ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель математики
Омельченко Татьяна Михайловна, МОУ СОШ №20 о.Русский
В связи с введением единого государственного экзамена перед учителем стоит проблема ещё более качественной подготовки учащихся.
Как в сочетании с постоянным тренингом, необходимым для успешной сдачи экзамена, поддерживать эмоциональную составляющую урока?
В чём кроется резерв для повышения качества образования? Опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроках математики дает ответ на этот вопрос.
Создание в школе информационного пространства и его освоение проходило поэтапно.
Сейчас в оснащение нашей школы входят:
- компьютер,
- проектор,
- интерактивная доска,
- есть выход в Интернет.
Одним из направлений использования ИКТ являются мультимедийные презентации .
Используя их, учитель имеет уникальную возможность интенсифицировать каждый этап процесса обучения, сделать его более ярким и динамичным, а изучаемый материал более структурированным.
Презентации может готовить сам учитель, можно использовать готовые, преобразуя их в соответствии с целями и задачами своих уроков.
Презентации можно делать совместно с учащимися в рамках проектной деятельности. Например, изучение темы « Степенная функция » в 9 классе по алгебре проходил в 3 этапа.
- Первый этап проекта включал в себя преобразование гиперболы, понятие асимптоты, которой нет в учебнике. (Презентация Шерстнева и Степановой).
- Второй этап – «Решение уравнений систем уравнений графическим способом» двумя способами.
- Третий этап- контрольная работа. Работа над ошибками в компьютерном кабинете по программе «Аграфер», проверка ответов по специальной кнопке.
Фото уроков с использованием мультимедийных презентаций:
Обобщающий урок по теме « Решение уравнений и систем уравнений графическим способом » с применением интерактивной доски при устной работе, т.к. доска быстро чертит прямую, окружность, параболу. (Технологическая карта, карточки).
На уроке геометрии в седьмом классе мы начали с работы над проектом « Незнакомая страна - Геометрия ». Материал, который был наработан, затем использовался на уроках и во внеклассной деятельности. Параллельно с работой над проектом шло изучение нового материала. Таким образом, состоялось своеобразное погружение в геометрию.
Использование игровых технологий во внеклассной работе позволяет по-новому взглянуть на этот вид деятельности. На неделе математики в нашей школе интеллектуальные игры между классами прошли с использованием презентаций, где содержались вопросы по математике и другим предметам.
Новый этап в применении мультимедийных презентаций начался, когда появились интерактивные доски . Такая доска не просто отображает объекты, как это делает проектор, а позволяет управлять процессом презентации.
На уроке очень удобно делать дополнительные записи, чертежи, вносить поправки в готовую презентацию. Мне кажется особенно эффективным использовать заготовку презентации на уроках геометрии.
Возможности интерактивной доски:
- Записи, созданные с помощью интерактивных досок, сохраняются, они могут редактироваться и использоваться повторно.
- Страницы можно листать вперед и назад, и в конце урока можно быстро просмотреть основные положения учебного материала, алгоритмы решения задач, сделать выводы, ответить на возможные вопросы учащихся.
- Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.
Продолжение :
- Экранное меню позволяет использовать « Галерею », которая содержит необходимый набор объектов по алгебре и геометрии.
- Теперь у учителя отпадает необходимость чертить фигуры, а если нужно строить, то поможет « умное перо », которое исправит погрешности чертежа.
Схемы, таблицы и графики помогают лучше усвоить изучаемый материал.
Пример использования интерактивной доски и ПК на уроке математики
Урок « Функция. Решение уравнений и систем уравнений графическим способом»
Цель:
- создать условия для усвоения и применения, умении и навыков к исследованию функции при решении уравнении и систем уравнении графическим способом
Задачи:
- уметь определять количество точек пересечения графиков, количество решений систем уравнений,
- развивать навыки самоконтроля,
- развивать навыки и умения применения компьютеров,
- уметь делать выводы,
- уметь работать в группах, совещаясь.
Обеспечение :
- ПК,
- програмное обеспечение «Advanced Grapher »,
- интерактивная доска,
- технологическая карта.
0, y в)значения х при которых у=-5, у=0 ИТОГ: при аналитическом решении точки х и х -это точки пересечения с осью ОХ Ответы. Предложения. Идеи. Отвечают устно по рис.26. Интерактивная доска. Корни уравнения у=0" width="640"
Этапы урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Сообщение темы урока, целей урока. Проблемные вопросы
Деятельность учащихся
Исходя из целей урока сегодня предстоит выявить, как связаны решения систем уравнении с графиками функции? От чего зависит решение систем?
Актуализация опорных знаний, умений
ИТОГ
Устная работа по учебнику стр.64, рис.26.
а)наибольшее значение функции
б)значения х при которых у0, y
в)значения х при которых у=-5, у=0
ИТОГ: при аналитическом решении точки х и х -это
точки пересечения с осью ОХ
Ответы. Предложения. Идеи.
Отвечают устно по рис.26. Интерактивная доска.
Корни уравнения у=0
Продолжение таблицы:
Подготовитель-ный этап.
Итог-идея
Сколько точек пересечения имеет график квадратичной функции и график прямо пропорциональной зависимости? Гиперболы и параболы?
От чего зависит количество точек пересечения графиков функции?
Идея
По интерактивной доске
От взаимного расположения графиков
Сколько различных видов расположения двух функции? Три случая и рассмотрим
Исследование в группах по технологической карте на компьютере
Работа в таблице
Следит за построением графиков уравнений- решением систем графическим способом
Следит за работой по таблице
Работая в группах, общаясь, заполняйте таблицу, отвечая на вопрос: сколько решении имеет система уравнении?
Возможны три случая
Работают на компьютере. заполняя таблицу
Готовят вывод по таблице
Продолжение таблицы:
Работа в трёх группах- общий вывод
Рефлексия
Домашнее задание
Следит за обоснованием ответов по каждому случаю.
Следит за четким пониманием и усвоением трёх случаев решения систем уравнении
Сколько решений может иметь система уравнении?
Следит за общением и -подготовкой к ответу - общему выводу.
Сколько решений может иметь система уравнений в зависимости от трёх случаев?
Решить системы уравнении аналитически из таблицы, №208,часть2
Объясняют решения по экрану, отвечая на главный вопрос
Заполняют таблицу
Работают в группах
Представитель группы отвечает вывод на главный вопрос.
Отвечают: одно т.е.целое число решений, не иметь решений, множество решении
Записывают домашнее задание
Продолжение таблицы:
Показ презентации.
Координирует ответы на вопросы презентации
Дополнительно
№ 208
Ученики комментируют презентации: «Функция. Решение систем уравнений графическим способом»
Рефлексия. Творчески подход к поиску функции интерактивной доски
0 y в) значения Х, при котором У=-5 3.Подготовительный этап а) Сколько точек пересечения имеет окружность и прямая? б) Сколько точек пересечения имеет парабола и прямая? в)Сколько решении имеет система уравнении, состоящая из уравнения квадратичной функции и гиперболы?" width="640"
Ход урока:
1.Задачи и цели урока:
- Повторение свойств квадратичной функции, решение уравнении и систем уравнении графическим способом, составление таблицы.
- Уметь делать выводы.
2. Устные упражнения
Работа по учебнику (стр.64, рис.26):
а) определить наибольше значение функции
б) значения х, при которых У0 y
в) значения Х, при котором У=-5
3.Подготовительный этап
а) Сколько точек пересечения имеет окружность и прямая?
б) Сколько точек пересечения имеет парабола и прямая?
в)Сколько решении имеет система уравнении, состоящая из уравнения квадратичной функции и гиперболы?
4.Работа по технологической карте в группах на компьютере с последующим объяснением у экрана
5.Заполнение таблицы
6.Вывод
7.Рефлексия:
- Сколько решений может иметь система уравнений с двумя переменными?
8.Домашнее задание:
- Решить аналитически системы, записанные таблице.№208, 121.
9.Дополнительно:
- Решить графически №208,стр.121.
10.Показ презентации
- «Функция. Решение систем уравнений с двумя переменными графическим способом» (Степанова Виктория, Шерстнев Иван.)
Приложение1.
Технологическая карта
Задание №1 Решить графически систему уравнений
1.Запустить программу Пуск/ Программа/ Advancer Grapher .
2.Нажмите кнопку ( Добавить график ).
3.В поле Формула наберите обязательно английскими буквами формулу _________________ .
4.Установите самостоятельно толщину линии и цвет линии.
5.Подтвердите ввод кнопкой Ок.
6. Нажми кнопку Добавить график.
7. В поле формула набери ______________.
8.Подтвердите ввод кнопкой Ок.
9. Ответь на вопрос:
Приложение2.
Сколько решений имеет система уравнений с двумя переменными?
1 случай
Ответ
Условие задания
2 случай
Ответ
Условие задания
3 случай
Ответ
Условие задания
вывод
вывод
вывод
Общий вывод : система уравнений может иметь…
Приложение3.
Сколько решений имеет система уравнений
?
Решить графически
Фото урока:
На уроках математики в нашей школе используются цифровые образовательные ресурсы. Программы учебных электронных изданий содержат задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы.
Все это служит большим подспорьем для учителя, но существуют определенные трудности, связанные с отбором материала, что, возможно, изменится в скором времени, так как в рамках национального проекта создаются электронные учебники, соответствующие программам и действующим учебникам.
«Математика 5-9 классы»
«Геометрия не для отличников»
«Алгебра не для отличников»
«ЕГЭ по математике»
Учитель может использовать ИКТ на различных этапах урока. Информация о теме, плане урока, его целях, преподнесенная в определенном виде, (например, с использованием анимации) позволяет максимально быстро привлечь внимание, настроить учащихся на работу.
Информационные технологии применяются:
- на этапе проверки домашнего задания в начале урока (можно использовать и документ - камеру),
- при организации фронтального опроса, (можно в форме «Своя игра»),
- на этапе актуализации знаний,
- при изучении нового материала сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации, в которую вносятся записи «вживую».
Использование ИКТ обеспечивает:
- привлечение актуального опыта учащихся в области интерактивных коммуникаций;
- концентрацию внимания, обусловленную законами восприятия;
- изучение визуально организованного материала.
В результате у учащихся формируется устойчивый учебно-познавательный интерес, а он и служит основой для достижения ими высоких результатов, что позволяет эффективно решать проблему повышения качества образования.
И это опять обращает нас к поискам новых подходов к преподаванию, к изучению широких возможностей информационно-коммуникационных технологий, а техническая оснащённость нашей школы позволяет шагать нам в ногу со временем.
Презентация Маркина Игоря по теме «Биография Пифагора»
Спасибо за внимание!
29 Октябрь, 2016