kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование вариативных УМК для дифференцированного обучения математике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В данной работе рассмотрены : 1.Цели дифференцированного обучения;

2. Организация дифференцированного обучения на уроках математики (материал из опыта работы учителя);

3. Использование вариативных УМК для организации дифференцированного обучения математике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование вариативных УМК для дифференцированного обучения математике. »

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕ –

ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе»



Тема: «Использование вариативных УМК для организации дифференцированного обучения математике».


Выполнена:

Гаспарян Ириной Вазгеновной,

учителем математики

высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ № 6 с. Нагутское

Минераловодского района

Ставропольского края




г. Ставрополь, 2013



СОДЕРЖАНИЕ


Введение …………………………………………………………………………3

1.Цели дифференцированного обучения……………………………………….3

2.Организация дифференцированного обучения на уроках математики………………………………………………………………………..4

3.Использование вариативных УМК для организации дифференцированного обучения математике……………………………………………………………..5


Заключение………………………………………………………………………...9

Литература……………………………………………………………………….10


























Введение.

В условиях модернизации российского образования перед общеобразовательной школой стоит задача повышения качества образования, эффективности использования содержания и методик обучения, направленных не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Поэтому необходимым условием соответствия образовательного процесса современным требованиям, наряду с соблюдением принципов гуманизации образования, личностно-ориентированного характера обучения, формирования целостного мировоззрения учащихся, является дифференциация и индивидуализация обучения.

Как же нужно обучать математике, чтобы школьники хотели учиться, чтобы они, развиваясь как личности, достигали учебного успеха – каждый своего, в силу своих притязаний и своего труда, чтобы при этом сохранялось их физическое и психическое здоровье?

Одним из реальных механизмов, позволяющих делом ответить на этот вопрос, является дифференцированное обучение.

1.Цели дифференциации обучения:

- с психолого-педагогической точки зрения – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.

- с социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена в обществе в его взаимоотношениях с социумом.

- с дидактической точки зрения– разрешение назревших проблем школы путём создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

Каждый педагог должен понимать, что без индивидуализации не может быть развивающего обучения. Это специальное формирование обобщенных приемов умственной деятельности, которые делятся на две группы – алгоритмического и эвристического типа. Различные виды индивидуального и дифференцированного подхода в обучении помогают создавать необходимые условия для развития у учащихся этих приёмов умственной деятельности.
В практике обучения математике чаще всего дифференцируют по степени трудности самостоятельные работы и домашние задания, с учётом уровня способностей учеников и их склонностей к предмету.
Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного.
Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе урока.
Исследованиями педагогов-психологов установлено, что при введении нового материала одни учащиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми понятиями, другие же достигают высшего уровня усвоения лишь после длинной дополнительной работы. Имеются и такие, которые к моменту перехода к новому материалу не успевают овладеть тем, что изучалось ранее.
Учащиеся, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что и их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени.
Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что приведёт к снижению успеваемости.
Нельзя предлагать всем учащимся без учёта их определившихся склонностей одно, и тоже задание.
Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.
Учителю необходимо продумать и осуществить индивидуальный план обучения. Всеми силами и способами возбуждать угасший интерес к изучению предмета.


2.Организация дифференцированного обучения на уроках математике.

При дифференцированном подходе я использую дидактические материалы: специальные обучающие таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля; карточки – задания, определяющие условие предлагаемого задания, карточки с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий.
Для рациональной организации дифференцированной работы учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий, я применяю следующие рекомендации:
- трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
- общие для всей группы задания с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

- индивидуальные дифференцированные задания.

- групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

- равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.

- общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного задач и примеров для обязательного выполнения.

- индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
Еще я часто использую дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме, я вызываю 3-4 человека к доске, даю им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1-2 учащимися, затем разбирается решение, идет отработка новых понятий.

Дифференциальный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

- при закреплении.

- при проверке домашнего задания.

- при самостоятельной работе.

Любая личностно-ориентированная технология предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Это очень важно, если мы стремимся изменить парадигму образования, которая способствовала бы воспитанию и развитию личности ученика, основной цели базового школьного образования – интеллектуальному и нравственному развитию личности. Можно сказать, что процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков способностей учащихся.

3.Использование вариативных УМК для организации дифференцированного обучения.

Все действующие учебники и учебно-методические комплекты по математике реализуют Обязательный минимум содержания основного и среднего (полного) общего образования и позволяют организовать обучение по технологии уровневой дифференциации.

В состав УМК линии Виленкина входят различные пособия для учащихся и учителей: дидактические материалы с упражнениями разного уровня сложности, математические диктанты, математический тренажер, рабочие тетради, методические рекомендации для учителя.

Основу линии математики для 5-го и 6-го классов составляют хорошо зарекомендовавшие себя учебники, созданные Н. Я. Виленкиным, В. И. Жоховым, А. С. Чесноковым, С. И. Шварцбурдом. Эти книги обеспечивают преемственность курсов математики в начальной школе и курсов алгебры в последующих классах для большинства программ, позволяют проводить разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению курсов алгебры и геометрии (в том числе стереометрии) в старших классах, а также смежных дисциплин — физики, химии, географии и др.

Рабочие тетради, используемые в комплекте с учебниками, содержат разнообразные упражнения, связанные с закреплением изученного материала, задачи повышенной трудности, занимательные и развивающие упражнения. В состав УМК входят также различные пособия для учащихся и учителей: контрольные работы, математические диктанты, математический тренажер, методические рекомендации для учителя.

Математические диктанты позволяют мне эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредотачиваться. Диктанты формируют правильную математическую речь учащихся.

Математические тренажеры использую при организации устного счета в 5—6х классах для выработки и совершенствования прочных вычислительных навыков, развития внимания и оперативной памяти — необходимых компонентов успешного овладения школьным курсом математики. Тренажёры помогают проверить действительный уровень знаний ребенка и оказать ему помощь в освоении обязательных умений по математике, наладить систематическую тренировку в вычислениях. Мне они позволяют организовать, сделать более продуктивной и насыщенной тренировку детей в устных и письменных вычислениях. В течение учебного года все задания использую многократно, предлагая их на каждом уроке для устных занятий.

Также в работе использую тесты: тематические, итоговые. Задания в тестах подбираю по степени сложности от легких к более сложным. Над тестами ученики выполняют различные виды работы: выбрать только ответы или кратко решить, чтобы видеть ход мыслей, рассуждений ребенка.

Как показывает опыт работы, внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда.

В учебниках И.И.Зубаревой и А.Г.Мордковича для 5 и 6 классов удачная система обозначений упражнений в зависимости от их степени сложности. В сочетании с использованием соответствующей рабочей тетради и сборника задач и упражнений В.Г.Гамбарина и И.И.Зубаревой эти учебники удобны для дифференцированного обучения.

В УМК по математике для 5-6 классов под редакцией Г.В.Дорофеева и И.Ф.Шарыгина, а также в УМК по алгебре для 7-9 классов под редакцией Г.В.Дорофеева главной особенностью методического аппарата является заложенная в них уровневая дифференциация, позволяющая индивидуализировать учебный процесс в рамках одного класса.

Реализуют современные дидактические принципы, связанные с дифференциацией и индивидуализацией обучения, учебно-методические комплекты С.М. Никольского по математике для 5-6 и по алгебре для 7-11 классов. Дидактические материалы и рабочие тетради к ним содержат задания разных уровней сложности.

В каждом пункте учебников УМК для 5-11 классов под редакцией Теляковского, а также под редакцией А.Н.Тихонова чётко выделены задания, способствующие достижению уровня обязательной подготовки, есть вопросы и задания для самоконтроля. Такая структура учебников, учитывая достаточное количество упражнений повышенной и высокой степени сложности, даёт возможность осуществлять уровневую дифференциацию.

УМК по алгебре для 7-11 классов А.Г.Мордковича, благодаря избыточной системе упражнений, разделённых на 4 уровня трудности (от базовых до повышенной сложности) и особенной структуре контрольных работ, очень удачны для использования в технологии УД.

Благодаря большому и различному по сложности банку задач в любом из действующих учебников геометрии все эти учебники вполне пригодны для использования в системе уровневой дифференциации.

В арсенале учителя также много методических пособий известных в стране методистов и учителей-практиков, предназначенных для уровневого обучения. Это, например, сборники контрольных работ по алгебре и геометрии Ю.П. Дудницына и В.Л. Кронгауза для 7-9 классов, контрольные работы из УМК А.Г. Мордковича того же Ю.П.Дудницына, разноуровневые дидактические материалы по алгебре М.Б. Миндюк и Н.Г. Миндюк, разработанные в трёх вариантах различной сложности для организации самостоятельной работы учащихся на уроках алгебры в 7-9 классах. Учителя нашей школы также используют в своей работе «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса» (а также для 8 и 9 классов) авторов А.П.Ершовой, В.В.Голобородько, А.С.Ершовой, которые составлены не только в двух вариантах, но и в трёх уровнях сложности: А, Б и В и позволяют учащемуся выбрать подходящий для себя уровень во время самостоятельной работы на уроке, дома или при выполнении контрольной работы. Периодические печатные издания («Математика в школе», «Математика» - приложение к газете «Первое сентября») тоже дают учителю и представление о том, как совершенствуется методическое сопровождение дифференциации обучения, и возможность самому составлять материалы для организации обучения в рамках данной технологии.

В организации дифференцированной работы c учащимися очень помогают компьютерные технологии. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.

С целью интенсификации обучения, наряду с классическими формами обучения в школе , в самостоятельной работе учеников часто использую программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения.

На своих уроках использую диски учебно-методической поддержки по математике.

Например, с диском «Шпаргалки. Математика» предлагаю поработать сильным учащимся. Программа основывается на принципе тестирования. Тесты выполняют как контролирующую, так и обучающую функцию.

В отличие от некоторых обучающих программ – электронных энциклопедий, эта программа не только учит, но и поддерживает интерактивную связь с учеником. Сначала ученику предлагается вставить пропущенные слова или термины, потом решить задачу самостоятельно, а затем ему предлагается анализ работы.

Диск «Математика 5-11 классы. Практикум» использую как для объяснения нового материала, так и в качестве закрепления пройденного учащимися при самостоятельной работе с компьютером. Данный диск использую как на уроках математики в 6 классе, так и на уроках алгебры и геометрии в 7, 8, 9, 10,11 классах. Электронное издание представляет собой комплекс лабораторных работ по геометрии, алгебре, теории вероятностей, предназначенный для поддержки этих курсов практическими заданиями творческого характера. В комплекс включены задания на конструирование, моделирование, математический эксперимент, рассчитанные на все уровни и профили обучения.

При изучении темы «Линейная функция» в 7 классе пользуюсь диском Л.Я. Боревского «Курс математики XXI века».

При закреплении изученного материала, для самостоятельной работы учащихся часто использую диск «Учебное электронное издание. Математика 5-11 классы». Применение указанного диска позволяет мне реализовывать такие цели, как индивидуализация и дифференциация обучения; стимулирование разнообразной творческой деятельности учащихся.

Среди источников информации большое значение имеет сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.

Интернет — прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности.

Тестирование с использованием компьютера.

Заранее ввожу в компьютер тест и предлагаю учащимся выполнить. Ученики работают самостоятельно в течение 5—10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5—10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15—20 минут.

На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге видны реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные презентации, тесты.

Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, — это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).

Многолетняя работа в школе и применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, ведет к интенсификации процесса обучения.

Заключение.
В своей педагогической деятельности я часто применяю дифференцированный подход и ставлю перед собой следующие задачи: преодоления единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Из выше изложенного следует вывод, что в концепции школьного математического образования дифференциацию необходимо рассматривать как составную часть и необходимое условие гуманизации и демократизации образования, его перевода на новую культурно - образующую базу.

Литература

1. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М., 2008.

2. Статья. «Технологии уровневой дифференциации»; «1 сентября», Математика, 2006.

3. Статья. «Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно ориентированный подход к процессу обучения и воспитания»; «1 сентября», Математика, 2006.

4. Статья. «Дифференцированное обучение школьников на уроках математики»; «1 сентября», Математика, 2007.

5. Клевченя, М.С Психологические проблемы дифференцированного обуче-ния // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. — М., «Народная асвета», 1992.

6. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема диффе­ренциации обучения в средней школе. — М., 1990.

7. Перевозный, А.В. Педагогические основы дифференциции современного образования. — М., Академия последипломного образования, 1998.





10





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование вариативных УМК для дифференцированного обучения математике.

Автор: Гаспарян Ирина Вазгеновна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Планета Знаний. Рабочая программа по математике, 4 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "planieta-znanii-rabochaia-proghramma-po-matiematikie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "294797"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455721699"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-3-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "127227"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415283395"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Рабочая программа по математиике "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-po-matiematiikie"
    ["file_id"] => string(6) "127704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415364291"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства