Просмотр содержимого документа
«"Использование информационных технологии, как средство получения дополнительных общеучебных навыков необходимых в современном мире».»
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г.Усть-Илимска»
(ГОКУ СКШ г.Усть-Илимска)
АНАЛИЗ РАБОТЫ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ИНФОРМАТИКА»
за I полугодие 2019-2020 учебного года
Составил: учитель математики
Мандрикова Наталья Валентиновна,
высшая квалификационная категория
Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации. Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.
В базисном учебном плане специальных (коррекционных) школ не предусмотрены учебные часы на формирование компьютерной грамотности обучающихся специальных (коррекционных) школ. Кроме того, в типовой программе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой) курс ознакомления с информационными ресурсами не представлен, что не соответствует требованиям современности.
Элективный курс «Информатика» знакомит обучающихся с основами информационных ресурсов, формирует многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.
В соответствии с типовой программой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы»), с требованиями к организации обучения детей с нарушениями интеллектуального развития в представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:
- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;
- доступность материала;
- научность;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;
- концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения раннее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий путем систематического повтора и усложнения тренинга. С учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся в программе выделяются две ступени обучения:
Цель: ознакомление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.
Задачи:
1. Дать обучающимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах.
2.Развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.
3. Расширять кругозор обучающихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.
4.Повышать адаптивные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю в каждом классе.
Программа элективного курса «Информатика» составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009» с учетом психофизических особенностей обучающихся коррекционных школ VIII вида.
Программа разделена на 2 части:
I часть - подготовительно-ознакомительная включает изучение следующих разделов:
- правила техники безопасности работы на компьютере;
- устройство компьютера;
- периферийные устройства компьютера;
- приемы работы на компьютере;
- виды информации;
- программа Paint;
- программа Word;
- программа Excel;
- программа Power Point.
II часть - основная, включает изучение:
- программа Paint;
- программа Word;
- программа Excel;
- программа Power Point;
- сеть Интернет;
- электронная почта.
В программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости компьютерной грамотности:
Первый уровень составляют обучающиеся, которые в целом правильно решают представляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Второй уровень составляют обучающиеся, для которых характерен замедленный темп усвоения материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третий уровень отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнении других заданий.
В ходе реализации элективного курса обучающиеся могут:
знать:
- устройство компьютера (ноутбука);
- правила техники безопасности работы на компьютере (ноутуке);
- программы Paint, Word, Excel, Power Point;
- компьютерную сеть Интернет, поиск нужной информации в сети;
- основные понятия и термины электронной почты, получение, подготовку и отправление сообщений;
уметь:
- использовать полученные знания в практической деятельности.
Анализируя работу элективного курса за I полугодие можно сказать, что проведена большая работа с обучающимися.
Проведен инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером (ноутбуком).
Работа с понятиями «информация», «алгоритм», «модель» – и их свойствах.
Знакомство с устройством компьютера (ноутбука) (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Проведена лекция по теме: «Сведения из истории развития компьютерных технологий».
Знакомство с графическим редактором Paint, работа с инструментами (карандаш, кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник, многоугольник, ластик).
Знакомство с текстовым редактором Word. (запуск программы Word, внешний вид программы Word,создание документа).
Общие представления о электронных таблицах. Знакомство с программой Microsoft Excel.
Проведены логические компьютерные игры с обучающимися: «Передай информацию точнее», «Найди клад», «Найди пять отличий».
Просмотр фильмов: «История Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии», «Искусственный интеллект: как создается будущее»,
Выполнение практических работ обучающимися: «Создание рисунков по образцу в графическом редакторе Paint».
Работа с файлами: удаление, переименование, копирование, перемещение, отправка, поиск, сохранение.
11. Участие во Всероссийской контрольной работе по информационной безопасности Единого урока безопасности в сети «Интернет», 5-9 классы (24 обучающихся награждены сертификатами за участие).
12. с 2 по 15 декабря приняли участие во Всероссийской образовательной акции «Урок Цифры», «Сети и облачные технологии» 5-9 классы (12 обучающихся награждены сертификатами за участие).
В начале года, конце первого полугодия проведена диагностика, и по данным диагностики сделан мониторинг знаний и умений обучающихся.
Обучающиеся 5-х классов:
Критерии
Начало года
Конец первого полугодия
Конец 2019-2020 уч.года
1. Уровень развития основ алгоритмического мышления.
22%
34%
2. Уровень компьютерной грамотности (умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера).
21%
28%
3. Уровень внимания, наблюдательности.
19%
24%
4. Уровень мотивации к предмету
29%
38%
Полученные результаты отражены в диаграмме.
Обучающиеся 6-х классов
Критерии
Начало года
Конец первого полугодия
Конец 2009-2020 уч.года
1. Уровень развития основ алгоритмического мышления.
21%
27%
2. Уровень компьютерной грамотности (умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера).
25%
30%
3. Уровень внимания, наблюдательности.
22%
27%
4. Уровень мотивации к предмету
32%
42%
Полученные результаты отражены в диаграмме.
Обучающиеся 7-х классов:
Критерии
Начало года
Конец первого полугодия
Конец 2019-2020 уч.года
1. Уровень развития основ алгоритмического мышления.
27%
31%
2. Уровень компьютерной грамотности (умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера).
29%
33%
3. Уровень внимания, наблюдательности.
24%
29%
4. Уровень мотивации к предмету
29%
41%
Полученные результаты отражены в диаграмме.
Обучающиеся 8-х классов
Критерии
Начало года
Конец первого полугодия
Конец 2019-2020 уч.года
1. Уровень развития основ алгоритмического мышления.
32%
43%
2. Уровень компьютерной грамотности (умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера).
29%
41%
3. Уровень внимания, наблюдательности.
28%
39%
4. Уровень мотивации к предмету
36%
44%
Полученные результаты отражены в диаграмме.
Обучающиеся 9-х классов
Критерии
Начало года
Конец первого полугодия
Конец 2019-2020 уч.года
1. Уровень развития основ алгоритмического мышления.
35%
46%
2. Уровень компьютерной грамотности (умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера).
36%
45%
3. Уровень внимания, наблюдательности.
38%
49%
4. Уровень мотивации к предмету
42%
54%
Полученные результаты отражены в диаграмме.
Исходя из результатов видно, что у обучающихся наблюдается положительная динамика в обучении курса информатики: у обучающихся расширилось представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; повысился уровень компьютерной грамотности (умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера); повысилась мотивация к предмету.
На следующее полугодие планирую продолжить работу с обучающимися и достичь поставленных целей.