Исследовательская работа "Использование технологий, методов и приемов личностно - ориентированного подхода в обучении на уроках математики"
Исследовательская работа "Использование технологий, методов и приемов личностно - ориентированного подхода в обучении на уроках математики"
Цель опыта: изучить и предложить способы использования личностно - ориентированного подхода в обучении на уроках математики. Актуальность и перспектива опыта. Цель личностно - ориентированного урока - создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуалность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробождений интереса, усадив детей за парты, освоение знаний не произойдет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Использование технологий, методов и приемов личностно - ориентированного подхода в обучении на уроках математики" »
Исследовательская работа учителя математики Ковальковой А.Ф
Тема исследования «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставиться личность ребенка, ее самобытность, а затем согласовывается с содержанием образования.
ЦЕЛЬ ОПЫТА: изучить и предложить способы использования личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках математики.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА: опыт разрабатывался на основе теоретических положений Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Т.С. Шацкого, психологических исследований Р. Немова, А.К. Марковой, на основе современных образовательных технологий, технологии сотрудничества на основе метода развития воображения творческих способностей, как необходимого условия формирования творческой личности и восприятия искусства А.В. Плешаковой, гуманно-личностной технологий Ш.А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения.
Актуальность и перспектива опыта.
Цель личностно – ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоение знаний не произойдет.
Сущность опыта: Процесс обучения строиться на личностно ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.
Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка:
а) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);
б) создание благоприятной атмосферы для продуктивно поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);
в) опора и переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;
г) использование дифференцированного и индивидуального подходов.
Формирование положительной я – концепции личности. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;
д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д;
е) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение в перед в плане совершенствования;
ё) педагогическое сотрудничество;
учет жизненного опыта каждого ребенка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).
Область применения: 7 - 11 классы
Продуктивность:
Повышение качества знаний учащихся.
Успешность учебной деятельности.
Формирование личностного смысла ученика.
Эмоциональное благополучие ребенка в классе.
Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.
Риски: различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся.
Внедрение: работа ведется в течении 5 лет во всех классах, где я работаю.
Система работы: в основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно – ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.
Результативность работы.
По такой системе работаю уже 5 лет в 5 – 11 классах.
Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, ищет познания, избавляется от различных комплексов.
Применение ИКТ при личностно-ориентированном обучении позволяет выявить специфические способы организации учебной деятельности, а использование ИКТ в процессе обучения позволяет:
- эффективно развивать роль наглядности в обучении математики;
- повысить интерес учащихся к предмету;
- включить в процесс обучения новые типы задач;
- наглядно предъявлять учащемуся результаты его деятельности;
интенсифицировать развитие пространственного мышления учащихся;
- повысить объективность контроля знаний учащихся; успешно сочетать коллективные и индивидуальные методы обучения;
- предоставить учащемуся возможности самоконтроля.
Интерес к предмету успешно вырабатываю нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы.
Все это: повышает качество знаний;
Позволяет построить учебный процесс с учетом личностной компоненты,
т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
создает условия для самостоятельного управления ходом обучения;
создает условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
вносит своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
позволяет отследить динамику развития учащихся;
учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
Таким образом, организация современных условий для обучения, несомненно, создает условия для реализации личностно – ориентированного образования, повышает качество образования.