируем гипотезу исследования.

Гипотеза: Периметр прямоугольника будет наименьшим, если значения переменных, выражающих длины сторон, совпадают, то есть .

2.3. Проверка гипотезы

Осуществим доказательство высказанного предположения четырьмя способами.

Способ 1

Обозначим длины сторон через x и y, полупериметр через p. Тогда .

Запишем формулировку задачи символически:

Рассмотрим выражение:

По условию . Тогда . Более того .

Из полученных соотношений следует, что значение (значит и)будет наименьшим, если . Отсюда следует, что .

Таким образом, .

Наименьшее значение достигается при .

Способ 2

Пусть x – одна из сторон прямоугольника, p – полупериметр. Тогда длина второй стороны . Получим: , , .

Выделим полный квадрат разности:

, .

Вынесем за скобки общий множитель:.

Так как , , то из последнего равенства следует, что , то есть .

Получаем, что наименьшее значение.

Способ 3

Рассмотрим квадрат со стороной a. Тогда площадь равна a2, полупериметр . Если мы уменьши длину стороны квадрата на m (m≥0, ma), тогда другую сторону нужно увеличить на n (n≥0).

Так как , ,то . По условию .

Тогда из последнего равенства следует, что (*).

Запишем формулу для вычисления полупериметра прямоугольника:

.

Из этого равенства с учетом неравенства (*) вытекает, что наименьшее значение полупериметра p составляет .

Способ 4

Введем обозначения

Где p – полупериметр, q – некоторое число

Сложим эти равенства:

Вычтем из первого равенства второе:

Найдем формулу для вычисления площади прямоугольника:

.

Преобразуем равенство:

.

Учитывая неравенства , получим, что наименьшее значение составляет . Следовательно, наименьшее значение полупериметра p равняется 2а.

2.4. Вывод

Таким образом, доказана теорема: Сумма двух положительных переменных, произведение которых постоянно, принимает наименьшее значение, когда переменные равны.

2.5. Применение полученных результатов

Полученную теорему можно применять при решении задач.

Например, рассмотрим следующие задачи:

  1. Площадь прямоугольника составляет 625 см2.. Найти наименьшее значение периметра.

Решение: Периметр будет наименьшим, если значения переменных, выражающих длины сторон, равны. То есть ширина и длина прямоугольника составляют 25 см. Таким образом, наименьшее значение периметра составляет 100 см.

  1. Определим, при каких условиях произведение двух положительных чисел, сумма которых есть величина постоянная, принимает наибольшее значение.

Решение: в ходе предыдущих доказательств нами было получено соотношение . Отсюда . Из этого неравенства следует, что наибольшее значение a равно .

Справедливы импликации:



Таким образом, доказана еще одна теорема:

Произведение двух положительных переменных, сумма которых есть величина постоянная, принимает наибольшее значение, когда переменные равны.

  1. Периметр прямоугольника составляет 12 см. Найти значения длин сторон прямоугольника, при которых площадь будет наибольшей.

Решение: Площадь будет наибольшей, если длина и ширина равны. Отсюда следует, что длина и ширина составляют 3 см. Значит, наибольшее значение площади 9 см2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы нами было найдено определение исследовательской деятельности, выделены этапы учебного исследования: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, вывод, применение полученных результатов.

Следуя этим этапам, мы реализовали учебное исследование по математике, в результате которого нами были сформулированы и доказаны две теоремы:

  1. Произведение двух положительных переменных, сумма которых есть величина постоянная, принимает наибольшее значение, когда переменные равны.

  2. Сумма двух положительных переменных, произведение которых постоянно, принимает наименьшее значение, когда переменные равны.

Также мы продемонстрировали применение полученных теорем при решении задач по математике.

Таким образом, задачи работы выполнены, следовательно, цель исследования достигнута.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2002. - №1. - с. 24 - 33.

  2. Викол Б.А. Формирование элементов исследовательской деятельности при углубленном изучении математики: Автореф. дис. канд. пед. наук. / А. Б. Викол. — М., 1977. — 16 с.

  3. Далингер В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики // Электронный научный журнал "Вестник Омского государственного педагогического университета" - выпуск 2007 - http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-195.pdf

  4. Колягин Ю. М. Учись решать задачи: пособие для учащихся VII-VIIIклассов / Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян. – М.: Просвещение, 1980. – 96 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

x

y

S

P

0,5

512

256

1025

1

256

256

514

1,5

170,6667

256

344,3333

2

128

256

260

2,5

102,4

256

209,8

3

85,33333

256

176,6667

3,5

73,14286

256

153,2857

4

64

256

136

4,5

56,88889

256

122,7778

5

51,2

256

112,4

5,5

46,54545

256

104,0909

6

42,66667

256

97,33333

6,5

39,38462

256

91,76923

7

36,57143

256

87,14286

7,5

34,13333

256

83,26667

8

32

256

80

8,5

30,11765

256

77,23529

9

28,44444

256

74,88889

9,5

26,94737

256

72,89474

10

25,6

256

71,2

10,5

24,38095

256

69,7619

11

23,27273

256

68,54545

11,5

22,26087

256

67,52174

12

21,33333

256

66,66667

12,5

20,48

256

65,96

13

19,69231

256

65,38462

13,5

18,96296

256

64,92593

14

18,28571

256

64,57143

14,5

17,65517

256

64,31034

15

17,06667

256

64,13333

15,5

16,51613

256

64,03226

16

16

256

64

16,5

15,51515

256

64,0303

17

15,05882

256

64,11765

17,5

14,62857

256

64,25714

18

14,22222

256

64,44444

18,5

13,83784

256

64,67568

19

13,47368

256

64,94737

19,5

13,12821

256

65,25641

20

12,8

256

65,6

20,5

12,4878

256

65,97561


16




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Исследовательская работа "От задачи к теореме"

Автор: Колмагорова Екатерина Евгеньевна

Дата: 18.04.2017

Номер свидетельства: 410044

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Теоремы о корнях квадратного трёхчлена и уравнения с параметрами "
    ["seo_title"] => string(76) "tieoriemy-o-korniakh-kvadratnogho-triokhchliena-i-uravnieniia-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "138285"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417523235"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Научно - исследовательская работа «Золотое сечение – красота и гармония в математических расчетах.» "
    ["seo_title"] => string(110) "nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota-zolotoie-siechieniie-krasota-i-gharmoniia-v-matiematichieskikh-raschietakh"
    ["file_id"] => string(6) "232930"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442943683"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Открытый урок алгебры  в 8 классе с применением технологии критического мышления  « Теорема Виета  »"
    ["seo_title"] => string(99) "otkrytyiurokalghiebryv8klassiesprimienieniiemtiekhnologhiikritichieskoghomyshlieniiatieoriemaviieta"
    ["file_id"] => string(6) "322607"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461640370"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Теорема Виета"
    ["seo_title"] => string(99) "issliedovaniie-sviazi-miezhdu-korniami-i-koeffitsiientami-kvadratnogho-uravnieniia-tieoriema-viieta"
    ["file_id"] => string(6) "339416"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471261179"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "исследовательская работа «Замечательные  точки треугольника»"
    ["seo_title"] => string(67) "issliedovatiel-skaia-rabota-zamiechatiel-nyie-tochki-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "262870"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449419747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства