kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.  Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели,  проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики"»

СПОСОБЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  на уроках математики.   Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ г.Астрахани «СОШ № 57» Лопыревой Е. Ю.

СПОСОБЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на уроках математики.

Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ г.Астрахани

«СОШ № 57» Лопыревой Е. Ю.

«Великая цель образования –  это не знания, а действия».    Герберт Спенсер  Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий» , обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер

Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий» , обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.  Приоритетной целью школьного образования , вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения .

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Приоритетной целью школьного образования , вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения .

С целью формирования УУД учащихся, в своей работе на уроках математики я использую следующие задания: тема: «Метр».  (На этапе целеполагание.) На доске запись:  1 см, 1 кг, 1 дм, 1мм - Как назвать одним словом записанное на доске? - Что лишнее? Почему? - Для измерения какой величины служат оставшиеся единицы? - Поставьте их в порядке возрастания. - Какие единицы вы возьмете для измерения длины червяка ( мм, см ), лягушки ( см ), собаки ( дм ), божьей коровки ( мм )? - А как думаете, в каких единицах удобнее измерить высоту дома? - Название новой единицы измерения узнаете, если разгадаете математическую шифровку: 8 + 9 - 2 (Р)  10 – 8 + 9 (Т) 13 + 7 (Е)  6 + 8 (М) - Какое слово получилось? - Кто может сформулировать тему урока? - Могут ли вам в жизни пригодиться новые знания? 14 20 11 15 М Е Т Р

С целью формирования УУД учащихся, в своей работе на уроках математики я использую следующие задания: тема: «Метр».

(На этапе целеполагание.)

На доске запись:

1 см, 1 кг, 1 дм, 1мм

- Как назвать одним словом записанное на доске?

- Что лишнее? Почему?

- Для измерения какой величины служат оставшиеся единицы?

- Поставьте их в порядке возрастания.

- Какие единицы вы возьмете для измерения длины червяка ( мм, см ), лягушки ( см ), собаки ( дм ), божьей коровки ( мм )?

- А как думаете, в каких единицах удобнее измерить высоту дома?

- Название новой единицы измерения узнаете, если разгадаете математическую шифровку:

8 + 9 - 2 (Р) 10 – 8 + 9 (Т)

13 + 7 (Е) 6 + 8 (М)

- Какое слово получилось?

- Кто может сформулировать тему урока?

- Могут ли вам в жизни пригодиться новые знания?

14

20

11

15

М Е Т Р

На следующем этапе урока проводится исследование с целью самостоятельного знакомства с новой ед. длины - МЕТРОМ.  Для этого класс делится на три группы. Каждая группа получает карточку – задание: Карточка для 1 группы Что измеряют в метрах? Измерьте метровой линейкой длину и ширину классной комнаты. Сделайте вывод. Карточка для 2 группы  Что такое метр? Измерьте длину классной линейки (1 м ) в дециметрах, в сантиметрах. Сделайте вывод. ( На доске и тетрадях появляется запись ):     Карточка для 3 группы Вспомните, где человек использует метр. ( Можно выдать детям карточки с рисунками: рулон ткани, аллея, комната в квартире и т. д. ) Сделайте вывод. 1м = 10 дм 1м = 100 см

На следующем этапе урока проводится исследование с целью самостоятельного знакомства с новой ед. длины - МЕТРОМ.

Для этого класс делится на три группы. Каждая группа получает карточку – задание:

Карточка для 1 группы

  • Что измеряют в метрах?
  • Измерьте метровой линейкой длину и ширину классной комнаты.
  • Сделайте вывод.

Карточка для 2 группы

  • Что такое метр?
  • Измерьте длину классной линейки (1 м ) в дециметрах, в сантиметрах.
  • Сделайте вывод.

( На доске и тетрадях появляется запись ):

Карточка для 3 группы

  • Вспомните, где человек использует метр. ( Можно выдать детям карточки с рисунками: рулон ткани, аллея,

комната в квартире и т. д. )

  • Сделайте вывод.

1м = 10 дм

1м = 100 см

Тема: « Единицы стоимости. Рубль. Копейка.» (Даны рисунки: - Где человек все это приобретает? - Что надо взять с собой, отправляясь в магазин? ( Деньги ). Математика – королева наук! Без неё даже хлеба не купишь, Рубля не сочтёшь, Что почем, не узнаешь. А узнав, не поймешь! Кто догадался, чему нас сегодня научит Математик?  (Проводится  игра «Магазин»:   17р. 80 к., 8 р. 40 к. 9р. 17к. 12 р. 43 к.  Один ученик – покупатель выбирает товар, платит демонстрационные деньги (в наличии монеты достоинством 1к.,5к., 10к., 50к., 1р., 2р., 5р.,10р.) Возникает затруднение, связанное с необходимостью дать сдачу.) - Каких знаний нам не хватает? ( Не знаем, сколько копеек в одном рубле)

Тема: « Единицы стоимости. Рубль. Копейка.»

(Даны рисунки:

- Где человек все это приобретает?

- Что надо взять с собой, отправляясь в магазин? ( Деньги ).

Математика – королева наук!

Без неё даже хлеба не купишь,

Рубля не сочтёшь,

Что почем, не узнаешь.

А узнав, не поймешь!

  • Кто догадался, чему нас сегодня научит Математик?

(Проводится игра «Магазин»:

17р. 80 к., 8 р. 40 к. 9р. 17к. 12 р. 43 к.

Один ученик – покупатель выбирает товар, платит демонстрационные деньги (в наличии монеты достоинством 1к.,5к., 10к., 50к., 1р., 2р., 5р.,10р.) Возникает затруднение, связанное с необходимостью дать сдачу.)

- Каких знаний нам не хватает? ( Не знаем, сколько копеек в одном рубле)

Знакомство с буквенным выражением.    Найдите значение данных выражений    34 + 20  68 + 8  93 - 6  85 - 70  46 – 3 11 + а  ( Последнее вызывает затруднение. Применяю прием «Мозговой штурм». Тем самым включаю детей в открытие новых знаний.)   Обучая детей «Устным вычислениям в пределах 100», решению различных задач, использую работу в парах, группах, где ребята учатся сотрудничать, планировать свои действия, анализировать, рассуждать, находить совместные пути решения, аргументировать свою точку зрения.  Например, распределите выражения на две группы и решите каждый по группе примеров. Кто какую группу будет решать, договоритесь сами.  26 - 8  86 + 7  45 + 4  26 + 8  32 - 6  79 - 5      

Знакомство с буквенным выражением.

  •   Найдите значение данных выражений

 

34 + 20 68 + 8 93 - 6

85 - 70 46 – 3 11 + а

( Последнее вызывает затруднение. Применяю прием «Мозговой штурм». Тем самым включаю детей в открытие новых знаний.)

Обучая детей «Устным вычислениям в пределах 100», решению различных задач, использую работу в парах, группах, где ребята учатся сотрудничать, планировать свои действия, анализировать, рассуждать, находить совместные пути решения, аргументировать свою точку зрения.

  • Например, распределите выражения на две группы и решите каждый по группе примеров. Кто какую группу будет решать, договоритесь сами.

26 - 8 86 + 7 45 + 4

26 + 8 32 - 6 79 - 5

 

 

 

9 6 6 8 2 2 11 14 3 4 3 5 1  Определи правила, по которым составлена таблица. Догадайся, какие числа пропущены.  «Какая фигура лишняя?»  «Какая фигура лишняя?»  Решая выражения типа: 86 – 5 = учащиеся рассказывают (учатся   грамотно и четко излагать свои мысли): « Чтобы найти значение выражения, раскладываю число 86 на сумму разрядных слагаемых 80 и 6, вычитаю 5 единиц из 6 единиц, получится 1, 1 прибавляю к 80, получится 81». Следующий пример рассказывает другой ученик.

9

6

6

8

2

2

11

14

3

4

3

5

1

  • Определи правила, по которым составлена таблица. Догадайся, какие числа пропущены.
  • «Какая фигура лишняя?»
  • «Какая фигура лишняя?»
  • Решая выражения типа: 86 – 5 = учащиеся рассказывают (учатся

  грамотно и четко излагать свои мысли):

« Чтобы найти значение выражения, раскладываю число 86 на сумму разрядных слагаемых 80 и 6, вычитаю 5 единиц из 6 единиц, получится 1, 1 прибавляю к 80, получится 81». Следующий пример рассказывает другой ученик.

Аналогично можно работать над задачами. Уже в 1 классе дети уяснили составные части задачи, научились анализировать текст задачи, определять вид задачи и составлять план решения.  Выученный алгоритм решения задачи, помогает ребятам самостоятельно разобраться с новыми видами задач. Любой алгоритм действия сначала учим хором. Постепенно, проводить анализ задачи уже может каждый учащийся. В дальнейшем при индивидуальной работе или в парах (группах), ученики сами справляются с решением задач. А у учителя появляется возможность больше помочь слабоуспевающим ребятам.  Вниманию детей предлагаю по краткой записи составить и решить задачи. Сравнить. 1) 2) Было - ? Было – 5 р. и 10 р. Заплатили – 5 р. и 3р. Истратили – 8 р. Осталось – 20 р. Осталось - ?

Аналогично можно работать над задачами. Уже в 1 классе дети уяснили составные части задачи, научились анализировать текст задачи, определять вид задачи и составлять план решения.

Выученный алгоритм решения задачи, помогает ребятам самостоятельно разобраться с новыми видами задач. Любой алгоритм действия сначала учим хором. Постепенно, проводить анализ задачи уже может каждый учащийся. В дальнейшем при индивидуальной работе или в парах (группах), ученики сами справляются с решением задач. А у учителя появляется возможность больше помочь слабоуспевающим ребятам.

  • Вниманию детей предлагаю по краткой записи составить и решить задачи. Сравнить.

1) 2)

Было - ?

Было – 5 р. и 10 р.

Заплатили – 5 р. и 3р.

Истратили – 8 р.

Осталось – 20 р.

Осталось - ?

Немаловажное значение на уроках имеют логические задачи: - Два отца и два сына поймали трех зайцев. С охоты каждый вернулся с зайцем. Как это могло быть? ( На охоте были дед, отец и сын.) - Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (Семеновна.)  Как удалить палочку из середины, не трогая её? (Переложить крайние.) - У Светы 3 яблока, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько яблок у Светы?  (5)… Часто применяю игры для устного счета: « Молчанка » ( Учитель показывает или называет пример, ученик с помощью числовой карточки показывает ответ. ), « Кто быстрее?» ( На доске записаны примеры в три или четыре столбика. Дети соответственно делятся на три или четыре команды. По сигналу учителя ребята поочередно, выбегая к доске, решают по 1 примеру. Выигрывает та команда, которая первой решила все примеры правильно. ), «Хоккей», «Веселый мяч» и др., использую задачи в стихах:
  • Немаловажное значение на уроках имеют логические задачи:

- Два отца и два сына поймали трех зайцев. С охоты каждый вернулся с зайцем. Как это могло быть? ( На охоте были дед, отец и сын.)

- Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (Семеновна.)

  • Как удалить палочку из середины, не трогая её? (Переложить крайние.) - У Светы 3 яблока, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько яблок у Светы? (5)…
  • Часто применяю игры для устного счета: « Молчанка » ( Учитель показывает или называет пример, ученик с помощью числовой карточки показывает ответ. ), « Кто быстрее?» ( На доске записаны примеры в три или четыре столбика. Дети соответственно делятся на три или четыре команды. По сигналу учителя ребята поочередно, выбегая к доске, решают по 1 примеру. Выигрывает та команда, которая первой решила все примеры правильно. ), «Хоккей», «Веселый мяч» и др., использую задачи в стихах:

Тридцать три скороговорки Мишка по лесу гулял,

Знают Игорь и Егорка. Мишка шишки собирал.

Игорь знает десять только. Положил в корзину восемь,

А Егорка знает сколько? Потом десять, ещё семь.

- А всего их сколько? – спросим. -

Отвечай, мишутка, всем.

Организую проектную деятельность, в рамках которой дети могут усвоить нужные знания и ценностный ряд. При этом стараюсь активно включать каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.  Ребята нашего класса работали над проектом «Узоры и орнаменты на посуде». В ходе работы над проектом дети вместе с родителями искали информацию, готовили фотографии, рисунки. И в завершении оформили отобранный материал в виде фотографий, рисунков, чертежей в альбоме, презентаций .
  • Организую проектную деятельность, в рамках которой дети могут усвоить нужные знания и ценностный ряд. При этом стараюсь активно включать каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

Ребята нашего класса работали над проектом «Узоры и орнаменты на посуде». В ходе работы над проектом дети вместе с родителями искали информацию, готовили фотографии, рисунки. И в завершении оформили отобранный материал в виде фотографий, рисунков, чертежей в альбоме, презентаций .

  • На уроке уделяю большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках. Показываю и объясняю, за что была поставлена та или иная отметка, учу детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Для этого использую математические диктанты, самостоятельное решение примеров, задач, и т. д. Ребята с удовольствием проверяют работу напарника, также могут оценить и свою работу.Оценивают свою деятельность учащиеся не только словесно, но и с помощью «светофора», условных знаков - ( !) , ( + ), ( -); активность показывают на рисунке, отмечая уровень активности горизонтальной линией на стрелочке, расположенной вверх:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики"

Автор: Лопырева Елена Юрьевна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 289023

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_universalnykh_uchebnykh_deistvii_mladshikh_shkolnikov_na_urokakh_ma"
    ["file_id"] => string(6) "606134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1651611744"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "статья "Особенности развития метапредметных универсальных учебных действий младших школьников в контексте ФГОС второго поколения" "
    ["seo_title"] => string(148) "stat-ia-osobiennosti-razvitiia-mietapriedmietnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-mladshikh-shkol-nikov-v-kontiekstie-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102816"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402553838"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(73) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "138991"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417627001"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Развитие действий контроля и самоконтроля младших школьников средствами  алгоритмизации на уроках   математики"
    ["seo_title"] => string(119) "razvitiie-dieistvii-kontrolia-i-samokontrolia-mladshikh-shkol-nikov-sriedstvami-alghoritmizatsii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "276605"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452767386"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства