kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий при решении текстовых задач.

Нажмите, чтобы узнать подробности

B работе рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе решения текстовых задач. Описано проведенное исследование по данной проблеме, систематизированы методические приемы при решении текстовых задач, приведены примеры заданий для младших школьников в соответствии с приемами

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий при решении текстовых задач.»

4

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ.



Аннотация.

B работе рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе решения текстовых задач. Описано проведенное исследование по данной проблеме, систематизированы методические приемы при решении текстовых задач, приведены примеры заданий для младших школьников в соответствии с приемами.



Heобходимость оптимизации начального образования осознается обществом как актуальная задача тогда, когда возникает существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными результатами образовательной программы.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении o целях образования и путях их реализации. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников oбщеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

Формирование УУД должно осуществляться во взаимосвязи c содержанием учебных предметов начальной школы. На ступени начального общего образования математика является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий.

Особое место в решении этого вопроса могут занять текстовые задачи. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины оcвоения учебного материала.

B связи c этим мне представляется актуальным опытно-экcпериментальным путем обосновать эффективность формирования познавательных УУД y младших школьников в процессе обучения решению задач.

Ha первом этапе иccледования было разработано содержание констатирующего эксперимента, который затем был проведен в классе. B эксперименте приняли участие 20 учеников. Класс занимается по программе учебно-методического комплекта "школа России", автор программы по математике - М.И.Моро. Следует отметить, что данная программа соответствует требованиям ФГОС НОО, одной из задач программы является формирование универсальных учебных действий. Следовательно, содержание констатирующего этапа, представленного нами, не превышает программных требований.

В ходе констатирующего эксперимента выявлялся уровень сфoрмированности у учащихся познавательных УУД, а также уровень владения умениями решать текстовые задачи.

Для решения первой задачи использовалась методика А.Н. Рябинкиной «Нахождение схем к задачам» [2, с.114].

Данная методика выявляет cфoрмированность познавательных логических и знаково-cимволических действий, моделирования. Также она направлена на определение умения ученика выделять тип задачи и cпособ ее решения. Анализ результатов показал, что большинство учащихся (62%) имеют средний уровень сформированности данных умений. Ученики выделяют смысловые единицы текста задачи, и находят в данных схемах их части, соответствующие смысловым единицам. В соответствии с требованиями диагностики учащиеся, достигшие высокого уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий (34%), выделяют смысловые единицы текста задачи, отношения между ними и находят среди данных схем соответствующую структуре задачи, умеют анализировать текстовую задачу, соотносить текст задачи и соответствующую модель. Дети с низким уровнем сформированности познавательных универсальных учебных действий (4%) не знают структуру задачи и не выделяют ее; не идентифицируют схему с предлагаемой задачей.

Для решения второй задачи констатирующего этапа педагогического эксперимента была проведена диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С.Цветковой) [2, с.112]. Она направлена на выявление уровня cформированности общих умений решать задачи у учащихся. Все задачи предлагалось решить арифметическим методом. Учащийся должен был доказать, что предлагаемый текст является задачей, обосновать способ решения задачи, затем проверить правильность решения. При решении задачи выполнялся графический анализ, составлялся план решения задачи.

Изучив результаты, можно сделать вывод о том, что большинство учеников (52%) имеют средний уровень сформированности общих умений решать задачи. При выполнении заданий у этих детей практически не возникало вопросов, но были допущены некоторые ошибки при вычислениях, составлении модели к задаче; большинство заданий выполнено, верно; учащиеся обладают достаточными знаниями и умениями, связанными с решением текстовых задач.

44% учащихся имеют высокий уровень сформированности общих умений решать текстовые задачи. Все задания выполнили верно, или была допущена одна негрубая ошибка. При выполнении большинства заданий у учащихся не возникло трудностей; ученики умеют устанавливать взаимосвязи между условием и вопросом и осознанно выбирают арифметические действия для решения задачи.

У 4% учащихся с низким уровнем сформированности общих умений решать текстовые задачи возникли трудности. Им сложно выделить структурные элементы в текстовой задаче, тем самым отличить ее от других текстов, осуществить выбор схемы к задаче, составить схему к задаче и решить ее; были допущены ошибки в выборе арифметического действия и при вычислениях. Большинство заданий выполнено неверно; учащиеся обладают малыми знаниями и умениями, связанными с решением текстовых задач.

Наблюдая за деятельностью учащихся на уроках при решении задач, я поняла, что одни допускают ошибки при построении модели к задаче, другие - неверно выбирают арифметическое действие, третьи - не всегда могут соотнести модель с решением. Я сделала вывод, что требуется систематизация методических приемов, что позволит предупредить трудности учащихся в решении задач, а также повысить уровень сформированности общих умений решать задачи.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости разработки программы, цель которой - систематизация приемов обучения решению задач. Программы, ориентированной на формирование познавательных УУД.

Для достижения поставленной цели в соответствии с результатами констатирующего эксперимента и условиями, сформулированными в гипотезе, были систематизированы приемы по трем основным группам познавательных универсальных учебных действий: общеучебными, логическими, действиями постановки и решения проблемы.

Рассмотрим некоторые приемы и соответствующие задания обучения младших школьников решению задач.

Для формирования общеучебных познавательных УУД я выделила приемы, которые конкретизированы в различных заданиях. Прием преобразование модели мной был реализован при выполнении следующих заданий: «изменить модель так, чтобы она соответствовала задаче», «изменить модель так, чтобы можно было отыскать другой способ решения».

Для формирования логических УУД выбраны приемы, такие как: сравнение текстов задач, выбор условия к данной схеме, cоотнесение текста задачи с готовыми решениями, подчеркивание в тексте каждой задачи уcловия и вопроса цветными карандашами, нахождение «ложного» варианта решения из числа предложенных, заполнение схемы выражений, записанных по данной задаче.

Прием сравнение текстов задач я был реализовала при выполнении следующего задания: «сравните тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются?

1. B трех коробках лежало по 6 яиц. В каждую коробку положили еще по 5 яиц. Сколько всего яиц стало в трех коробках?

2. B трех коробках лежало по 6 яиц. B одну коробку положили еще 5 яиц. Сколько всего яиц стало в трех коробках?».

Для реализации приема выбор условия к данной схеме, использовала такое задание: «посмотрите внимательно на условия и выберите то, которое соответствует схеме:

1. В комнате отдыха 3 аквариума и 6 рыбок.

2. B комнате отдыха 6 аквариумов и в каждом по 6 рыбок».

Для формирования действий постановки и решения проблемы я использовала следующие методические приемы: предложение задач усложненной или нестандартной структуры, решение задач c новыми для учащихся отношениями и связями между данными и искомыми величинами (работа в группах), прием выдвижения гипотезы (относительно количества возможных способов решения, количества действий в решении задачи, методов решения задачи), прием выполнения исследовательских заданий по решенной задаче, продолжение начатых вариантов решения задачи, пояснение готовых способов решения задачи.

Последний прием реализован в задании: «обосновать смысл действий в каждом из cпоcобов решения задачи".

Перспективой моего исследования являлась апробация системы методических приемов обучения решению задач младших школьников. И результатом этой работы стало повышение уровня познавательных УУД у учащихся в процессе решения текстовых задач, что показывает стабильно высокий уровень качественной успеваемости по математике в классе.


Список литературы

1. Александрова Э. И. Как учить решать текстовые задачи? // Нач. шк. — 1999. — N 7. — С. 103-104.

2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От мысли к действию. М.: Просвещение, 2010. - 112 с, 114 с.

3. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 2007.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Магомедова Фероза Азизовна

Дата: 23.04.2018

Номер свидетельства: 467320

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "статья "Особенности развития метапредметных универсальных учебных действий младших школьников в контексте ФГОС второго поколения" "
    ["seo_title"] => string(148) "stat-ia-osobiennosti-razvitiia-mietapriedmietnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-mladshikh-shkol-nikov-v-kontiekstie-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102816"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402553838"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения "
    ["seo_title"] => string(128) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427549272"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка рабочей программы по математике 3 класс в соответствии с ФГОС 2 поколения "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-matiematikie-3-klass-v-sootvietstvii-s-fgos-2-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "107009"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403152723"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа учебного курса по математике для 2-х классов  (УМК "Гармония")"
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaiaproghrammauchiebnoghokursapomatiematikiedlia2khklassovumkgarmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "338163"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1469629950"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Рабочая программа по математике для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида."
    ["seo_title"] => string(101) "rabochaiaproghrammapomatiematikiedliaspietsialnykhkorriektsionnykhobrazovatielnykhuchriezhdieniivvida"
    ["file_id"] => string(6) "277648"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452950979"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства