Доклад на тему"Игровые технологии на уроках математики"
Доклад на тему"Игровые технологии на уроках математики"
Актуальность.
В докладе представлено теоретическое содержание, включающее способы организации разнообразных игр на уроках математики, требования к проведению игр на уроке, классификацию игр в зависимости от игровой цели, виды дидактических игр.
Содержание
Пояснительная записка.
Актуальность темы.
Теоретическое обоснование технологии.
Игровые формы обучения.
Игровые технологии на уроках математики.
Игровые ситуации.
Используемая литература.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему"Игровые технологии на уроках математики" »
.
Комп.
В докладе представлено теоретическое содержание, включающее способы организации разнообразных игр на уроках математики, требования к проведению игр на уроке, классификацию игр в зависимости от игровой цели, виды дидактических игр.
Содержание
Пояснительная записка.
Актуальность темы.
Теоретическое обоснование технологии.
Игровые формы обучения.
Игровые технологии на уроках математики.
Игровые ситуации.
Используемая литература.
Доклад.
Тема: «Игровые технологии на уроках математики. как средство повышения вычислительных навыков учащихся».
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету.
Я использую игровые моменты при обобщении, закреплении, повторении различных тем и вопросов. Обращаясь к игровым формам обучения на уроках, даже самые пассивные обучающиеся включаются в игру, прилагая все усилия.
- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия учителя и учащихся , продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса; - в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности; - - игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки; - включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала; - игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. .
Игровые формы обучения.
Имитационные игры. Имитационная игра как метод нашла свое применение в многочисленных стратегиях обучения, включающих себя игровые элементы. Сюда входят ролевые, конфликтные, деловые игры, игры для принятия решений, компьютерные имитации на базе деловой игры и т. д. Имитационные игры сочетают такие элементы, как соревнование, кооперация, правила, отражающие характерные черты действительности. Особое значение в обучении имеют деловые и ролевые игры.
Ролевая игра как метод обучения дает возможность преподавателю оформить учебный процесс в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из жизни общества, а обучающимся и студентам – открыть разные социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь серьезных санкций в случае неправильного поведения.
Деловые игры. Основой любой деловой игры является процесс имитации реальных ситуаций во время ее проведения. Деловая игра состоит из двух компонентов: модели игры и собственно игры. Модель определяет рамки игры и, таким образом, создает базу для игры, которая предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели.
.
Игровые технологии.
Я использую их на разных этапах урока. Свое знакомство с группой начинаю с игры «Покажи свои знания», которая построена по принципу телепередачи «Своя игра». Обыкновенный опрос не вызывает должного интереса.Наблюдения же во время игры помогают быстро сориентироваться и направить работу в нужно русло. Ценность игры заключается еще и в том, что ребята обогащаются новыми знаниями с помощью вопросов ,повторяют пройденный материал, самостоятельно выполняют задания, стараются быть предельно внимательными. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», используются игры во время устного счёта:
- конкурс на лучшего счётчика,
- кодированные упражнения,
- графические диктанты,
- математический лабиринт,
- магические квадраты,
- кроссворды,
- ребусы,
- математическая окрошка,
- головоломки и др.
Игра «Испорченный телефон».
Для игры класс делится на 5-6 команд (по рядам).Преподаватель выдаёт листочки с заданиями обучающимся, сидящим за первыми партами, и сообщает, что нужно сделать.Ребята выполняют задание, отрывают своё решение и передают результат следующему участнику игры. Тот делает то же самое и т. д.Выигрывает та команда, которая быстро и верно выполнила задание. Обучающиеся поощряются хорошими оценками.
В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.
Хочу поделиться своим опытом по организации работы на уроках математики, направленной на формирование навыков устного счёта, повышение познавательного интереса к уроку математики при помощи упражнений, включающего в себя различные по содержанию и сложности задания по формированию навыка устного счёта на разных этапах урока математики во 2 классе.
Учитывая особенности класса и содержание программного курса математики провожу целенаправленную работу по проведению устного счёта на уроках математики. Подобранные упражнения для устного счёта состоят из различных по содержанию и сложности заданий, направленных не только на формирование вычислительных навыков, но и на активное развитие мыслительных операций.
Поэтому в устный счёт входят упражнения, обеспечивающие:
1) формирование вычислительных навыков и усвоение определённых вычислительных приёмов;
2) развитие математической речи (умения читать выражения, объяснять и аргументировать ход решения и др.);
3) формирование умения решать задачи;
4) расширение представления о геометрических фигурах;
5) знакомство с логическими задачами.
Упражнения для устного счёта предъявлены учащимся в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, таблиц для заполнения на разных этапах урока математики.
Кроме этого, упражнения для устного счёта предлагаю учащимся так, чтобы они способствовали развитию различных анализаторов, т. е. воспринимались детьми либо зрительно, либо на слух, либо зрительно и на слух.
Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.
4.Игры на уроках математики
Если спросить у детей, любят ли они сказки, они ответят «да». Сказка вызывает у детей радость, внимание, интерес. На таких уроках царит хорошее настроение, а это залог хорошей работы. Сказки при изучении математики можно использовать так: герои испытывают трудности, а учащиеся им помогают. Дети отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы и т.д. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала. Математика- один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
“Назови соседей числа”
Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
Игра “ Старик Хоттабыч”.
Однажды в реке нашли старинный сосуд, на котором были начертаны таинственные слова: “ В этот сосуд заключён могущественный джин Гасан Абдурахман ибн Хоттаб за то, что тысячу лет назад он не смог выполнить задание повелителя джинов Аль - Манфара”.
Задания (на рисунке кувшин с любыми числами)
Найдите “ лишнее” число.
Выпишите чётные, нечётные числа.
Составьте равенства и неравенства.
Увеличьте числа на2.
Уменьшите числа на 2.
Из кувшина вышел вдруг Добрый джин – наш старый друг. Кто решит всё без подсказки, Тех возьмёт с собою в сказку.
Математическая игра на уроке должна быть хорошо организовано. Учитель все время контролирует деятельность класса, направляет игру, поощряет вопросами или репликами, незаметно поддерживая слабых детей, ободряя их, предотвращая возникновение конфликтов и тому подобное. Не следует увлекаться лишь дидактической целью игры, недооценивая ее воспитательного значения, потому что это приводит к тому, что ученики начинают хитрить, добиваясь успехов нечестным путем, не соблюдая правил игры, пренебрегая интересами коллектива. В зависимости от обстоятельств учитель должен найти время и указать ученику на такие проступки, объяснив, к чему это может привести (ухищрения, недобросовестное выполнение своих обязанностей).
7.Результат игровых технологий.
Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Игры способствуют преодолению пассивности на уроках и усилению работоспособности учащихся.
Типы дидактических игр
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:
Игры-путешествия (имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Например, «Путешествие в страну дробей», «Космическое путешествие (площади и объемы фигур)», «Веселый математический поезд»);
Игры-поручения (имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки»);
Игры-предположения («Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?»);
Игры-загадки (Педагогическая направленность загадок заключается в проверке знаний учащихся. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения);
Игры-беседы (игры-диалоги) (В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение).
В основе любой игровой методики лежат следующие принципы:
Актуальность дидактического материала;
Коллективность;
Соревновательность
Каждая игра должна содержать элемент новизны.
Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.
Обязательный контроль за результатами игры.
Активное участие в игре каждого ученика.
Используемая литература:
Смирнов, С.Д. Еще раз о технологиях обучения [Текст] / С.Д. Смирнов //Высшее образование в России.-2000. -№6. -С.115-120.
Спиваковский, А.С. Игра - это серьезно [Текст] / А.С. Спиваковский. - М., 1992.
Тюков, А.А. Организационные и обучающие игры и моделирование процесса социального развития личности [Текст] / А.А. Тюков // Игровое моделирование методология и практика. - 1987.
Тюктеева, Г. Психолого-педагогическая игра «Все во всем» [Текст] / Г. Тюктеева // Воспитание школьников. - 2003. - №4. - С. 45-47.
Тюнников, Ю.С. Игровое обучение как дидактическая система будущего [Текст] / Ю.С. Тюнников, С.М. Тюнникова // Гуманизация.- М., 2002.
1. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М., 1990