kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способы и приемы технологии развития критического мышления такие как «Синквейн», «Ромашка Блума», «Кластеры» все чаще используются в преподавании истории, обществознания, литературы, но довольно редко на уроках математики, что актуализировало выбор темы статьи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. »

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики.


В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения отмечается, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию [3.С. 5].

П.И. Пидкасистый определяет самообразование как самостоятельное приобретение знаний из литературы, средств массовой информации и окружающей жизни [2. С. 423]. Актуализируется вопрос: как научить учится самостоятельно? По мнению ученых, одним из способов является рефлексивный подход, который позволяет выйти на самостоятельное конструирование собственной образовательной деятельности. Одной из технологий, которая может усиливать рефлексивные механизмы, обучать рефлексии является технология развития критического мышления.

Способы и приемы технологии развития критического мышления такие как «Синквейн», «Ромашка Блума», «Кластеры» все чаще используются в преподавании истории, обществознания, литературы, но довольно редко на уроках математики, что актуализировало выбор темы статьи.

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, её авторы американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Петербургские ученые и педагоги (Н.В. Богатенкова, Т.А. Галактионова, И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская, Е.А. Трифонова) адаптировали её к потребностям российского образования. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности не зависимо от конкретного предметного содержания. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно [1. С. 17].

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умения работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Уровень вопросов определяет уровень нашего мышления.

Одним из простых приемов технологии развития критического мышления является таблица «толстых» и «тонких» вопросов. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правую колонку – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Будет...? Могли…? Согласны ли вы…?

Верно ли…? Что …? Как…?

Почему вы считаете…? В чем различие…? Что если…?

Приведем фрагмент урока математики по теме «Деление».

  • Как вы думаете, почему действие, обратное умножению, называется делением?

  • Вам легче будет ответить на этот вопрос, если мы обсудим следующую задачу:

Коля решил поделиться с Машей и Витей своей шоколадкой. В плитке шоколада три строки и пять столбцов.

Вопрос: Сколько в ней долек?

Ответ: 3*5 = 15, где первый множитель – 3, второй множитель – 5, произведение – 15. (обсуждаем, оформляем на доске).

Другой вопрос: Как пятнадцать долек разделить на троих?

Ответ: Известен один множитель, известно произведение, находим второй множитель 15:3=5 (обсуждаем, оформляем на доске).

Делаем вывод: Это обратное действие названо делением.

  • Акцентируем внимание на правильных формулировках: Чтобы число пятнадцать разделить на число три надо найти такое число пять, чтобы при умножении на число три, получили число пятнадцать.

число 15 – называется делимым.

число 3 – называется делителем.

число 5 – называется частным.

Предлагаем учащимся вначале сформулировать вопросы по данной теме, а затем ответить на эти вопросы.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое делитель?

Как называют результат деления?

Как найти неизвестное делимое?

С помощью какого действия находят неизвестный множитель?

Объясните, почему действие обратное умножению называют делением?

В чем различие между следующими понятиями: «ноль можно разделить на любое число» а «на ноль делить нельзя»?

Таблицу «толстых» и «тонких» вопросов мы используем на стадии осмысления, что способствует активной фиксации вопросов по ходу обсуждения, слушания, при размышлении – демонстрации понимания пройденного.


Список литературы

  1. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. Пособие. СПб.: КАРО. 2009. 144 с.

  2. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Высшее образование. 2007. 430 с.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения от 17.12. 2010 г., № 1897.


Выходные данные статьи

Лариса Васильевна Неверова

МБОУ СОШ №3 г. Читы

672007 г. Чита, ул. Журавлева, 71, кв. 29

тел. 8-914-476-07-77


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Автор: Неверова Лариса Васильевна

Дата: 30.09.2015

Номер свидетельства: 235033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(92) "opyt-ispol-zovaniia-tiekhnologii-razvitiia-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "110086"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405514186"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Технология развития критического мышления учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhiia_razvitiia_kritichieskogho_myshlieniia_uchashchikhsia_na_urokakh_m"
    ["file_id"] => string(6) "431414"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1507494461"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по математике с использованием приемов  технологии развития критического мышления"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekturokapomatiematikiesispolzovaniiempriiemovtiekhnologhiirazvitiiakritichieskoghomyshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "281739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453573475"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Развитие критического мышления на уроках математики через чтение и письмо"
    ["seo_title"] => string(78) "razvitiiekritichieskoghomyshlieniianaurokakhmatiematikichieriezchtieniieipismo"
    ["file_id"] => string(6) "311483"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459217995"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "МАТЕМАТИКА. 4 класс.  Урок с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) "
    ["seo_title"] => string(129) "matiematika-4-klass-urok-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-rkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "207828"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430660481"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства