Просмотр содержимого документа
«Использование новых технологий при моделировании современного урока»
Тема: «Современные образовательные технологии на уроках математики
в условиях ФГОС»
Методист Ерошенко Ю.В.
Современные образовательные технологии на уроках математики в
Актуальность
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Достижение поставленных задач возможно через активное внедрение и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего дальнейшего обучения.
ФГОС определяет современные требования к преподаванию математики. В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшем знания и умения, приобретенные в ходе ее изучения, и
первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в старших классах школы.
Основная цель обучения математики состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.Цель обучения математики обусловлена новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева и других ученых. В 50–60-х гг. в научных лабораториях, и прежде всего в лабораториях Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, были разработаны новые подходы к построению начального обучения, которые оказались настолько иными по своей педагогической сути и по достигаемым результатам (именно в развитии учащихся), что их нельзя было назвать иначе, как развивающими. Они и стали так называться в противовес традиционному обучению, которое, будучи ориентированным на формирование навыков, слабо решало задачу развития детей.
Необходимость математического развития, начиная с начальной школы,
отмечается многими ведущими российскими учеными (В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и др.). Это обусловлено тем, что на протяжении дошкольного и младшего школьного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и интеллектуального потенциала личности. Многочисленные факты свидетельствуют, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас и невозможным (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова).
Противоречия между возрастающей потребностью современного общества в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса обучения на уроках математики в условиях ФГОС.
Противоречия между традиционным уровнем подготовки учителя и острой необходимостью в новых профессиональных качествах преподавания.
Из противоречий вытекает тема: Современные образовательные технологии на уроках математики в условиях ФГОС.
Проблема: Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способным к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых современных технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования наиболее остро ставят вопрос о развитии высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из задач школы – формирование нового мировоззрения. Основная цель работы педагога заключается в использовании инновационных педагогических технологий, которые способствуют повышению качества знаний обучающихся, не наносят ущерба здоровью ребёнка.
Основная цель: Внедрение современных педагогических технологий на уроках математики для формирования достаточно полных, глубоких, прочных знаний по изучаемому предмету и для обеспечения высокого уровня преподавания.
Основные задачи внедрения современных педагогических технологий на уроках заключаются в следующем:
Изучить и внедрить в образовательный процесс СПТ (современные педагогические технологии).
Овладеть новым содержанием обучения, современными технологиями и приемами в работе.
Выявить возможности и особенности использования средств современных педагогических технологий при изучении математического материала на уроках.
Выделить основные формы, методы и виды работ использования современных педагогических средств технологий при изучении математики.
Провести эксперимент.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования:
теоретические: анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, специальных разделов математики и информатики;
общенаучные: педагогическое наблюдение, беседы с учащимися, анализ результатов деятельности учащихся, изучение компьютерных программных продуктов, предназначенных для обучения математике в учебном заведении, изучение и анализ опыта использования средств информационных технологий в обучении учащихся;
статистические: обработка результатов педагогического опыта.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
Сущность моего опыта состоит в создании системы работы, основанной на использовании активных методов и приемов организации учебной и внеурочной деятельности.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках и во внеурочное время условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой познавательной деятельности.
Широкое внедрение в учебный процесс развивающих заданий позволяет учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении и развитии их математических способностей.
В своей деятельности учителя я применяю различные технологии, но наиболее эффективными и необходимыми считаю технологию дифференцированного обучения, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.
Описание выбранных технологий
Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности использую компьютерные презентации в MicrosoftPowerPoint , видеоролики, электронные приложения к УМК. При обобщении и повторении изученного материала - интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов - компьютерные презентации.
Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств, позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, повысить мотивацию к изучению предмета, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных компетентностей учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.
Я выделила несколько сфер применения информационных образовательных технологий в процессе преподавания, благо, что кабинет полностью оснащен всей необходимой техникой. За последние годы в кабинете накоплены объемные информационно - образовательные ресурсы (презентации в мультимедийном формате, видеофильмы).
1. Использование готовых программных продуктов:
мультимедийный учебно - методический комплект (УМК) «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия». Это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования и соответствующие существующим образовательным стандартам по предметам начального обучения.
УМК содержит методически выверенные наборы учебные медиа объектов к урокам по различным предметам начального обучения:
детские электронные презентации и клипы с сайта http://viki.rdf.ru/
электронные формы контроля: как самостоятельно разработанных тестов, так и взятые на сайте http://vneuroka.ru/
международный дистанционныйпроект «Эрудит-марафон учащихся».
Работа с электронными изданиями осуществляется в таких формах как:
основной источник знаний по теме конкретного программного урока;
практическая работа учащихся, основывающаяся на самостоятельном поиске новой информации;
самостоятельная работа учащихся на основе конкретных проблемно-поисковых заданий.
2. Программные продукты, разработанные учителем и учениками, на мой взгляд, являются наиболее ценными в плане повышения эффективности обучения. В 2009году мною была введена такая форма домашнего задания, как электронная презентация выступления по теме творческого задания. За презентацию выставляется две оценки. Одна за выполнение самой презентации (оценивается информационная компетентность), другая за выступление автора (оценивается коммуникативная компетентность). Данный вид работы очень нравится детям и родителям, они с удовольствием выполняют такие задания. Мною сформирован каталог Интернет-ресурсов, который помогает учащимся в поиске необходимой информации дома.
Главными целями использования информационных (компьютерных) технологий в образовательном процессе я вижу следующее:
поддержание и повышение качества образования;
повышение интереса к предмету;
оптимизация труда учителя.
Использование ИКТ способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, которая позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение, увеличивает результативность в усвоении знаний и способствует формированию информационной компетентности.
В настоящее время принципиальные изменения в школе связаны в первую очередь с введением дифференцированного обучения. Одним из путей развития познавательной активности младших школьников на уроках считаю технологию дифференцированного обучения.
Индивидуальная и дифференцированная работа отвечает следующим условиям:
знание индивидуальных особенностей учащихся;
умение учителя анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности;
включение в план урока дифференцированной работы на усвоение программного материала и развитие познавательных способностей;
постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
осуществление оперативной обратной связи;
соблюдение педагогического такта.
Методыдифференциации, используемые мною, направлены на развитие познавательной активности:
- дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления;
- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности);
- дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и критериям.
Одним из необходимых условий развития интеллектуальных способностей является память. Для развития памяти применяю слуховые и зрительные диктанты дифференцированной направленности.
В своей работе также использую следующие формы работы:
организация взаимной проверки заданий;
взаимные задания групп;
учебный конфликт;
обсуждение участниками способов своего действия.
Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Совместная работа не превышает 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности. Во время урока стараюсь поощрять детей, высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Стремлюсь показать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.
Решая задачу организации учебного процесса для учащихся с разным уровнем обучаемости, темперамента, физического здоровья, а также при котором дети овладели бы едиными стандартами образования и сохранили физическое и психическое здоровье, я начала применять на уроках технологию дифференцированного обучения.
Важнейшим видом дифференциации при обучении становится уровневая дифференциация. Ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала. На его основе формируются повышенные уровни овладения курсом. Учащиеся получают право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.
1уровень – обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнённых задач пока не проявляют.
2 уровень – обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения изменённых и усложнённых задач, опираясь на указания учителя.
3 уровень – обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении, которые могут самостоятельно находить решение изменённых типовых или усложнённых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.
Дети получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий коллективных способов обучения и групповых способов обучения. Включение разноуровневых заданий в контроль способствует: повышению активности и работоспособности на уроке, появлению у школьников интереса к собственной познавательной деятельности, качественному росту результатов на итоговых контрольных работах по русскому языку и математике. Домашние задания детям предоставляются на выбор, распределенные по уровню сложности. Практика показывает, что использование на уроках элементов дифференцированного обучения, приносит результаты.
Внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда. В этой работе детям очень помогают компьютерные технологии. Они учатся работать с информацией, эффективно её использовать. Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития учащихся и способствует более качественному их обучению. Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока.
При дифференциации и индивидуализации осуществляется определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого ученика, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая им при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями. Учащиеся находятся в позиции самостоятельного принятия решения. Постоянная такая деятельность позволяет решать проблемы воспитания ответственности за свою жизнь, подготовки к жизнедеятельности после окончания школы.
Сопровождая уроки различными формами, методами и способами подачи материала я тем самым повышаю его привлекательность. Внедренные элементы дифференцированного и индивидуального подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными, приучаются к самоорганизации учебного труда. Самое главное - вызвать у учеников интерес к предметам и пробудить желание заниматься ими в дальнейшем.
Урок математики – это достаточно сложный урок, на котором учащимся приходится много писать, размышлять, что ведет их к утомляемости и к перегрузкам. Чтобы этого избежать, я применяю здоровьесберегающие технологии.
Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в группах, творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигаю благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках дифференцированного обучения снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разно уровневые задания способствуют сохранению здоровья учащихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, соблюдаю объём всех видов проверочных работ, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.
Большое значение имеет организация урока. Уроки строю в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Огромное внимание уделяю здоровью детей, так как только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть учебной программой. Применение технологии здоровьесбережения способствует поддержанию внимания и предупреждению утомляемости учащихся на уроке. На уроках и во внеурочной работе повышаю двигательную активность, провожу динамические паузы; физические минутки, которые проводятся в разнообразных формах: стихотворных (ритмичные стихи), музыкальных, с применением таблиц для релаксации мышц глаз и т. д. Релакс – паузы зависят от особенностей урока (какой вид деятельности преобладает на уроке – чтение, письмо, слушание, говорение и т. д.). Соблюдаю гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски; места и длительность применения ТСО; позы учащихся и чередование их; психологический климат на уроке. Стараюсь на каждом уроке применять эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, поговорки, афоризмы с комментариями, музыкальные минутки и т.д.
Применение технологии здоровьесбережения способствует поддержанию внимания и предупреждению утомляемости учащихся на уроке.
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.