kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование универсальных ууд на уроках математики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит теоретический материал о ормировании регулятивных УУД на уроках математики. Работа ориентированна на учеников начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных ууд на уроках математики в начальной школе»


22


Министерство образования Тульской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Тульской области

«Тульский педагогический колледж № 1»






ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему


«Особенности формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе»






Выполнила: Зайцева М.Ю.

Отделение: школьное

Курс 3 группа Н

Руководитель: Телькушова Ю.В.







Тула 2014


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста……………………………………..…………………...................................6

Глава 2. Понятие, виды и функции универсальных учебных действий…..........………………………………………………………………….10

2.1 Этапы формирования универсальных учебных действий в начальной школе……………………………………………………………………..…………15

4. Работа по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе……………………………………………………20

Заключение………………………………………………………………………….26

Список литературы……………………………………………………...………….28

Приложение…………………………………………………………………………31




















Введение

Когда-то очень давно  Герберт Спенсер сказал:  «Великая цель образования – это не знания, а действия».

Это высказывание четко определяет важнейшую задачу  современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

Начальная школа  важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возрастает.  В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Самое главное то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка, не только читать, писать и считать, но и привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.  На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Большинству из учителей предстоит  перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Итак, успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, т. к. являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Например, уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

         В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).

Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Схема работы над формированием универсальных учебных действий указывается в программе формирования универсальных учебных действий и тематическом планировании.

Результаты усвоения универсальных учебных действий формулируются для каждого класса и являются ориентиром  при организации мониторинга их достижения.

Изложенные выше факты определили выбранную тему: «Формирование общих универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

В связи с этим выделим объект исследования:  процесс обучения детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: развитие универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.

Цель исследования: выявить значение и особенности развития универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках математики.

Задачи:

  • проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

  • раскрыть сущность универсальных учебных действий и их роль в развитии младших школьников;

  • охарактеризовать систему средств, позволяющих формировать общие универсальные учебные действия;

  • выработать систему мер по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.

Методы исследования: анализ методической и психолого-педагогической литературы.




  1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).

4. Мотивация достижения становится доминирующей.

5. Происходит смена референтной группы.

6. Происходит смена распорядка дня.

7. Укрепляется новая внутренняя позиция.

8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность. Основы учебной деятельности закладываются  именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей, а с другой – должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.

Компоненты учебной деятельности (по Д.Б.Эльконину):

1. Мотивация.

2. Учебная задача.

3. Учебные операции.

4. Контроль и оценка.

Мотивы учения:

- познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования);

- социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);

- узколичные – получить хорошую отметку, заслужить похвалу.

Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий. В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать) [1, с.45].

Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь – показатель уровня развития ребенка. В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).

Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

К концу младшего школьного возраста  проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).

В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).

Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.

Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.

Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.

Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.

Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

7-8 лет – период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему – по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье. 

Согласно выше сказанному, формирование универсальных учебных действий является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе. Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться [12, с.98].














  1. Понятие, виды и функции универсальных учебных действий

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться  существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Выделяют функции универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности [7, с.11].

Различают виды универсальных учебных действий:

1. Личностные универсальные учебные действия  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

а) самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное;

б) смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

в) нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

2. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

а) целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

б) планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

в) прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

г)  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

д) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

е) оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

ё)  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

3. Познавательные универсальных учебных действий включают  общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

1) общеучебные универсальные действия:

а) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

б) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

в) структурирование знаний;

г) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

д)  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

е) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

ё) смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

ж) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2) логические универсальные действия:

а) анализ;

б) синтез;

в) сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

г) подведение под понятие, выведение следствий;

д) установление причинно-следственных связей;

е) построение логической цепи рассуждений;

ё)  доказательство;

ж) выдвижение гипотез и их обоснование.

3) постановка и решение проблемы:

а) формулирование проблемы;

б) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия  обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Видами коммуникативных действий являются:

а) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

б) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

в) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

г)  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

д) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи [8, с.20].

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно – возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной  деятельности ребенка и  тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – уровень их сформированности,  соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся выступают:

- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

- соответствие свойств универсальных учебных действий заранее заданным требованиям [19. с.40].

Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

- формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;

- формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;

- универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной [9, с.20].

Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Рассмотренная система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий [20, с.159].








3. Этапы формирования универсальных учебных действий

Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий, проходит через следующие этапы:

1.Первичный опыт выполнения универсальных учебных действий и мотивация.

2. Освоение того, как это универсальных учебных действий надо выполнять.

