Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке математики является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках математики»
Евдокимова Светлана Юрьевна
Учитель математики
ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня»
Московского района Санкт-Петербурга
Тема: «Игровые технологии на уроке математики 5- 9 классов»
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке математики является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Использование игровых технологий на уроках математики помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к математике как учебному предмету.
Игра несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общешкольные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Следует заметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков математики. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.
Находясь в постоянном поиске, я стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я хочу видеть в каждом ученике будущего инженера, учёного, конструктора или просто ответственного, профессионально подготовленного рабочего. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания творчески, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых распространённых была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию. Рассмотрим виды игры:
I. Имитационные, деловые игры на уроках математики
Структура деловой игры и этапы коммуникации при обучении математике
ЭТАПЫ игры и коммуникации
Содержание учебно-познавательной деятельности учащихся на этапах деловой игры
Этап
подготовки
1) самоопределение в коммуника-тивной ситуации;
разработка
игры
-формулировка целей игры;
-разработка сценария и плана деловой игры, инструктаж;
-разработка учебных материалов, соответствующих целям и способов оказания помощи учащимся;
-подготовка оборудования для игры;
-выбор способа обеспечения гласности целей УПД, критериев отметок ее результатов;
2) анализ способов коммуникации;
ввод в игру
-постановка проблем, целей, задач деловой игры;
-знакомство с реальной ситуацией;
-создание игровой проблемной ситуации, построение ее имитационной модели;
-формирование групп (распределение ролей внутри групп)
-вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
-построение математической модели;
-составление плана и его реализация;
-обсуждение, проверка полученных результатов внутри группы, их коррекция
межгруппо-
вая дискуссия
-отчетность групп;
-взаимооценка результатов работы между группами;
-работа экспертов
Этап
подведения итогов
5) корректировка и рефлексия результатов коммуникации
внутригрупповая дискуссия
-вывод из игры;
-взаимооценка и самооценка результатов работы в соответствии с достижением целей и критериями;
-рекомендации учителя по результатам игры
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Их отличительными свойствами являются:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила системы оценок хода и результатов игры.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение её имитационной модели;
- постановка главной задачи командам (группам), уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычисление необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- разрешение проблемы;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- коррекция;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы (рефлексия);
- оценка результатов работы.
Некоторые примеры деловых (имитационных) игр:
1)Деловая игра «Строитель»
Тема: «Площади многоугольников» (9 класс).
При изучении темы «Площадь. Площадь прямоугольника» по геометрии в 9 классе я использую задачи практической направленности. Например, класс разбивается на три бригады маляров, штукатуров, плиточников. Необходимо выбрать прораба, бригадиров, учетчика, которые проведут предварительный подсчет необходимых материалов, краски, плитки, линолеума. Каждая бригада получает задание измерить площадь пола, стен в классе, коридоре, спортивном зале или столовой. Затем вместе с бригадирами и учетчиком ребята решают сколько им необходимо затрат времени и материалов для выполнения конкретного объема работ. Дополнительные данные по расходу материалов и приблизительной стоимости можно записать на доске. Например: расход эмали на однослойное покрытие в зависимости от цвета 100-180 г/м2, стоимость банки эмали массой 1 кг 120 руб., стоимость З кг такой же краски 280-З00 руб. А затем следует обсуждение проблемы в масштабе всей школы. В качестве домашнего задания можно предложить измерить площадь своей комнаты, квартиры, дома, участка, количество рулонов обоев, краски, которые необходимо приобрести для проведения ремонта.
2) Игра «Магазин».
Тема: «Проценты. Пропорция» (5-6 класс)
3) Деловая игра «Конструктор»
Тема: «Преобразование фигур на плоскости. Симметрия в природе и технике. Геометрические места точек» (8 класс).
4) «Юный художник»
Тема : «Координатная плоскость» (6 класс).
При изучении темы «Координатная плоскость» полезно разнообразить построение геометрических фигур. Ученики с интересом выполняют задания творческого характера и те, что предлагает учитель, и сами создают интересные фигуры. Например:
Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:
имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;
ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс – конференции, уроки – суды и т.д. Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры. Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыков хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счёту, так и к урокам вообще. Для того чтобы возбудить интерес к счёту, можно применить следующие ролевые игры:
Ролевая игра «Математик-бизнесмен» Тема: «Повторение изученного материала за курс 6 класса» (6-7 классы)
Игра «Рыбалка» Тема: «Квадратные уравнения»(8 класс)
Игра «Закодированный ответ» Тема: «Действия с десятичными дробями» (5 класс). Данный тип заданий предполагает рутинную работу по закреплению материала превратить в увлекательную, познавательную игру. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование.
1. Решить уравнения и составить слово по полученным ответам.
Вам предстоит узнать, как называется дальний родственник лимона и апельсина. Это цитрусовое растение. Плоды его несъедобны, но масло, которое получают из кожуры его плодов, листьев и цветов, имеет приятный и свежий аромат.
а) 3, 84 – ( х + 0,89 ) = 2,3;
б) ( х + 1,6 ) : 7 = 21;
в) 17 · ( 0,6 – х ) = 3,4;
г) 5х + 2,3 = 3,8;
д) х : 7 –0,3 = 0,4;
е) 5х + 3х – 1,3 = 5,1;
ж) 7,02 : ( у + 1,2 ) =1,8;
з) 2,7 у + 3,6 у – 1,8 у = 36.
Таблица с вариантами ответов и зашифрованными словами.
Г
Р
О
Ф
А
Е
М
Б
Й
У
К
Т
П
Л
Ю
С
0,3
0,4
2,7
1,4
4,9
145,4
0,8
0,65
3
0,92
2,6
8
0,1
80
37,8
0
Ролевая игра «Ярмарка»
Тема: «Единицы измерения длины, массы, площади» (5 класс).
Познавательные игры и обучающие игры
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. На первых уроках геометрии в 7 классе ребята знакомятся с различными простейшими геометрическими фигурами. Появляется новая терминология, которая нелегко усваивается ими. В связи с этим в устные упражнения включается такое задание: опишите чертёж, используя те данные, которые на чертеже. Далее чертёж усложняется. Этим способом развивается не только ум, но и речь. Ценность обучающих игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
Некоторые познавательные игры:
1) «Звёздный час Функции»
Тема: «Квадратичная функция» (9 класс).
2) «Математический КВН»
Тема: «Теорема Пифагора вне школьной программы» (8 класс).
3) Смотр знаний «Счастливый случай»
Тема: «Умножение и деление обыкновенных дробей» (6 класс).
Комплексные игры.
1) Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
2) Игра «Математический поединок»
Можно использовать в 7 классе в процессе усвоения и закрепления формул сокращенного умножения. Основой игры является соревнование между командами (или рядами) при ответах на проблемные вопросы, решении практических заданий и доказательстве математических формул, предложенных учителем. При оценке учитывается правильность и скорость выполнения заданий. Идея состоит в том, чтобы на основе созданной проблемной ситуации и соревнований команд активизировать мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс активной поисковой деятельности.
Каждая группа получает задание в виде таблицы.
задание
ответ
1
2
3
1
(с + 11)2
с2 + 11с + 121
с2 - 11с + 121
с2 + 22с + 121
2
(7у + 6)2
49у2 + 42у + 36
49у2 + 84у + 36
49у2 - 84у + 36
3
(9 – 8у)2
81 – 144у + 64у2
81 – 72у + 64у2
81 + 144у + 64у2
4
(1/3 х – 3у)2
1/9 х2 – 2ху + 9у2
1/9 х2 – ху + 9у2
1/9 х2 + 2ху + 9у2
5
(0,3с – 12а)2
0,009с2 – 7,2ас + 144а2
0,09с2 – 3,6ас + 144а2
0,09с2 – 7,2ас + 144а2
После выполнения работы по таблице ребята сами себя оценивают в группах с учетом «коэффициента трудового участия».
Игры-упражнения
1) Практическая и лабораторная работа: «Вычисляем число π»
Изучаем в 6 классе тему «Длина окружности. Площадь круга». Задачи с практическим применением можно провести как лабораторную работу по математике. Пусть ребята сами определят отношение длины окружности к диаметру, затем сравнят свои результаты с принятым числом π = 3, 14. Для запоминания большего числа знаков существуют забавные поговорки и стихи. Например, такие: Вот и Миша и Анюта прибежали, Пи узнать число они желали.
И оформление работы, деление на группы мы позаимствовали у физики. Используем различные цилиндрические предметы: стакан, вазу, чайник, кусок трубы, цветочный горшок. Проведя ряд замеров и вычислений, ребята переходят к выводу формулы С = 2πR. Теперь решаем задачи по парам. Например: колесо сделало 30 оборотов. Какое расстояние проедет тележка, если диаметр её колеса 40 см? Составим схожую задачу: тележка проехала 30 м, сделала при этом 50 оборотов. Чему равен диаметр колеса? На столе перед доской лежат предметы, о которых идет речь в задаче. Решили задачу, нашли свою тележку, посмотрели, покрутили, измерили, запомнили. Теперь берем другой предмет, например, часы. Составьте задачу о часах, используя формулу С = 2πR. Тему «Площадь круга» можно разобрать самостоятельно, подготовить проект на тему «Длина окружности. Площадь круга», презентацию с практическим содержанием и использованием данной темы в природе и быту. Защита проекта по группам. Консультанты учащиеся 9 класса (изучают на геометрии тему «Длина окружности. Площадь круга»).
2) «Задачки-минутки» и занимательные задачи
Полезны для привлечения и переключения внимания учеников, смены видов учебной деятельности
Считаем до 30, вместо чисел, кратных трем, произносим: "Ай, да я".
Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади, один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?
Кроссворды, головоломки, ребусы и другие.
А). Кроссворд
Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках математики. Оживить опрос и активизировать работу учащихся мне помогают творческие формы проверки усвоения материала – кроссворды. Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока, может быть своеобразным подведением итогов на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать минутку отдыха, переключить внимание, поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой или изученной теме. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, как составленные на базе основного программного материала с зашифрованными понятиями и терминами. Работа с кроссвордом не требует от учителя каких-либо особых усилий. Объяснив однажды учащимся, как их нужно решать, вы будете постепенно предоставлять учащимся всё большую самостоятельность, и результаты не заставят долго ждать: ребята очень быстро увлекаются этим занятием, появляется элемент соревновательности, и, как следствие, ребята начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке. Отличительной особенностью кроссвордов является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь даже не самых трудолюбивых учеников.
Итак, содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивированно. Но не с помощью создания сиюминутных скоро проходящих интересов или ссылок на практическую значимость в будущей жизни, а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у школьников будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.