Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "От задачи к теореме"»
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Направление Научно-техническое
Секция Математика и информатика
От задачи к теореме
Исполнитель: ученик 7 класса: Баратов Станислав
Руководитель: Колмагорова Е. Е.
Екатеринбург
2014
Оглавление
1. ОСНОВЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 4
2. РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ 6
2.1. Постановка проблемы 6
2.2. Выдвижение гипотезы 6
2.3. Проверка гипотезы 7
2.4. Вывод 10
2.5. Применение полученных результатов 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 15
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний момент осуществляется переход от индустриального общества к постиндустриальному. В постиндустриальном обществе стату синдивида определяется множеством факторов, среди которых главенствующую роль играют образование, уровень культуры, профессионализм, обучаемость, креативность. Учение, точнее, способность к самообучению и осуществлению исследовательской деятельности становятся необходимыми условиями самореализации человека.
Именно в процессе исследования каких-либо процессов или явлений наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творческие способности личности.
Поэтому целью нашей работы является получение опыта исследовательской деятельности.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
дать определение понятия исследовательская деятельность, выделить этапы учебного исследования;
найти задачу по математике исследовательского характера;
осуществить решение найденной задачи, следуя выявленным структурным элементам процесса исследования;
обобщить результаты решения, сделать практически-значимые выводы.
Работа состоит из двух пунктов, введения, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности. Исследовать – означает восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.
Исследование – это специфический вид деятельности. Источником исследовательской деятельности является свойственное человеку стремление к познанию [1, с. 7].
Б. А. Викол определяет исследовательскую деятельность, как всякую деятельность, которая направлена на получение нового знания и осуществляется не по строгому предписанию, а на основе самоорганизации, понимая под последней способность рационально планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, регулирование, перестройку своих действий, способность пересмотреть и изменить свои представления об объектах, включенных в деятельность [2, с.8].
Приобщение к исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для самообразования и личностно-профессионального развития человека. В процессе исследовательской деятельности формируется не только мышление, но и специфические способности и качества личности: целеустремленность, любознательность, научная фантазия.
Далингер В. А. считает, что учебное исследование обязательно должно включать четыре основных этапа[3]:
постановка проблемы;
выдвижение гипотезы;
проверка гипотезы;
вывод.
Расширим предложенную структуризацию, добавив еще один этап – применение полученных результатов.
Осуществим учебное исследование по математике, следуя выделенным этапам.
2. РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ
2.1. Постановка проблемы
На данном этапе нами была найдена следующая исследовательская задача по математике: «Площадь прямоугольника равна a2. Найти наименьшее значение периметра этого прямоугольника» [4].
2.2. Выдвижение гипотезы
Для решения данной задачи обозначим периметр P, стороны прямоугольника буквами x и y. Рассмотрим некоторые случаи и для каждого случая найдем возможные значения периметра по формуле: P=2(a+b).
S=25
x
1
2
5
0,2
0,5
10
20
200
0,02
0,05
y
25
12,5
5
125
50
2,5
1,25
0,125
1250
500
P
52
29
20
250,4
101
25
42,5
400,25
2500,04
1000,1
S=36
x
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,9
1
2
4
6
y
360
180
120
90
72
40
36
18
9
6
P
720,2
360,4
240,6
180,8
145
81,8
74
40
26
24
S=169
a
0,1
0,2
0,5
1
1300
13
0,01
0,02
0,05
130
b
1690
845
338
169
0,0013
13
16900
8450
3380
0,013
P
3380,2
1690,4
677
340
2600,0026
52
33800,02
16900,04
6760,1
260,026
S=144
x
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
4
1
2
12
y
1440
720
432
360
288
240
36
144
72
12
P
2880,2
1440,4
864,6
720,8
577
481,2
80
290
144
48
S=256
x
1
2
4
0,5
8
16
0,1
0,2
0,01
0,02
y
256
128
64
512
32
16
2560
1330
25600
13300
P
514
260
136
1025
80
64
5120,2
2660,4
51200,02
26600,04
Реализуем подобные расчеты в Microsoft Office Excel.
Кроме того, построим график зависимости периметра прямоугольника от длины одной из его сторон (Приложение 1). По графику видно, что наименьшее значение периметр достигает в выделенной точке; это значение составляет 64 условных единицы. Из таблицы расчетов (Приложение 2) следует, что значения длины и ширины прямоугольника совпадают и равны 16.
