Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии в процессе обучения математики»
Игровые технологии в процессе обучения математики.
Ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность, и переход к учебной деятельности должен происходить плавно, постепенно, в благоприятной психологической обстановке. В связи с этим, для обучения дошкольников и школьников младшего возраста целесообразно использование игровых методов как в качестве самостоятельной технологии для освоения новой темы, так и в качестве элементов урока или его части.
В чем же существенные отличия педагогической игры от игровой деятельности в широком ее понимании? Прежде всего, педагогическая игра обладает четко поставленной учебной целью и должна достигнуть определенного педагогического результата. А также педагогическая игра проводится по определенным, заранее установленным правилам. Хотя педагогической игре, как и любой другой присуща игровая мотивация, которая в данном случае выступает как средство побуждения детей к решению, прежде всего учебной задачи.
Выделим основные цели применения игровых технологий в обучении:
Дидактическая. Направлена на усвоение новых знаний, выработку определенных умений и навыков и на расширение кругозора учащихся.
Развивающая. Развитие творческого и логического мышления, памяти, внимания, а также способности к самооценке учащихся.
Воспитывающая. В процессе игры дети учатся самостоятельности в принятии решений, воспитывается общительность, умение работать в коллективе.
Социализирующая. Все что происходит в ходе педагогической игры: четкое соблюдение правил игры, взаимодействие в группе, оценочная деятельность – это и есть азы социальных норм.
Занятие-игра проходит по заранее сформулированным правилам, которые строго соблюдаются. Детям ставится игровая задача, и они охотно включаются в игровую деятельность, а в результате достигается учебная цель. Здесь важно правильно организовать предметную среду. Форма представления материала должна быть интересна детям и одновременно содержать учебный материал. В организации игрового занятия важен соревновательный элемент, который переводит учебную задачу в игровую. И обязательно рефлексия, т.е. заключительное обсуждение с детьми результатов проведенной игры. В ходе этого обсуждения дети совместно с учителем оценивают свою деятельность.
На наш взгляд игровые методики имеют определенные преимущества перед другими видами обучения.
Во-первых, игра как метод активного обучения способствует большей вовлеченности детей в осуществление данного вида деятельности. Этот процесс направлен на выработку познавательной мотивации. Причем, в игровом упражнении учебная мотивация ребенка выражается не только в стремлении получить хорошую оценку или похвалу учителя, а в стремлении получить удовлетворение от решенной задачи или выполненного учебного задания.
Во-вторых, игровые методики подчас повышают эффективность учебного процесса, уменьшают время на изучение учебного материала, превращают процесс обучения в творческое и увлекательное занятие, на котором ребенок работает уже самостоятельно. Здесь уже можно говорить и об опережающем обучении в зоне ближайшего развития ребенка.
Также, игра снимает психологический барьер между учителем и учеником. Здесь учитель не выступает как судья , он сам является участником игры или ее коучером, т.е. ведет по процессу, лишь помогая выработать правильное решение, а ребенок как непосредственный субъект игры проявляет свои творческие и интеллектуальные способности. Для развития этих способностей очень важно отсутствие когнитивного диссонанса, часто обусловленного именно психологическим дискомфортом, который может испытывать ребенок на уроке, например из-за страха получить плохую оценку или неодобрение учителя, подчас высказанное в резкой форме.
И наконец, присутствие рефлексии, т.е. заключительного обсуждения с детьми результатов проведенной игры в ходе которого дети совместно с учителем оценивают свою деятельность. Это дает огромный потенциал в процессе формирования субъектной позиции ребенка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.