kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные технологии в преподавании математики и во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбранной темы состоит в необходимости широкого применения продуктивных инновационных технологий на занятиях математики и во внеурочное время, которые позволяют быстрее, экономичнее и качественнее достигнуть цели математического образования.

            Одной из главных целей образования является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Технология – это символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств – основа педагогических действий, направленных на всестороннее развитие личности учащегося. Поэтому целью своей работы считаю не только дать студенту определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в преподавании математики и во внеурочное время»

Мудренко Галина Александровна,

преподаватель,

ГБПОУ «Выксунский металлургический колледж»,

г. Выкса









Тема: Инновационные технологии в преподавании математики и

во внеурочное время



















Введение


Актуальность выбранной темы состоит в необходимости широкого применения продуктивных инновационных технологий на занятиях математики и во внеурочное время, которые позволяют быстрее, экономичнее и качественнее достигнуть цели математического образования.

Продуктивна та технология, с помощью которой можно получить более высокий результат быстрее и с меньшими затратами по сравнению с ранее применявшейся технологии.

Целью данной работы является выявление положительных сторон при использовании инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

1. Рассмотреть целесообразность применения тех или иных инновационных технологий на различных этапах урока и во внеурочное время.

2. Выявить влияние внедрения инноваций на повышение уровня мотивации обучения.

3. Сделать выбор рационального и оптимального уровня использования инновационных технологий.












Инновационные технологии в преподавании математики и

во внеурочное время


Без стремления к новому нет жизни,

нет развития, нет прогресса.

В.Г. Белинский


Одной из главных целей образования является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. В моём понимании технология – это символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств – основа педагогических действий, направленных на всестороннее развитие личности учащегося. Поэтому целью своей работы считаю не только дать студенту определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению.

В процессе обучения математики можно совершенствовать у студентов такие качества, как умение думать, критически осмысливать и оценивать происходящее, абстрагироваться от несущественного и выделять главное, лаконично выражать и отстаивать свои мысли и идеи, и, наконец, организовывать свою деятельность. Это делает более значимой важнейшую тенденцию современного образования: поиск средств и методов обучения для развития познавательных и творческих способностей обучающихся. Одним из таких средств можно назвать создание образов функции на уроках математики.

Сегодня время диктует, чтобы выпускники колледжа были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого колледжу необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Инновационная образовательная технология - это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

- современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике;

- современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала;

- современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Инновационные технологии в образовании - это такая организация образовательного процесса, которая построена на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых: усвоением максимального объема знаний; максимальной творческой активностью; широким спектром практических навыков и умений.

Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность

Преимущества инновационных технологий


- Вариативность и альтернативность способов обучения

- Рациональная организация учебного процесса

- Личностно- ориентированный подход

- Активное использование ИКТ, Интернет- технологий

- Создание условий для активной познавательной деятельности

- Поощрение стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения

- Самоконтроль и взаимоконтроль

- Создание «ситуации успеха»

- Ориентированность обучения на социальный заказ, привлечение к обучению , воспитанию и развитию дополнительного образования и социальных партнеров

Результаты применения инновационных технологий

- Умение обучающегося адаптироваться в постоянно меняющейся социально - экономической среде, самостоятельно приобретать и применять необходимые знания

- Самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникшие проблемы и искать пути их рационального решения

- Грамотно работать с информацией

- Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, ситуациях.

- Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Рисунок 1. Инновационные педагогические технологии


В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:

Развивающее обучение – это обучение, ориентированное на закономерности развития личности, в котором развивающий эффект является прямым результатом. Оно рассматривает ребёнка как личность и создает максимум благоприятных условий для ее развития. Основные идеи развивающего обучения: развивать самостоятельное мышление ребенка, способность к его самообразованию и саморазвитию.

В развивающем обучении главное – это ориентация на включение обучающихся в творческий процесс, когда они осознают важность этого процесса. Отсюда вытекает принцип понимания: зачем студенты изучают тот или иной материал, как помогут полученные знания в изучении смежных дисциплин. В развивающем обучении придерживаются основных методов: логические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, используя поиск необходимого. Руководствуясь принципами развивающего обучения, учитываю способности и интерес студентов, стараюсь развить творческие способности и в конечном итоге научить каждого.

Моя педагогическая задача – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, помочь ему найти своё индивидуальное место в жизни. Поэтому на всех занятиях уделяю внимание созданию атмосферы доброжелательности и комфортности, уважительного отношения к личности ребёнка. Создаю условия, когда каждый имеет собственный взгляд на проблему, высказывает свои гипотезы, не боясь ошибиться. Поощряю в детях нестандартность мыслей, стремление знать больше, серьёзное отношение к учебному труду.