На основе полученных результатов сформулируем гипотезу исследования.
Гипотеза: Периметр прямоугольника будет наименьшим, если значения переменных, выражающих длины сторон, совпадают, то есть .
2.3. Проверка гипотезы
Осуществим доказательство высказанного предположения четырьмя способами.
Способ 1
Обозначим длины сторон через x и y, полупериметр через p. Тогда .
Запишем формулировку задачи символически:
Рассмотрим выражение:
По условию . Тогда . Более того .
Из полученных соотношений следует, что значение (значит и)будет наименьшим, если . Отсюда следует, что .
Таким образом, .
Наименьшее значение достигается при .
Способ 2
Пусть x – одна из сторон прямоугольника, p – полупериметр. Тогда длина второй стороны . Получим: , , .
Выделим полный квадрат разности:
, .
Вынесем за скобки общий множитель:.
Так как , , то из последнего равенства следует, что , то есть .
Получаем, что наименьшее значение.
Способ 3
Рассмотрим квадрат со стороной a. Тогда площадь равна a2, полупериметр . Если мы уменьши длину стороны квадрата на m(m≥0, ma), тогда другую сторону нужно увеличить на n (n≥0).
Так как , ,то . По условию .
Тогда из последнего равенства следует, что (*).
Запишем формулу для вычисления полупериметра прямоугольника:
.
Из этого равенства с учетом неравенства (*) вытекает, что наименьшее значение полупериметра p составляет 2а.
Способ 4
Введем обозначения
Где p – полупериметр, q – некоторое число
Сложим эти равенства:
Вычтем из первого равенства второе:
Найдем формулу для вычисления площади прямоугольника:
.
Преобразуем равенство:
.
Учитывая неравенства , получим, что наименьшее значение составляет . Следовательно, наименьшее значение полупериметра p равняется 2а.
2.4. Вывод
Таким образом, доказана теорема: Сумма двух положительных переменных, произведение которых постоянно, принимает наименьшее значение, когда переменные равны.
2.5. Применение полученных результатов
Полученную теорему можно применять при решении задач.
Например, рассмотрим следующие задачи:
Площадь прямоугольника составляет 625 см2.. Найти наименьшее значение периметра.
Решение: Периметр будет наименьшим, если значения переменных, выражающих длины сторон, равны. То есть ширина и длина прямоугольника составляют 25 см. Таким образом, наименьшее значение периметра составляет 100 см.
Определим, при каких условиях произведение двух положительных чисел, сумма которых есть величина постоянная, принимает наибольшее значение.
Решение: в ходе предыдущих доказательств нами было получено соотношение . Отсюда . Из этого неравенства следует, что наибольшее значениеa равно .
Справедливы импликации:
Таким образом, доказана еще одна теорема:
Произведение двух положительных переменных, сумма которых есть величина постоянная, принимает наибольшее значение, когда переменные равны.
Периметр прямоугольника составляет 12 см. Найти значения длин сторон прямоугольника, при которых площадь будет наибольшей.
Решение: Площадь будет наибольшей, если длина и ширина равны. Отсюда следует, что длина и ширина составляют 3 см. Значит, наибольшее значение площади 9 см2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы нами было найдено определение исследовательской деятельности, выделены этапы учебного исследования: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, вывод, применение полученных результатов.
Следуя этим этапам, мы реализовали учебное исследование по математике, в результате которого нами были сформулированы и доказаны две теоремы:
Произведение двух положительных переменных, сумма которых есть величина постоянная, принимает наибольшее значение, когда переменные равны.
Сумма двух положительных переменных, произведение которых постоянно, принимает наименьшее значение, когда переменные равны.
Также мы продемонстрировали применение полученных теорем при решении задач по математике.
Таким образом, задачи работы выполнены, следовательно, цель исследования достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2002. - №1. - с. 24 - 33.
Викол Б.А. Формирование элементов исследовательской деятельности при углубленном изучении математики: Автореф. дис. канд. пед. наук. / А. Б. Викол. — М., 1977. — 16 с.
Далингер В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики // Электронный научный журнал "Вестник Омского государственного педагогического университета" - выпуск 2007 - http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-195.pdf
Колягин Ю. М. Учись решать задачи: пособие для учащихся VII-VIIIклассов / Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян. – М.: Просвещение, 1980. – 96 с.