Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии на уроках математики в основном звене обучения.»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОМ ЗВЕНЕ ОБУЧЕНИЯ.
"… Внедрение в образование современных информационных
технологий – вопрос жизненно важный для государства и общества в целом…."
В.В.Путин
Введение.
Применение информационных технологий (ИТ) в образовании одна из важнейших задач информатизации современного общества. Процесс информатизации и компьютеризации всех сфер деятельности человека создаёт предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику информационных и коммуникативных технологий.
Стремление использовать компьютерные технологии на уроках математики, продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами:
сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования;
педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности обучения;
компьютер значительно расширяет возможность предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения и активно вовлечь учащихся в учебный процесс.
Использование информационных технологий на уроках математики способствует повышению качества образования, что является главной целью для каждого педагога.
Актуальность применения информационных технологий на уроках математики
В процессе работы в среднем звене возникает ряд вопросов, требующих незамедлительного решения:
Как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока, учитывая увлечение умственной нагрузки на уроках математики?
Как организовать урок так, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса?
Какие использовать методы и приёмы обучения, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний?
Информационные технологии в настоящее время стали неотъемлемой частью современного образования.
Введение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.
Уроки математики с применением ИТ помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Кроме того, с помощью презентации можно и применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Именно такой вид работы наиболее оптимально и эффективно соответствует дидактическим целям урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
2.Применение информационных технологий в преподавании математики
2.1. Особенности организации уроков.
Проводить уроки математики с применением ИТ в компьютерном классе или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором, при этом соблюдать санитарно-гигиенические требования и нормы аудиовизуальной нагрузки при использовании технических средств.
На уроках применять компьютер в демонстрационном, в индивидуальном и в дистанционном режиме.
2.2. Применение презентаций, электронных программ
Началом использования компьютерных технологий является применение на уроках математики компьютерных презентаций. Основной целью является создание наглядности по изучаемой теме.
Учащихся привлекает новый способ подачи иллюстративного материала, а также эстетика оформления, стильность, которые не всегда возможны при использовании бумажных наглядных пособий.
Привлекать к такой работе детей, которым трудно сосредоточиться на уроке, неусидчивым, тех, кто быстро теряет внимание. Роль технического помощника увлекает ребенка, помогает следить за ходом урока.
Технология создания компьютерной презентации доступна для современных школьников. Поэтому необходимо использовать на уроках математики презентации и их фрагменты, выполненные учащимися. Создание компьютерной презентации может быть творческой частью домашнего задания по желанию учащихся, а может быть обязательным условием подготовки сообщения или доклада.
Обучающие компьютерные программы на СD дисках реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении математики. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса математики на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения.
2.3. Компьютерное тестирование учащихся
Одним из актуальных направлений внедрения и использования информационных технологий в образовательный процесс является компьютерное тестирование.
Тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ над использованием тестов на бумажных носителях. Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний: учащиеся работают с компьютером, и именно он оценивает их знания. Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке (в случае текущего контроля). В-третьих, нам практически сразу выдаётся статистика – процент усвоения материала отдельным учеником или группы в целом, что может быть необходимо при проведении итогового контроля.
2.4. Проведение практических занятий с помощью тренажеров
Кроме того можно использовать программы-тренажёры для отработки ЗУН учащихся. Например, в 6 классе при изучении темы «Координатная плоскость» приглашать учащихся в компьютерный класс, знакомить их с компьютерной программой “Веселые координаты”. В этой программе необходимо правильно вписать координаты точек, обозначенных на дисплее монитора, тогда получится цветное изображение самолета, животного, машины, парохода и т.д.
Со времен Пифагора и Евклида выдающиеся математики всех эпох прекрасно понимали, что рисунок, схема, чертеж стимулируют воображение, интуицию ученика и являются прекрасным наглядным пособием в процессе обучения. Действительно, на этом уроке дети восхищаются созданием рисунка на экране и были мотивированы на дальнейшую познавательную деятельность.
2.5.Работа в группах
ИКТ дают большие возможности для использования групповых методов обучения. Наиболее часто используется коллективный метод создания компьютерной презентации по заданной теме. За несколько дней до урока учащиеся класса делятся на группы. Каждая группа получает свое задание: 1-ягруппа собирает иллюстративный материал; 2-я группа - теоретический материал.
На промежуточном этапе собранный материал просматривается и отбирается для подготовки презентации, таким образом, подготовленная презентация становится коллективным трудом всего класса. Работа в группе позволяет привлечь к изучаемой проблеме учащихся с разным уровнем способностей и подготовки.
Достаточно часто на уроках необходимо использовать компьютерные программы по созданию графиков. Подобная работа может быть и индивидуальной, наиболее эффективна групповая работа на уроке. Так, при изучении в 9 классе темы «Функции», в классе создается группа, которая на основании данных должна построить или графики. Яркая наглядность, созданных изображений при помощи компьютера, помогает лучше усвоить данный материал.
Групповые методы работы позволяют проявляться лидерским качествам, учат принципам коллективизма, дают возможность слабому ученику почувствовать ситуацию успеха.
2.6.Использование информационных технологий во внеклассной работе
В рамках недели математики проводить конкурс презентаций по школьным математическим темам среди учащихся 8 - 9 классов. Лучшие презентации представляются учащимися на «Закрытие недели математики»
При проведении внеклассных мероприятий, применяются презентации, сделанные учителем и учащимися.
3.Результативность работы по применению информационных технологий на уроках математики
Оценить опыт работы можно только рассмотрев результаты, а именно: (качество обучения, данные анкетирования учащихся и т. д.):
- повышается интерес учеников к изучению математики;
- увеличивается качество обучения по математике;
Заключение
Подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить, что использование ИТ позволяет:
сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоения учащимися учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации;
раскрепостить учеников при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагирует на ошибки;
организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Учащиеся проявляют больший интерес к теме, когда применяю информационные технологии. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу. Дети с нетерпением ждут уроков, помогают готовить необходимые материалы и оборудование. Разумеется, любой урок с применением ИКТ для детей интересен и полезен, когда он сопровождается словом учиеля.