Метод проблемных ситуаций - это такой способ обучения, который предусматривает создание проблемной ситуации перед изучением теорем, правил, свойств в случаях, когда они естественны, понятны студентам и на их рассмотрение нужно немного времени; способствует привлечению внимания к решению проблемы, а также, и к изучаемой теме.

Там где нет проблемы, трудности, там нет самостоятельного мышления, а есть только работа памяти, которая заключается в воспроизведении ранее известного. Поэтому во время объяснения нового материала необходимо создавать ситуации, при которых студенты понимают недостаточность знаний и необходимость получения новых.

В поисках выхода из трудностей, в которые ставит студентов проблемная ситуация, они анализируют ее и подходят (или их подводят) к формированию проблемы, то есть к определению теоретического или практического вопроса, требующего решения. В итоге каждый студент сталкивается с рядом вопросов, решение которых связано с приложением собственных усилий мышления, направленные на переосмысление и применения опыта и знаний, которые они уже имеют. Проблемное обучение направлено на развитие САМО: обучающиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.

Примеры создания проблемных ситуаций:

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности студентов, позволяет нацелить на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на занятии мы создаем с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Проблемные ситуации можно использовать на различных этапах занятия: при объяснении, закреплении, контроле.     

Например, при изучении темы «Применение производной для исследования функции» в ходе устной работы были предложены одинаковые задания по графику функции  и графику производной. По результатам выполнения задания студенты приходят к выводу, что это задание для них является невыполнимым. Ставится учебная задача: составить алгоритм, с помощью которого исследовать функции на монотонность и экстремумы по её производной. Для меня, как преподавателя математики, важно, чтобы студенты имели глубокие знания, владели способами их получения. Это достигается через применение деятельностного и проблемно-поискового способа обучения.

Например, при изучении аксиом стереометрии, рассматриваем задачу:
«С помощью двух нитей столяр проверяет равенство четырех ножек стола. Как он это делает?» (Аксиома С3).

Решение задачи типа: «Почему велосипед на трех колесах держится, а на двух падает?» помогает понять следствие из аксиом стереометрии.

На занятии по теме «Аксиомы стереометрии» можно предложить исследовать вопросы:

• почему запертую дверь открыть невозможно, а не запертые - легко открыть?;

• стол с четырьмя ножками, который стоит на ровном полу, иногда качается, а стол с тремя ножками всегда стоит устойчиво. Как объяснить этот факт?;

• как проверить ровность поверхности стола с помощью линейки?

Тема «Иррациональные уравнения»

Тип данного урока – введение нового материала.

Его основная цель – ввести понятие иррациональных уравнений и развить умения применять способы решения иррациональных уравнений. Урок разработан таким образом, что студенты, путем исследования, самостоятельно выводят алгоритм решения иррациональных уравнений. На занятии используются такие приемы коллективной формы обучения, как решение проблемно-поисковых задач и самостоятельное проведение исследований.

Учитель: Посмотрите внимательно и определите, какие уравнения вы уже умеете решать, а какие у вас вызывают трудности?


Используя в своей работе проблемные ситуации в исследовательской деятельности студентов, формирую у них представления о характере и логике научного поиска, его трудностях и закономерностях. Студенты участвуют в различных конкурсах исследовательских работ, проектов.



-



Сегодня уже нет сомнения в том, что XXI век - это век информации и научных знаний. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Применение информационных технологий помогает повысить уровень преподавания, обеспечивает контроль, наглядность, несет большой объем информации, является стимулом в обучении.

В настоящее время в колледже взят курс на внедрение информационных технологий в учебный процесс. Мультимедийные презентации, выполненные с использованием: приложения PowerPoint и содержащие текст, формулы, рисунки, анимации, звуковые и видеофрагменты, позволяют рационально организовать занятие, сделать его более наглядным и насыщенным, активизировать познавательную деятельность студентов. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на студента. Замечено, что студенты проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные студенты с огромным желанием включаются в работу. Мы используем ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля знаний. Так с помощью языка программирования по дисциплине «Математика» разработаны контролирующие программы по проверке знаний студентов формул дифференцирования функций, формул площадей и объемов геометрических фигур и другие.

Внедрение новейших информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет преподавателям воплотить свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а студентам дает возможность без помощи других выбирать образовательную траекторию - последовательность и темп исследования тем, систему тренировочных заданий и задач, методы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования - выработка у субъектов образовательного процесса личного стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.

Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

В своей практике использую Технологию уровневой дифференциации. Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Повышается уровень мотивации учения.

Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в аудитории, создают условия для продвижения студентов в учебе в соответствии с их возможностями. Сильные студенты утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

На протяжении уже нескольких лет использую игровую технологию обучения. В результате использования этой технологии наблюдается рост творческих способностей обучающихся, значительно повышается интерес к предмету, а в результате наблюдается положительная динамика качества знаний.

Использование дидактических игр на занятиях по математике дополнительно активизирует мышление обучающихся за счет их интереса к соревновательной стороне деятельности.

Элементы данной технологии использую на итоговых занятиях по теме, на зачетных уроках (например, на зачете по теме « Производная», «Первообразная» использую математическое лото и домино, как один из вариантов сдачи зачета по теме « Прямые и плоскости в пространстве» - составление кроссвордов).

Игровые моменты включаю на различных этапах урока. Именно в нашем учреждении, при работе со слабоуспевающими обучающимися, особенно эффективны игровые технологии.


Считаю, что включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у студентов хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении.

Технология интерактивного обучения (метод проектов).

В последнее время в группе активных технологий обучения, где студент наряду с учителем занимает активную позицию в процессе добывания знаний, стали выделять интерактивные технологии.

Главное достоинство интерактивного обучения на уроках математики заключается в постоянном взаимодействии педагога и студентов. Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску.

В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу студентов.

Отбирая учебный материал для проектов, необходимо учитывать его связь с профессиональной деятельностью студентов. Презентации результатов творческой проектной деятельности применимы при проведении таких мероприятий, как «Математика в моей будущей профессии», «Математика и искусство», «Математика – основа всех наук». Социальный проект "Краткий справочный материал по математике для студентов 1 курса колледжа (теория и практика)" включает краткий теоретический материал по основным темам математики 1 курса ; примеры решения типовых заданий ; упражнения для самостоятельной работы.

В последние несколько лет использую технологию проектной деятельности, которая особенно актуальна в настоящее время, так как она помогает обучающимся осознать необходимость получения знаний на уроках и при самостоятельном изучении. А результат – повышение успеваемости. Элементы технологии проектной деятельности применяю, например, при обобщении и закреплении темы « Объемы и площади поверхностей многогранников и тел вращения».

К внеурочной работе относятся разнообразные формы обучения и воспитания, реализуемые во внеурочное время под руководством учителя. К этому типу работы мы не относим выполнение домашних заданий в процессе подготовки к уроку, считая это компонентом классно-урочной формы обучения.

Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи. В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи: вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин; углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки обучающихся; развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка; выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.



Заключение


Преимущества инновационных методов сложно переоценить, так как они играют значительную роль в формировании личностных качеств будущего специалиста. Инновационные методы помогают студентам обучиться активным способам получения новых знаний, позволяют овладеть более высоким уровнем социальной активности, также стимулируют творческие способности студентов и помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни.

Главной отличительной чертой инновационных методов в образовании является то, что обучающиеся проявляют инициативу в учебном процессе, которую стимулирует педагог с позиции партнера-помощника. Процесс и результат получения знаний приобретает личную значимость для каждого студента, что позволяет развить способности самостоятельного решения проблемы.

Инновационные технологии помогают научить студентам активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности обучающихся; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

У же на протяжении многих лет прихожу к выводу, что творческий поиск методов, технологий, форм обучения и контроля на самых обычных уроках способствует поддержанию интереса обучающихся к предмету, активизирует их познавательные способности, побуждает к активной работе на занятиях и, очевидно, способствует повышению качества знаний, а значит и успеваемости.

Инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современным своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут успешными учителя и образовательное учреждение, значит, есть надежда на то, что наши студенты тоже будут успешными и счастливыми!


Список литературы


1. Апатова Н.В. Информационные технологии в образовании. М., 2014.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2019.

3. Митенев Ю.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении математике // Среднее профессиональное образование. 2011. № 6. С. 19-20.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инновационные технологии в преподавании математики и во внеурочное время

Автор: Мудренко Галина Александровна

Дата: 05.04.2021

Номер свидетельства: 577533

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
    ["seo_title"] => string(125) "stat-ia-innovatsionnyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-matiematichieskogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "110216"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405694505"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Мой опыт на уроке математики! "
    ["seo_title"] => string(30) "moi-opyt-na-urokie-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "244351"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445927333"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Отчет о проведении декады естественно-математического цикла "
    ["seo_title"] => string(72) "otchiet-o-proviedienii-diekady-iestiestvienno-matiematichieskogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "118324"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413110637"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodproiektovkakeffiektivnoiesriedstvoriealizatsiitriebovaniifgosuchashchikhsia711klassovnaurokakhghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "268663"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450678316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства