Просмотр содержимого документа
«Формы работы на уроках немецкого языка по повышению мотивационной сферы учащихся»
Формы работы на уроках немецкого языка по повышению мотивационной сферы учащихся
Процессы, происходящие в современном мире, в котором знание иностранных языков является нормой, создают мощный стимул для изучения иностранного языка. Очевидно, что знание иностранного языка сегодня – не только культурная, но и экономическая потребность. В современном обществе любому специалисту, желающему преуспеть в своей области, владение хотя бы одним иностранным языком жизненно необходимо.
Однако, с начала1990 года обозначилась тенденция вымывания немецкого языка из российского образования. Она проявляется и в сокращении школ с изучением немецкого языка, а в последнее время в переводе немецкого языка в ранг второго иностранного.
Во многих случаях группы с изучением немецкого языка формируются по остаточному принципу.Можно бесконечно сожалеть, что мы стали свидетелями отхода немецкого языка на второй план. Поэтому для учителями немецкого языка поиск форм работы по повышению мотивационной сферы учащихся, поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса очень актуален.
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации в учении иностранных языков. Опыт показывает, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать.
Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается активность, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.
Психолог С.Т.Григоряном предлагает такие разновидностям внутреннеймотивации как коммуникативная, лингвопознавательная и инструментальная.
Коммуникативную разновидность мотивации можно назвать основной, так как коммуникативность - это первая и естественная потребность, изучающих иностранный язык.
Однако, несмотря на явно выраженное стремление к общению со стороны учащихся, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении иностранным языком в атмосфере родного языка иностранный предстаёт как искусственное средство общения. И так называемые "естественные ситуации", используемые при обучении, носят в сущности искусственный характер. То есть коммуникация на иностранном языке на уроках носит в основном условный характер, поэтому важно обращаться к воображению школьников, к их фантазии, к игре. Учителю следует постоянно побуждать учащихся к перевоплощению. Давайте представим, что мы находимся в музее, на вокзале, в кабинете врача. И дети в данной ситуации общения должны представить себя в роли экскурсовода, туриста, врача или школьника, решившего прогулять урок.
Отправным моментом для возникновения мотивации является ознакомление учащихся с задачами урока и принятия их учащимися. Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей. Например, на начальном этапе изучения немецкого языка стоит использовать такие слова, как «фантазировать», «строить», «разгадывать загадки, ребусы», которые предполагают игровые моменты на уроке:
Heute spielen wir einen Vertreter der Fa. und seine Sekretaerin. (Сегодня мы играем роль представителя фирмы и секретаря ).
Heute richten wir unsere Wohnung ein . (Сегодня мы обставляем квартиру). Далее, по мере взросления учащихся, задачи урока тоже усложняются:
Wollen wir ein Problem der Umweltschutz besprechen! (Давайте обсудим проблему охраны окружающей среды).
Wollen wir Probleme der Jugendlichen besprechen! (Давайте обсудим проблемы современной молодёжи)
Содержание урока, как и его задачи, тоже должно быть принято учащимися. Это может быть достигнуто путём усиления личностной ориентации, использования на уроке актуальных событий, привлечения познавательного материала. Фактически почти любую тему можно сделать личностно значимой. Личностная ориентация предполагает, однако, адресованность не только непосредственно к самому ученику и его "Я", но и к более широкой среде, причастность к которой он ощущает (моя семья, моя улица, мой город, моя страна, страна изучающего языка). Например: "Расскажите неправдоподобную историю о своём путешествии", "Представьте, что вы гид, и проведите экскурсию по Берлину", "Расскажите туристам о достопримечательностях", «Представьте, что вы работаете на фирме секретарем и вам надлежит заказать билеты на самолёт и гостиницу для вашего руководителя» . Подобные задания предоставляют ученику право выбора, что очень важно, так как он может выбрать ту часть материала, которую лучше усвоил, тем самым устраняются отрицательные эмоции.
События актуальной действительности также могут обогатить содержание урока, показав учащимся, что они учатся не для школы, а для жизни, и это, несомненно, поддерживает коммуникативную мотивацию. Поэтому на уроке следует использовать информацию из газет и журналов страны изучаемого языка и "связать" её с темой урока.