3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании универсальных учебных действий, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.

1 этап. Вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения универсальных учебных действий и мотивация к его самостоятельному выполнению.

2этап. Основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого универсальных учебных действий.

3 этап. Далее изученное универсальных учебных действий включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения.

4 этап. В завершение организуется контроль уровня сформированности этого универсального учебного действия и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам − математике, русскому языку и чтению, физкультуре и т.д. Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности универсальных учебных действий контролирует учитель.

1 этап формирования УУД

Для того чтобы организовать прохождение учащимися 1 этапа формирования универсальных учебных действий учителя используют технологию деятельностного метода обучения, которая помогает учителю на каждом уроке независимо от предметного содержания включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Благодаря этому на уроках разных типов они выполняют весь спектр универсальных учебных действий, требуемых ФГОС, так как в основу их положен единый метод – рефлексивная самоорганизация. Комплекс универсальных учебных действий, выполняемых учащимися на уроках создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС НОО к формированию метапредметных результатов обучения.

2 этап формирования УУД

Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия.

3 этап формирования УУД

После того как учащиеся освоят знание о том или ином способе выполнения некоторого универсальных учебных действий, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на уроках по разным учебным предметам.

Уроки проходят так же, как и на 1-м этапе, но теперь учащиеся выполняют это универсальное учебное действие самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, при необходимости корректируя его, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия.

4 этап формирования УУД

Контроль знания способов выполнения проводится на уроках, а контроль умения их применять − на предметных уроках и во внеурочной деятельности [2. с.32].

Одной из важных задач учебной деятельности педагоги считают систематическую ориентировку учащихся на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. Для этого осуществляют непосредственное вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность с применением соответствующих методов, получивших обобщённое название методов активного обучения.

Методы активного обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

В своей педагогической практике учителя систематически применяют следующие активные методы обучения.

Анализ активных методов обучения с точки зрения, формируемых универсальных учебных действий (см. приложение 1) [5, с.152].

Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучен ия, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность обучающихся, вовлекают каждого из них в мыслительную и поведенческую активность, и направлены на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося значения каждым учеником.

Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе является успех. Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и ис­пользует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не теря­лась, необходимо помочь развитию ребен­ка. Использование принципа «мини  мак­са» (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный минимум; мак­симум отметок, минимум оценок) помогает поддержать уверенность в себе. Особое место занимают деятельностные поощрения. Детям даётся стимул: интерес товарищей и доверие учителя. Они учатся самостоятельно добывать знания и учат друг друга. К таким заданиям относятся подготовка сообщений, составление кроссвордов, ребусов, подбор загадок, пословиц по теме, мини – сценки, творческие задания. В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, увеличивается объём работы на уроке как следствие повышение внимания и хорошей работоспособности, усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.

Главным методом обучения младших школьников является игра – как основной вид деятельности детей этого возраста. С помощью игры обучение становится важным делом, ибо игра является частью детской жизни. Игра – средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществить дифференцированный подход к обучению с разным уровнем развития детей, воспитывать чувство коллективизма. Следующая функция дидактической игры – формирование в процессе игры общеучебных умений и навыков самостоятельной работы. К таким играм относятся: «Магазин», «Путешествие». Особый момент дидактических игр – формирование навыков самоконтроля и самооценки через использование различных видов взаимоконтроля и взаимооценки (работа в парах, группах).

Метод удивления. Ребенок 7-9 лет активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром. Но, придя в школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу.

Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, компо­зиции с изображением природы, коллажи т.д.

Метод «любования» - это эмоциональная форма усвоения нового.

Метод «Круглый стол» чаще используется при обобщении материала.

Сегодня очень часто педагоги используют метод-проектов.

Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.

Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие [6, с.10].























4. Работа по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Рассмотрим универсальные учебные действия в начальной школе на уроках математики. В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся универсальных учебных действий. На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково – символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью обучающимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу на установление логической модели, определяющей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач [17. с.19].

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечить возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать портнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия  действия контроля  проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Ученикам предлагаются задания для проверки, содержащие различные виды ошибок. Для решения этой учебной задачи целесообразно задать вопрос: что я должен знать, чтобы исправить ошибку?

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- участие в проектах;

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

- самооценка события, происшествия;

- дневники достижений;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

- «найди отличия» (можно задать их количество);

- «на что похоже?»;

- «лабиринты»;

- упорядочивание;

- «цепочки»;

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- работа с разного вида таблицами;

- составление и распознавание диаграмм;

- работа со словарями;

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- «ищу ошибки»

- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- «отгадай, о ком говорим»;

- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» [10, с.35].

Формирование личностных универсальных учебных действий

Задание №1. Задача: Сестра нашла 27 грибов, а брат 15 грибов. Среди этих грибов было 3 несъедобных. Сколько грибов нашли дети?

Задание №2. Помоги Маше отыскать котенка. Приходите на улицу Абрикосовую. Найдите дом, который выше, чем дом с ромашкой, но ниже, чем дом с колокольчиком. Поднимитесь на этаж ниже, чем третий, на выше, чем первый. Нажмите кнопку звонка, который находится ниже квадратного звонка, но выше круглого. Мы вас ждем!”.

– Так что же ты расстраиваешься, иди скорее за котенком.

Маша: – Но я никак не могу разобраться что значит “выше чем”, что значит “ниже, чем … Что же означают эти странные слова?

Задание №3 Итог урока– Когда используют слова “выше чем”, “ниже чем”?

– При помощи каких слов – помощников мы обозначали место нахождения предметов?

Таблица 2

Формирование личностных универсальных учебных действий


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формирующее УУД

№1. Как вы считаете, как должны относится друг к другу брат и сестра?


Ответы детей

Формирование нравственно-этической ориентации

№2. Как можно успокоить Машу? Какие слова ей сказать?


Формирование нравственно-этической ориентации

№3. Скажите, пожалуйста, а за чем нам нужно уметь определять когда предмет выше, а когда ниже?

-Как вы думаете, люди каких профессий должны хорошо знать, что выше, а что ниже?


Формирование смыслообразования

Вывод: личностные универсальных учебных действий позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Задание №1. В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась прямоугольник, в котором он записан. Проверь вычислением.

4+4 7-2

5+4 7-3

Задание №2.

5+2=7-3 4+1=7-2

Задание №3.

Синий – “Я – молодец, справился сам”. Зеленый – “ Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”. Желтый – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.

Таблица 3

Формирование регулятивных универсальных учебных действий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирующее УУД

№1. Как вы думаете, в каком примере будет меньший ответ?

№2. Проверь, верны ли равенства?

№3. Теперь оцените себя с помощь прямоугольников.


Ответы детей

Прогнозирование



Прогнозирование.


Оценивание

Вывод: регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности, посредством постановки целей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Формирование познавательных универсальных учебных действий

Задание №1. Покажи ежику самый короткий путь.

Задание №2. 1+3+5+1

2+3+1+2

Задание №3. 5-2 * 3+4

10-3 * 4+5

Таблица 4

Формирование познавательных универсальных учебных действий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирующее УУД

№1. Объясни свой выбор.


№2. Вычисли удобным способом


№3. Сравни выражения


Ответы детей

Общеучебные универсальные умения

Общеучебные универсальные умения

Универсальные логические умения.

Вывод: познавательные универсальные учебные действия позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Задание №1. Работаем в группах. Задание: Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте.

Задание №2. Составь задание однокласснику на тему: как прибавить или вычесть 3?

Задание №3. Работа в парах. Раскрась рисунок, решив примеры.

Таблица 5

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирующее УУД

№1. Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте. Покажите готовность.

№2.А сейчас каждый из вас составит несколько примеров для соседа по парте. Решите предложенные вам задания.

№3. Поработаем парами, раскрасьте вместе рисунок, но для этого вам необходимо сначала решить примеры.


Ответы детей








Дети составляют задания, обмениваются ими. Взаимопроверка.

Управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка его действий.


Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Вывод: коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в коллективе).

Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных занятий [16, с.20].







Заключение

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов универсальных учебных действий. Реализация этих возможностей зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

Проанализировав методическую литературу по проблеме исследования выяснилось, что владение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Итак, универсальные учебные действия:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

        Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере формирования в начальных классах личностных действий ученика (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных)  в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я - концепции.

В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении».















Список литературы

  1. Блонский П.П. Психология младшего школьника [Текст]  М.: МОДЭК, 2000.  45-50 с.

  2. Васильева М.В. Формирование универсальных учебных действий [Текст] / М. В. Васильева, 2011. 29-35 с.

  3. Герасимова О.В. Групповая работа на уроке как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников [Текст] / О. В. Герасимова, 2011.  75-78 с.

  4. Ермолова Н.А. Проектирование образовательного пространства, направленного на реализацию новых результатов образования [Текст] / Н. А. Ермолова, О. С. Новикова / Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010.  17-21 с.

  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.  152 с.

  6. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы [Текст] / О. А. Карабанова / Управление начальной школой, 2009.  9-11 с.

  7. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Текст] / О. А. Карабанова / Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010.  11-12 с.

  8. Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования [Текст] / Л. Ф. Климанова / Управление начальной школой, 2010.  20-25 с.

  9. Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников [Текст] / М. И. Кузнецова
    / Начальная школа плюс до и после,2011.  19-23 с.

  10. Кузнецова О.В.  Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности [Текст] / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева / Управление начальной школой, 2011.  31-40 с.

  11. Леонова Е.А. Электронная модель содержания образования как инструмент реализации требований стандарта [Текст] / Е. А. Леонова / Народное образование, 2011.  174-181 с.

  12. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст]  М.: Просвещение,1977.  98-100 с.

  13. Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова / Управление начальной школой, 2010.  26-33 с.

  14. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений [Текст] / Л. М. Перминова / Народное образование, 2010.  209-216 с.

  15. Перминова Л.М. Дидактическая взаимосвязь школьных образовательных стандартов первого и второго поколений [Текст] / Л. М. Перминова / Педагогика, 2010.  26-32 с.

  16. Песняева Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге [Текст] / Н. А. Песняева / Управление начальной школой, 2010.  15-22 с.

  17. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." [Текст] / Л. Г. Петерсон / Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2011.  17-23 с.

  18. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010.  120 с.

  19. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться [Текст] / Е. А. Пономарева / Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010.  39-42 с.

  20. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.  159 с.

  21. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010.  59 с.

  22. Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий [Текст] / О. В. Чиндилова / Начальная школа плюс до и после, 2011.  3-6 с.

  23. Чиранова О.И.Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе реализации эстетической функции математики [Текст] / О. И. Чиранова / Начальная школа плюс до и после, 2011.  29-32 с.


























Приложение 1

Анализ активных методов обучения с точки зрения, формируемых универсальных учебных действий


Название активного метода обучения


Формируемые УУД

Групповая и парная работа

Коммуникативные

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные - участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,

- способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу;

познавательные - осознавать познавательную задачу;

- извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

дискуссия

- регулятивные – умение решать проблемы;

- коммуникативные

- ученик учится отвечать на вопросы;

- ученик учится задавать вопросы;

- ученик учится вести диалог;

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

-познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

метод проектов

регулятивные – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;

- принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

-контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

познавательные - умение использовать предметные знания для реализации цели;

-добывать, перерабатывать и представлять информацию;

-оформлять результаты исследования и представлять его;

- осознавать познавательную задачу;

- извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

- осваивать новые виды деятельности.

деловые игры;

организационно-мыслительные игры:







Коммуникативные - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

-формулировать собственные мысли,

- извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

метод эвристических вопросов

регулятивные – адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

познавательные - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

-формулировать собственные мысли,

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- строить небольшие монологические высказывания,

Личностные - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

драматизация, театрализация

Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

- участвовать в творческом, созидательном процессе

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

познавательные - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных

жанров.

творческая игра

Личностные - участвовать в творческом, созидательном процессе

познавательные - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,

- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

имитационный тренинг

Личностные - осваивать новые виды деятельности,

коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

-формулировать собственные мысли,

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

познавательные - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

ситуацию успеха

Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

«Мозговой штурм»

Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

познавательные - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

метод любования

Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

метод деятельностного поощрения

Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

«Круглый стол»,

Личностные - участвовать в творческом, созидательном процессе

коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

-формулировать собственные мысли,

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- строить небольшие монологические высказывания,

познавательные - осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

- выдвижение гипотез и их обоснование.

методы удивления

Личностные - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

метод эвристических вопросов

Коммуникативные - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

-формулировать собственные мысли,

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- строить небольшие монологические высказывания,

познавательные - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование универсальных ууд на уроках математики в начальной школе

Автор: Зайцева Мария Юрьевна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381833

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Формирование личностных УУД на уроках в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(54) "formirovaniielichnostnykhuudnaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "270581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451210272"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Обучение решению текстовых задач как ресурс формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы"
    ["seo_title"] => string(80) "obuchenie_resheniiu_tekstovykh_zadach_kak_resurs_formirovaniia_poznavatelnykh_un"
    ["file_id"] => string(6) "526243"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1573284473"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
    ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "165178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782194"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов (научн. рук-ль - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова) "
    ["seo_title"] => string(164) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov-nauchn-ruk-l-kand-pied-nauk-dots-o-a-tarasova"
    ["file_id"] => string(6) "165186"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства