Просмотр содержимого документа
«Использование цифровых и электронных образовательных ресурсов на уроках математики.»
Использование цифровых и электронных образовательных ресурсов на уроках математики.
Одними из главных факторов, определяющих направление развития общества, является развитие информационных технологий. За последние годы произошло значительное изменение роли и места информационных технологий в образовательном процессе. Без них сложно и даже невозможно представить современного человека. Развитие информационных технологий обусловило появление такой новой формы образования, как электронное образование, то есть обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы.
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Сегодня, на фоне информатизации образования в школе и разнообразного использования компьютерной техники в учебном процессе, вопросы применения информационно-коммуникационных технологий на различных этапах урока математики стали особо актуальными. Они способствуют развитию интеллекта школьников, повышают степень мотивации к обучению, совершенствуют навыки самостоятельной работы по поиску нужной информации, осуществляют индивидуальный подход в обучении, увеличивают объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач, повышают качество контроля знаний учащихся, обеспечивают гибкость управления учебным процессом.
Примерами электронных образовательных ресурсов являются компьютерные учебники и словари, компьютерные обучающие системы, учебные видеофильмы и звукозаписи, виртуальные интерактивные среды.
Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Электронные образовательные ресурсы можно использовать на разных этапах урока:
-актуализация знаний (теоретический материал из ЭОР может быть использован для повторения понятий; упражнения могут применяться для повторения правил выполнения различных действий );
– поиск путей решения проблемы (материал из ЭОР может послужить «толчком» для выведения какого-либо утверждения, упражнения могут использоваться как тренажёр для отработки решения задач);
– решение проблемы (некоторые упражнения из ЭОР могут выбираться в качестве проблемных задач и даваться ученикам в начале урока);
- самостоятельная работа с использованием полученных знаний (упражнения из ЭОР могут использоваться на уроках для самостоятельного выполнения);
– систематизация знаний (теоретический материал или упражнение из ЭОР могут применяться учителем для демонстрации применения знаний в жизни, например использование практико-ориентированных задач, игровых задач по темам).
В своей работе я использую следующие электронные образовательные ресурсы:
ресурсы, созданные инструментами PowerPoint в виде презентации;
электронные образовательные ресурсы в сети Интернет;
Презентация одновременно является источником информации и средством привлечения внимания обучающихся. Они не требуют много времени для создания и просты в использовании на любых этапах уроков математики.
Так применение презентации и интерактивной доски на уроке в игровой форме повторить и закрепить изученный материал. Нетрадиционная форма проведения урока дает возможность поднять интерес учащихся к предмету, развивать их творческую самостоятельность. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучения и закрепления полученных знаний.
Электронно-образовательные ресурсы в сети Интернет.
Я использую в своей работе образовательныеИнтернет-порталы:
Инфоурок;
Интерактивную рабочую тетрадь Скайсмарт;
Решу ЕГЭ;
ФИПИ;
Фоксфорд;
Инфоурок предлагает большую коллекцию готовых видеоуроков, которые можно использовать для изучения нового материала, или в качестве элементов углубления. Здесь можно подобрать готовый тест по любой теме с возможностью автоматической проверки. Так же есть возможность создать свои задания с необходимым содержанием. Я использую их для самопроверки на уроке или в качестве домашнего задания.
Очень удобна в работе интерактивная рабочая тетрадь Скайсмарт. Она создана на основе дидактических материалов кразным УМК и позволяет создать работу из нужных заданий, имеется автоматическая проверка части заданий. Использую ее аналогично .
Широко использую в своей работе Интернет – порталы ЕГЭ http://www.egeru.ru/, http:/foxford, http://fipi.ruдля подготовки учащихся 9-11 классов к итоговой аттестации.
Чаще остальных я использую сайт «Решу ЕГЭ».
Программа сайта позволяет автоматически формировать индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере.
Пробное тестирование учащихся выпускных классов может проводится в онлайн-режиме по заданиям с последующим оцениванием их ответов, либо можно подготовить печатные материалы для проведения работ.
Разделы «Решу ВПР» отлично подходят не только для подготовки к Всероссийским работам, но и для различных тематических работ на уроках закрепления и контроля.
Хочется отметить, что данные ресурсы удобны и для дистанционного обучения. Хотя с моей точки зрения самым эффективным способом обучения является живое общение с учениками. Во время дистанционного обучения я провожу онлайн уроки с использованием ZOOMи графического планшета. У учителя детей есть возможность пользоваться совместной доской, решать задания, а не быть пассивными слушателями. Урок проходит в таком случае более продуктивно. Ииспользование на уроках электронных и цифровых образовательных ресурсов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом информационного общества.
Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Достигаются необходимые предметные и метапредметные результаты, повышается мотивация и познавательная активность обучающихся, создаются условия для их успешной самореализации в будущем.
В заключение отметим, что использование ЭОР не должно заменять все этапы урока. Корректное использование электронных образовательных ресурсов на различных этапах урока дополняет занятие, делает урок более насыщенным, интересным для учащихся, а значит и более эффективным.
Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники математики, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала, позволяют выстраивать учебную работу вокруг потребностей и возможностей ученика, учитывать бюджет его времени.
Наиболее эффективным будет процесс использования ЭОР, если учитель создаст свои собственные ресурсы, те, которые будут адаптированы под его класс, с учетом всех особенностей его преподавания и обучающихся, с которыми он работает.