Познавательный характер материала урока играет немаловажную роль в коммуникативной мотивации. и должен быть подчинён актуализации межпредметных связей. В этом случае факты и события, усвоенные на других уроках по другим областям знаний, предстают перед учащимися на уроках иностранного языка как бы в новой языковой оболочке. Узнавание их доставляет учащимся радость познания; одновременно они на деле убеждаются, что иностранному языку, как и родному, свойственна органичная вплетённость во внешний многомерный мир.
Следующим важным моментом, способствующим вызову и сохранению коммуникативной мотивации, является организация урока. Хотелось бы остановиться на некоторых интересных моментах организации урока, способствующих развитию коммуникативной активности. Игровые упражнения позволяют организовать целенаправленную речевую практику на уроках иностранного языка, тренировку и активизацию навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнёров по общению, формирования и формулирования многообразных типов высказываний (описания, сообщения, информации, доказательства, выражения мнения, согласия и т.п.). Игровые упражнения уже в самом начале урока настраивают ребят на дальнейшую активную речевую деятельность. Но, чтобы этот интерес не угас,следует придавать игровой характер большинству упражнений на уроке, особенно если они связаны с запоминанием и тренировкой речевых образцов по определённой теме, что само по себе является довольно скучным занятием.
Интересны в этом плане различные игры.
"Запомни движения". Учитель предлагает следить за движениями его рук и запоминать. Он имитирует различные действия, комментируя их (шитьё, стряпню на кухне, стирку и другие).
2."Снежный ком ". Играющие передают друг другу мяч. Передавая
её соседу, каждый участник должен назвать какой - нибудь предмет, на- пример: "Это шляпа". Играющий должен охарактеризовать предмет иобъяснить свои действия с ним, а затем передать книгу следующему играющему, называя новый предмет.
3."Фантастическое животное". Ученик рисует на доске те части тела животного, которые называют другие играющие: "Zeichne den Katzenkopf","Zeichne die Lowenpfoten" и т.п.
4."Продолжи историю". Один из учащихся начинает рассказывать историю, другой продолжает и т. д. Истории могут быть реальными или неправдоподобными и соответствовать изучаемой теме.
Эффективным методом, разновидностью игры, при повышении мотивации к изучению иностранного языка является использование деловой игры.
Проектная технология .Учитывая современный стиль и ритм жизни, абсолютно закономерным является тот факт, что проектная технология с использованием информационных технологий как мотивирующий фактор обучения занимает особое место . Проектная технология характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально- эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, посещение литературного салона и т.д.). Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет учащимся истинную радость познания, приобщает к новой культуре.
Во-первых, поскольку проектная работа даёт учащимся возможность выражать свои собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть чёткого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанныетрадиционной и современной методикой преподавания иностранныхязыков.
Еще один момент организации урока, способствующий сохранению коммуникативной мотивации, - это рациональное сочетание различных форм работы .
В практике обучения иностранному языку, особенно на начальной ступени, наиболее широкое распространение получили фронтальные формы работы, что позволяет учителю обучать весь класс одновременно. Процесс фронтальной работы предполагает, что каждый учащийся обучается одновременно с другими.
Для этого целесообразно при выполнении однотипных упражнений применять форму игры "по цепочке". Совершенствовать фронтальную работу можно, если использовать на уроке игровые формы деятельности, ставить проблемные вопросы, требующие использования элементов творчества, а также путём сочетания фронтальных и групповых форм работы.
При формировании умений в диалогической речи, при формировании лексических и грамматических навыков, с помощью раздаточного материала, с целью организации взаимоконтроля используется парная работа.
Для развития умений в смысловой переработке информации, умений вести беседу-полилог неоценимо значение групповых форм совместной деятельности.
Важно объединить действия учащихся общностью какой-то цели, интересного для них дела. Как известно, подростки тянутся к коллективности, к каким-то объединенным действиям. Эту тягу надо использовать в организации групповой и коллективной работы по иностранному языку, создавая тем самым положительную мотивацию учения.
В целом учитель как личность должен быть интересен ученикам. Если он не зацикливается только на своем предмете и его интересует жизнь современных молодых людей, их проблемы, а также глобальные проблемы общества, которые предстоит в недалеком будущем решать его ученикам, если учитель умеет передать и объяснить свой интерес учащимся, то они сами будут стремиться к общению с ним.
Лингвопознавательная мотивация является разновидностью мотивации и заключается в положительном отношении учащихся к самому языку. Учитель говорит: "Сегодня мы будем говорить о…Какие слова и выражения нам могут для этого понадобиться?" Таким образом, создается потребность в новых словах. Учащиеся называют на родном языке нужные им слова, учитель сообщает их им, лучше же, если учащиеся, используя словарь, сами найдут значения этих слов на иностранном языке, а учитель поможет выбрать в каждом конкретном случае подходящее слово из множества вариантов его значения. Мотивация при этом возрастает. Замечено также, что и запечатление в памяти лексики тоже усиливается. В
учебном процессе по иностранному языку важно также стимулировать непосредственный интерес к языку как таковому.
Большую роль играет также развитие языковой догадки. Внезапное "озарение" по поводу того или иного значения слова, выражения и грамматической формы доставляет учащимся большое удовольствие и мотивирует дальнейший лингвистический поиск. Упражнения в языковой догадке могут быть столь же увлекательными, как и решение кроссворда. Поэтому следует постоянно побуждать учащихся к языковой догадке, нацеливая их внимание на "подсказки" и опоры в самом материале.
Рациональные приемы чтения должны применяться учащимися при овладе нии иноязычным чтением. Читая текст, учащиеся должны руководствоваться, в частности, следующим правилом: охватить целое, которое поможет уяснить детали, уменьшит степень неопределенности, подскажет обобщенный смысл текста. При этом нужно уметь извлекать пользу из заголовков, рисунков, таблиц, схем, сопровождающих текст, видеть в них информационную опору. Научить учащихся пользоваться и составлять "смысловые карты" что поможет самостоятельно систематизировать языковой материал по изучаемой теме.
Всем детям близок дух познания, дух общения и коллективизма, и им необходимо выразить себя в творчестве, фантазии, игре, соревновании. В этом ребятам помогает и использование новых технологий, нетрадиционных методов и приемов на уроке и внеклассная работа, которая играет огромную роль в развитии личности учащихся, так как она требует от учащихся умственных, волевых усилий, работоспособности, памяти и внимания
Названные виды и подвиды мотивации представляют собой в известном смысле "скрытые силы, тонизирующие учение". Будут ли они "разбужены", превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения на всем его протяжении, зависит от учителя. В его функцию, следовательно, входит воспитание мотивов учения, то есть создание средствами данного предмета оснований для вызова соответствующих мотивов. Л.Н.Толстой сказал: "Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика …чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик".
Заключение
Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки
зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие
ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, соци-
альные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-
психологические характеристики. На основании теоретического анализа
можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация по-
нимается большинством авторов как совокупность, система психологически
разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Познавательная мотивация определяется как частный вид мотивации, вклю-
ченной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой
вид, познавательная мотивация определяется целым рядом специфических
для этой деятельности факторов.
Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образова-
тельным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъ-
ектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
в-третьих,— субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
в-четвёртых, — спецификой учебного предмета.
Познавательная мотивация системна. Она характеризуется направленностью,
устойчивостью и динамичностью. Познавательная мотивация, представляя
собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой. Сущест-
венны такие характеристики познавательной мотивации, как ее устойчивость,
связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.
Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учите-
лю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее формирования
в условиях данного образовательного учреждения. При рассмотрении про-
блем мотивации и поиске путей ее формирования, недопустимо упрощение
ее понимания, т.к. формирование мотивации – это не перекладыванием учи-
телем в головы учащихся уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей
учения. Формирование мотивов – это, в первую очередь, создание условий
для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими
учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационно-ценностной сферы.
При этом, при овладении иноязычной культурой вовсе небезразлично какие
мотивы побуждают учащегося к осуществлению деятельности.
При повышении мотивации обучении учащихся иностранному языку важное
место занимает учет возрастных и психологических особенностей подрост-
ков. Ведущую роль в развитии учащегося играет общение со сверстниками и
особенности его собственной учебной деятельности. Это очень сложный пе-
риод – это период от детства к взрослости. Специфическая социальная ак-
тивность подростка заключается в большей восприимчивости к усвоению
норм, ценностей, способов поведения, которые существуют между взрослы-
ми людьми. Правильный подбор учебно-коммуникативных задач, продуман-
ная формулировка учебного материала позволяет оптимизировать процесс
общения при обучении иностранному языку, а также следует развивать личность учащегося.
Для создания адекватной мотивации используются различные методы и
средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня
приобретают поисковые и исследовательские. Формированию прочной моти-
вации учения способствует игра при активном ее использовании на уроках.
Эффективным методом, разновидностью игры, при повышении мотивации к
изучению иностранного языка является использование деловой игры.
Использование указанных методов и приемов позволяет в том случае, если у
учащихся интерес к изучению иностранного языка снижается, то можно вы-
звать их познавательный интерес, разбудить их духовно. Всем детям близок
дух познания, дух общения и коллективизма, и им необходимо выразить себя
в творчестве, фантазии, игре, соревновании. В этом ребятам помогает и ис-
пользование новых технологий, нетрадиционных методов и приемов на уро-
ке и внеклассная работа, которая играет огромную роль в развитии личности
учащихся, так как она требует от учащихся умственных, волевых усилий, ра-
ботоспособности, памяти и внимания
Список литературы 1. Ариян М.А. Лингвострановедение в преподавании иностранного языка в старших классах средней школы.// ИЯШ. – 1990. - №2. – с.11-16. 2. Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку. – М.: Педагогика, 1969.Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. - //ЯИШ, 2001, №4. 3. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // ИЯШ - 1993 - №3. - С.20–25. 4. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. – 1989. - №1 5. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. – М.: Педагогика, 1988. 6. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод. Пособие/ Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 1999. 7. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежной методики исследования // ИЯШ: 1985. - №2 8. Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. – М.: Наука, 1979. 9. Громова О.А. Аудио-визуальный метод и практика его применения. – М.: Педагогика, 1977. 10. Гусев А.В. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка - Спб.:, РГПУ, 1997. 11. Дмитриева Е.И. О перспективах и возможностях дистанционного обучения иностранным языкам с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей // Иностранные языки в школе. – Вып.2 – М., - 1997. – с.11-15. 12. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М. Просвещение, 1978 13. 14. Зимняя И.А. ТСО и наглядность в обучении иностранному языку. – М.: Просвещение, 1979. 15. Карпов К.Б. Применение технических средств в обучении иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1971. 16. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. – Минск: 1979. 17. Куклина С.С. Организация КУД на уроках иностранного языка в средней школе. – Киров,1996. 18. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. – М.: Издательство МГУ, 1971 19. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки овладения иностранным языком. // Иностранный язык в школе,1985. - № 5. 20. Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1981. 21. Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. – 1999. - №4. 22. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка.– Мн.1996–522 с. 23. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. – М.: Высш. Школа, 1982 24. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979.-46с. – ( Педагогика и психология; №2). 25. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Под ред. З.И. Равкина. – М.: ИТПиО РАО, 1995. 26. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе./Под ред. А.А. Миролюбова. – М.: Просвещение, 1967. 27. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. – 1987. - №6 28. Пассов Е.И. Основы коллективной методики обучения иноязычному общению. – М.: Русский язык,1989. 29. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. //Иностр. Яз. В шк. –2002.- №1- С. 7-10. 30. Полат Е.С. Проектная методика обучения иностранному языку. // Иностранные языки в школе. 2000. - № 1-6 . 31. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранному языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. 32. Старков А.П. Основы обучения устной иноязычной речи. – М.: Просвещение, 1988. 33. Теоретические основы обучения иностранному языку в средней школе / под редакцией А. Д. Климентенко, Л. А. Миролюбова. – М.: Педагогика, 1981 34. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. – М.: Высшая школа, 1999. – 238 с. 35. Цесарский Л.Д. Использование технических средств в преподавании иностранных языков. – М.: Педагогика, 1966. 36. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств. – М.: Просвещение, 1981.