"Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики"
"Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики"
Задача современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики"»
СПОСОБЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИна уроках математики.
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ г.Астрахани
«СОШ № 57» Лопыревой Е. Ю.
«Великая цель образования –это не знания, а действия».Герберт Спенсер
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Приоритетной целью школьного образования , вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения .
С целью формирования УУД учащихся, в своей работе на уроках математики я использую следующие задания: тема: «Метр».
(На этапе целеполагание.)
На доске запись:
1 см, 1 кг, 1 дм, 1мм
- Как назвать одним словом записанное на доске?
- Что лишнее? Почему?
- Для измерения какой величины служат оставшиеся единицы?
- Поставьте их в порядке возрастания.
- Какие единицы вы возьмете для измерения длины червяка ( мм, см ), лягушки ( см ), собаки ( дм ), божьей коровки ( мм )?
- А как думаете, в каких единицах удобнее измерить высоту дома?
- Название новой единицы измерения узнаете, если разгадаете математическую шифровку:
8 + 9 - 2 (Р)10 – 8 + 9 (Т)
13 + 7 (Е)6 + 8 (М)
- Какое слово получилось?
- Кто может сформулировать тему урока?
- Могут ли вам в жизни пригодиться новые знания?
14
20
11
15
М Е Т Р
На следующем этапе урока проводится исследование с целью самостоятельного знакомства с новой ед. длины - МЕТРОМ.
Для этого класс делится на три группы. Каждая группа получает карточку – задание:
Карточка для 1 группы
Что измеряют в метрах?
Измерьте метровой линейкой длину и ширину классной комнаты.
Сделайте вывод.
Карточка для 2 группы
Что такое метр?
Измерьте длину классной линейки (1 м ) в дециметрах, в сантиметрах.
Сделайте вывод.
( На доске и тетрадях появляется запись ):
Карточка для 3 группы
Вспомните, где человек использует метр. ( Можно выдать детям карточки с рисунками: рулон ткани, аллея,
комната в квартире и т. д. )
Сделайте вывод.
1м = 10 дм
1м = 100 см
Тема: « Единицы стоимости. Рубль. Копейка.»
(Даны рисунки:
- Где человек все это приобретает?
- Что надо взять с собой, отправляясь в магазин? ( Деньги ).
Математика – королева наук!
Без неё даже хлеба не купишь,
Рубля не сочтёшь,
Что почем, не узнаешь.
А узнав, не поймешь!
Кто догадался, чему нас сегодня научит Математик?
(Проводитсяигра «Магазин»:
17р. 80 к., 8 р. 40 к. 9р. 17к. 12 р. 43 к.
Один ученик – покупатель выбирает товар, платит демонстрационные деньги (в наличии монеты достоинством 1к.,5к., 10к., 50к., 1р., 2р., 5р.,10р.) Возникает затруднение, связанное с необходимостью дать сдачу.)
- Каких знаний нам не хватает? ( Не знаем, сколько копеек в одном рубле)
Знакомство с буквенным выражением.
Найдите значение данных выражений
34 + 20 68 + 8 93 - 6
85 - 70 46 – 3 11 + а
( Последнее вызывает затруднение. Применяю прием «Мозговой штурм». Тем самым включаю детей в открытие новых знаний.)
Обучая детей «Устным вычислениям в пределах 100», решению различных задач, использую работу в парах, группах, где ребята учатся сотрудничать, планировать свои действия, анализировать, рассуждать, находить совместные пути решения, аргументировать свою точку зрения.
Например, распределите выражения на две группы и решите каждый по группе примеров. Кто какую группу будет решать, договоритесь сами.
26 - 8 86 + 7 45 + 4
26 + 8 32 - 6 79 - 5
9
6
6
8
2
2
11
14
3
4
3
5
1
Определи правила, по которым составлена таблица. Догадайся, какие числа пропущены.
« Чтобы найти значение выражения, раскладываю число 86 на сумму разрядных слагаемых 80 и 6, вычитаю 5 единиц из 6 единиц, получится 1, 1 прибавляю к 80, получится 81». Следующий пример рассказывает другой ученик.
Аналогично можно работать над задачами. Уже в 1 классе дети уяснили составные части задачи, научились анализировать текст задачи, определять вид задачи и составлять план решения.
Выученный алгоритм решения задачи, помогает ребятам самостоятельно разобраться с новыми видами задач. Любой алгоритм действия сначала учим хором. Постепенно, проводить анализ задачи уже может каждый учащийся. В дальнейшем при индивидуальной работе или в парах (группах), ученики сами справляются с решением задач. А у учителя появляется возможность больше помочь слабоуспевающим ребятам.
Вниманию детей предлагаю по краткой записи составить и решить задачи. Сравнить.
1) 2)
Было - ?
Было – 5 р. и 10 р.
Заплатили – 5 р. и 3р.
Истратили – 8 р.
Осталось – 20 р.
Осталось - ?
Немаловажное значение на уроках имеют логические задачи:
- Два отца и два сына поймали трех зайцев. С охоты каждый вернулся с зайцем. Как это могло быть? ( На охоте были дед, отец и сын.)
-Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы?(Семеновна.)
Как удалить палочку из середины, не трогая её?(Переложить крайние.)-У Светы 3 яблока, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько яблок у Светы?(5)…
Часто применяю игры для устного счета: « Молчанка » ( Учитель показывает или называет пример, ученик с помощью числовой карточки показывает ответ. ), « Кто быстрее?» ( На доске записаны примеры в три или четыре столбика. Дети соответственно делятся на три или четыре команды. По сигналу учителя ребята поочередно, выбегая к доске, решают по 1 примеру. Выигрывает та команда, которая первой решила все примеры правильно. ), «Хоккей», «Веселый мяч» и др., использую задачи в стихах:
Тридцать три скороговоркиМишка по лесу гулял,
Знают Игорь и Егорка.Мишка шишки собирал.
Игорь знает десять только.Положил в корзину восемь,
А Егорка знает сколько?Потом десять, ещё семь.
- А всего их сколько? – спросим. -
Отвечай, мишутка, всем.
Организую проектную деятельность, в рамках которой дети могут усвоить нужные знания и ценностный ряд. При этом стараюсь активно включать каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Ребята нашего класса работали над проектом «Узоры и орнаменты на посуде». В ходе работы над проектом дети вместе с родителями искали информацию, готовили фотографии, рисунки. И в завершении оформили отобранный материал в виде фотографий, рисунков, чертежей в альбоме, презентаций.
На уроке уделяю большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках. Показываю и объясняю, за что была поставлена та или иная отметка, учу детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Для этого использую математические диктанты, самостоятельное решение примеров, задач, и т. д. Ребята с удовольствием проверяют работу напарника, также могут оценить и свою работу.Оценивают свою деятельность учащиеся не только словесно, но и с помощью «светофора», условных знаков - ( !) , ( + ), ( -); активность показывают на рисунке, отмечая уровень активности горизонтальной линией на стрелочке, расположенной вверх: