kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Геометрия помогает алгебре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры арифметических и алгебраических задач, которые хорошо решаются с помощью геометрии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Геометрия помогает алгебре»

Задача 1. Решите уравнение

где 0°

Решаем вместе.

Задача 2. Решите уравнение.

где 0.

Домашнее задание:

Задача 3. Докажите равносильность двух уравнений:

и  2sin x + 6 cos x = 3,  где   0.

Задача 4.  Вычислите arctg 1 + arctg 2 + arctg 3.

Геометрия помогает решать уравнения!

В некоторых случаях вместо того, чтобы преобразовать уравнение можно поступить следующим образом: перевести задачу на геометрический язык, а затем записать полученное геометрическое условие другим способом; в результате получается более простое уравнение.

Мы рассмотри два уравнения, причем в каждом из них исходное уравнение равносильно условию «некоторые точки лежат на одной прямой»; подходящим образом записав это условие, мы получим более простое уравнение, которое и будем решать.

Задача 1. Решите уравнение

  где 0°

Вам предлагается рассмотреть первое и второе слагаемые левой части уравнения как длины отрезков – сторон треугольников.

Учитывая наличие квадратного корня, тригонометрических выражений  sin x и cos x, можно предположить, что использовали теорему косинусов.

Рассмотрим выражения (надо смоделировать теорему косинусов)

15 – 12 cos x = ()2 + ()2 – 2∙  ∙ cos x

7 – 4sin x = ()2 + 22 – 2 ∙  ∙ 2 ∙ cos (90° - х)

Итак, согласно нашим рассуждениям выполним схематический рисунок. Изобразим прямоугольный треугольник с прямым углом С.  

Проводим луч  CD , который делит  угол С на два угла х и 90° - х.

АС = ,  CD = , СВ = 2, а сторона АВ – гипотенуза ∆АВС,

АВ =

Имеем: АD = ,

то есть первое слагаемое в уравнении равно длине  АD.

ВD = ,

то есть второе слагаемое в уравнении равно длине ВD.

Но так как АD + ВD = АВ, значит D

Рассмотрим площади треугольников. S ∆АВС = S ∆АСD + S ∆ВDС, а именно

.

Обе части уравнения делим на число

6 sin x + 2 cos x = 4

Обе части уравнения делим на число 4.

,   sin x∙ cos 30° + sin 30°∙ cos x = 1,

sin(х + 30°) = 1,  х + 30° = 90° + 2πn, где , х = 60° + 2πn,

где , х = 60°, учитывая условия задачи.

Ответ: 60°.

Задача 2. Решите уравнение.

,  где 0.

Решение. Переведем задачу на геометрический язык.

Представьте выражения,  стоящие под знаком корня, в виде суммы 3 слагаемых, два из которых представляют квадраты чисел, а третье – удвоенное произведение этих чисел на cos x (или cos 2x).

2 – 2 cos x = 12 + 12 – 2 ∙1∙1∙ cos x;

10 – 6 cos x = 32 + 12 – 2 ∙3∙1∙ cos x;

10 – 6 cos 2x = 32 + 12 – 2 ∙3∙1∙ cos 2x.

Построим треугольник  АВС; проведем луч СD – биссектрису ∠АСВ,

∠АСD = ∠ВСD = х.  АС = 1, СD = 1, СВ = 3.

Еще раз!

АD =   - первое слагаемое в уравнении (в левой части).

ВD =  - второе слагаемое в уравнении (в левой части).

АВ =   - правая часть уравнения.

Данное уравнение означает, что АD + ВD = АВ, откуда D .

Следовательно, S ∆АСD + S ∆СDВ = S ∆АСВ.

,

так как 2sinx≠0, то  2= 3cosx,

,
, учитывая условие 0x .

Ответ: .

Вопросы!

  1. 1. Какие преобразования надо выполнить с выражениями, стоящими под знаком корня?

  2. Какую фигуру будем строить? Каковы условия и линейные характеристики треугольников?

  3. Еще раз распишем длины треугольников  АD, АВ, ВD?

  4. 4. Что означает уравнение или как записать утверждение: исходное уравнение равносильно условию «точки А, D и В лежат на одной прямой»?

  5. 5. Как записать это условие «подходящим» образом, то есть используя понятие «площадь треугольника»?

  6. 6. Обратим внимание на правую часть уравнения. Распишем формулу двойного угла.

  7. Что можно сказать о правой и левой частях уравнения?

Домашнее задание.

Задача 3. Докажите равносильность двух уравнений:

и  2sin x + 6 cos x = 3,  где   0х .

(Равносильность или эквивалентность уравнений означает совпадение множества их решений).

Решение.

Рассмотрим уравнение 

Выражение 5 – 4cosx = 22 + 12 – 2∙2∙1∙ cos x,

13 – 12cosx = 32 + 22 – 2∙3∙2 cos(90° - х)

∆АВС, ∠С = 90°, АС = 1, СВ = 3, ∠АСD = х, ∠DСВ = 90° - х, СD = 2.

АВ =  - правая часть уравнения

АD =  - первое слагаемое в уравнении в левой части.

DВ =  - второе слагаемое в уравнении в левой части.

Получаем АD + DВ = АВ, D  АВ.

S ∆АСD + S ∆DСВ = S ∆АСВ.

,

2sinх + 6 cosx = 3.

Одинаковые уравнения, значит, равносильны.

Задача 4.

Вычислите arctg 1 + arctg 2 + arctg 3.

Решение. Задача имеет изящное (!) геометрическое решение.

Смотрим!  (рисунок 1)

Рисунок 1

Рассмотрим ∆АВС.

АВ = , ВС = , АВ = СВ = .

АС = .

Причем АВ2  + ВС2  = () 2 + () 2  = 5 + 5 = 10 = () 2  = АС2.

∆АВС прямоугольный (∠В = 90°), равнобедренный.

∠ВАС = ∠ВСА = 45° =  = arctg1.

∆ОАВ,  ∠О = 90°, , α = arctg2.

∆АСN, ∠N = 90°,  ,  β = arctg3.

Значит,  их сумма равна  π!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Геометрия помогает алгебре

Автор: Фомина Нюргуяна Владимировна

Дата: 19.11.2016

Номер свидетельства: 360424

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа по математике для 8 класса для УМК Колягина, Атанасяна "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-8-klassa-dlia-umk-koliaghina-atanasiana"
    ["file_id"] => string(6) "189694"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427013746"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Подготовка обучающщихся к ГИА"
    ["seo_title"] => string(40) "podghotovka_obuchaiushchshchikhsia_k_gia"
    ["file_id"] => string(6) "344291"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474160570"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "эссе Я учитель"
    ["seo_title"] => string(16) "essieiauchitiel1"
    ["file_id"] => string(6) "278975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453175760"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Доклад по математике "САМОСЧЕТЫ БУНЯКОВСКОГО""
    ["seo_title"] => string(48) "doklad-po-matiematikie-samoschiety-buniakovskogo"
    ["file_id"] => string(6) "252445"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447391525"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по математике , презентация к уроку . "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "122245"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414170565"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства