kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование УУД в основной школе: от действий к мысли

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации изложено краткое описание каждого из видов универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), а также описаны задания, соответсвующие каждому из данных типов УУД, которые могут применяться на уроках математики в основной школе, представлены примеры заданий, а также содержание учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД в основной школе: от действий к мысли »

Формирование УУД в основной школе: от действий к мысли Логинова М.В., учитель математики Нелидово 2014

Формирование УУД в основной школе: от действий к мысли

Логинова М.В.,

учитель математики

Нелидово

2014

Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли. В. А. Сухомлинский

Страшная это опасность – безделье за партой;

безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.

Это развращает, морально калечит человека, и ни

школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой

главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в

сфере мысли.

В. А. Сухомлинский

КОММУНИКАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ Универсальные учебные действия (УУД) РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

Универсальные учебные действия (УУД)

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник», «пешеход» и др.).

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

- система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник», «пешеход» и др.).

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

- это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

- способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Формирование УУД на уроках математики Великая цель образования – это не знания, а действия. Герберт Спенсер

Формирование УУД на уроках математики

Великая цель образования – это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Задание Содержание учебной деятельности Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг нашей страны? - патриотическое в оспитание; - отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной  страны, а также уважения к ценностям культур других народов.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

Задание

Содержание учебной деятельности

Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего.

Есть ли среди этих флагов Государственный флаг нашей страны?

- патриотическое в оспитание;

- отношение к социальным

ценностям: формирование

интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Задание Содержание учебной деятельности а) Выполните действия: - формирование вычислительных навыков; - мотивация учения – развитие интереса к математике, - положительное отношение к процессу познания, принцип удивления; - формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость. б) Разукрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений. Учитывайте, что правая и левая части одинаковые (симметричные): красным – те части, ответ на которых меньше 2 на 0,3; коричневым – те части, где ответ совпадает с квадратом числа 0,8; черным – части, связанные с ответом, в котором цифра 3 стоит в разряде десятых; синим – те части, где ответом является число в 2раза больше, чем 19,5. Оставшиеся части сделайте желтыми

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

Задание

Содержание учебной деятельности

а) Выполните действия:

- формирование вычислительных

навыков;

- мотивация учения – развитие интереса к математике,

- положительное отношение к процессу познания, принцип удивления;

- формирование личностных

качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.

б) Разукрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений. Учитывайте, что правая и левая части одинаковые (симметричные):

красным – те части, ответ на которых меньше 2 на 0,3;

коричневым – те части, где ответ совпадает с квадратом числа 0,8;

черным – части, связанные с ответом, в котором цифра 3 стоит в разряде десятых;

синим – те части, где ответом является число в 2раза больше, чем 19,5.

Оставшиеся части сделайте желтыми

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Задание Содержание учебной деятельности Рассудительная Оля записала некоторое трѐхзначное число, затем нашла сумму его цифр и записала результат, дальше нашла сумму цифр последнего числа и записала результат. Все эти три числа можно записать так: - составление плана и последовательности  действий; - способность к волевому усилию в  преодолении препятствий.        (Одинаковые фигуры соответствуют одинаковым цифрам). Восстанови запись чисел, которую выполнила Оля. Ответ: 929; 20; 2.  

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Задание

Содержание учебной деятельности

Рассудительная Оля записала некоторое трѐхзначное число, затем нашла сумму его цифр и записала результат, дальше нашла сумму цифр последнего числа и записала результат. Все эти три числа можно записать так:

- составление плана и последовательности действий;

- способность к волевому усилию в преодолении препятствий.  

 

 

(Одинаковые фигуры соответствуют одинаковым

цифрам).

Восстанови запись чисел, которую выполнила Оля.

Ответ: 929; 20; 2.  

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Задание Содержание учебной деятельности а) Ученик решал уравнение 16 : 2х = 4 так: 16: 2х=4  2х = 16: 4  2х = 4  х = 4: 2  х = 2 Контроль в форме сравнения способа  действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых  коррективов.    Найди ошибку в решении.  б) Два ученика решали уравнение 2(х+1)=18 так:  2(х+1)=18 2(х+1)=18  2х+1=18 2х+2=18  2х=18-1 2х=18-2  2х=17 2х=16  х=17: 2 х=16: 2  х=8,5 х=8 Найди верное решение. Объясни свой выбор. Сделай проверку.  

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Задание

Содержание учебной деятельности

а) Ученик решал уравнение 16 : 2х = 4 так:

16: 2х=4

2х = 16: 4

2х = 4

х = 4: 2

х = 2

Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых коррективов.  

Найди ошибку в решении.

б) Два ученика решали уравнение 2(х+1)=18 так:

2(х+1)=18 2(х+1)=18

2х+1=18 2х+2=18

2х=18-1 2х=18-2

2х=17 2х=16

х=17: 2 х=16: 2

х=8,5 х=8

Найди верное решение. Объясни свой выбор. Сделай проверку.  

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Задание Содержание учебной деятельности Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное - океан. А что такое суша? - анализ текста; Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% - пустыни, скалы и - диалог с автором; прибрежные пески; нахождение в тексте прямых и  скрытых авторских вопросов; - анализ  собственной работы. 7.4% - тундры и болота, около 2% занято городами, поселками, заводами, шахтами, аэродромами; почти 3% - испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разрешенной почвой). Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд. га из общей площади суши. Сколько пахотной земли приходиться на каждого из нас, если население планеты около 6 млрд. человек? Задание: сформулируй сам вопросы по данному тексту и ответь на них.  

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Задание

Содержание учебной деятельности

Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное - океан. А что такое суша?

- анализ текста;

Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды;

15,5% - пустыни, скалы и

- диалог с автором;

прибрежные пески;

  • нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов;
  • - анализ собственной работы.

7.4% - тундры и болота,

около 2% занято городами, поселками, заводами, шахтами, аэродромами; почти 3% - испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разрешенной почвой).

Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд. га из общей площади суши.

Сколько пахотной земли приходиться на каждого из нас, если население планеты около 6 млрд. человек?

Задание: сформулируй сам вопросы по данному тексту и ответь на них.  

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Задание Содержание учебной деятельности Найди выражения, значения которых равны: (128+57)*36; - поиск и выделение необходимой  информации; 43*25+62*25; - анализ с целью  выделения общих признаков;  (1355-955)*68; - синтез,  как составление целого из частей; - знаково-символическое моделирование. (43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.  Объясни, как ты их искал.  а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения; б) запиши это свойство в виде равенства;  в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c = a*c+b*c. Сделай вывод.  

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Задание

Содержание учебной деятельности

Найди выражения, значения которых равны:

(128+57)*36;

- поиск и выделение необходимой информации;

43*25+62*25;

- анализ с целью выделения общих признаков;

(1355-955)*68;

- синтез, как составление целого из частей;

- знаково-символическое моделирование.

(43+62)*25;

1355*68-955*68;

128*36+57*36.

Объясни, как ты их искал.

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения; б) запиши это свойство в виде равенства;

в) сравни свою запись

с такой: (a+b)*c = a*c+b*c.

Сделай вывод.  

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Задание Содержание учебной деятельности Расшифруй названия различных способов образования новых значений слов в русском языке, расположив ответы: - применение методов информационного а) в порядке возрастания: поиска, в том числе с помощью М 7*31 А 15*42 дополнительных источников литературы; - кодирование и декодирование. Ф 15*47 О 18*47 Р 21*49 А 25*54 Е 9*31 Т 9*42 б) в порядке убывания: Т 139*53 И 129*44 Я 98*21 О 53*134 Е 148*53 И 102*36 М 162*53 М 40*129 Н 45*134 Прочитай в энциклопедии или в словаре, как образуются новые значения слов этими способами. Приведи примеры. Ответ: а) метафора; б) метонимия.  

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Задание

Содержание учебной деятельности

Расшифруй названия различных способов образования новых значений слов в русском языке,

расположив ответы:

- применение методов информационного

а) в порядке возрастания:

поиска, в том числе с помощью

М 7*31 А 15*42

дополнительных источников литературы;

- кодирование и декодирование.

Ф 15*47 О 18*47

Р 21*49 А 25*54

Е 9*31 Т 9*42

б) в порядке убывания:

Т 139*53 И 129*44

Я 98*21 О 53*134

Е 148*53 И 102*36

М 162*53 М 40*129

Н 45*134

Прочитай в энциклопедии или в словаре, как образуются новые значения слов этими способами. Приведи примеры.

Ответ: а) метафора; б) метонимия.  

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Задание Содержание учебной деятельности Пообещала Баба-Яга дать Ивану- Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая вода и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в  бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке – не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай».  Помоги Ивану – царевичу разобраться, где какая жидкость. Ответ: Молоко – в кувшине; приворотное зелье – в бутылке; живая вода – в банке; мертвая вода – в стакане.   Логические действия: Построение логической цепи рассуждений. Общеучебные действия:  Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Задание

Содержание учебной деятельности

Пообещала Баба-Яга дать Ивану- Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая вода и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке – не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай». Помоги Ивану – царевичу разобраться, где какая жидкость.

Ответ: Молоко – в кувшине; приворотное зелье – в бутылке; живая вода – в банке; мертвая вода – в стакане.  

Логические действия:

Построение логической цепи рассуждений.

Общеучебные действия:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Задание Содержание учебной деятельности Групповая работа – класс делиться на группы по 5-6 человек. Задание - составить кроссворд по теме «Окружность и круг».  Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы  Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Задание

Содержание учебной деятельности

Групповая работа – класс делиться на группы по 5-6 человек. Задание - составить кроссворд по теме «Окружность и круг».

Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы 

Формирование коммуникативных действий,

направленных на структурирование

информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности

Памятка учителю

Памятка учителю

  • Помните - каждый ребенок индивидуален.
  • Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников.
  • Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете.
  • Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал.
  • Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике.
  • Научите ребенка высказывать свои мысли.
  • Не бойтесь" нестандартных уроков", попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала.
Список информационных источников:

Список информационных источников:

  • III педагогический марафон Новой школе – новое качество Часть 2 ФГОС ООО Формирование универсальных учебных действий на уроках математики//Издание отдела образования Департамента социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа. – Петропавловск-Камчатский, 2012. – 42 с.
  • Виленкин Н.Я.и др. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Москва: Мнемозина, 2009. - 280 с.
  • Кордина Н.Е.,автор-составитель. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс /Волгоград: Учитель,2011. - 110с.
  • Программа формирования универсальных учебных действий по математике в основной школе/Асеева А.Н., Парафейник Е.И., Савченко Т.А. и др. - Ставрополь, 2013 г.
  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва «Просвещение» 2011г. - 159с.
  • Фридман Л.М. Учитесь учиться математике. Изд. «Просвещение»1985г. - 112с.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование УУД в основной школе: от действий к мысли

Автор: Логинова Мария Витальевна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154635

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-uud-na-osnovie-kratkogo-pierieskaza-v-nachal-noishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450275665"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Формирование УУД обучающихся на уроках физкультуры "
    ["seo_title"] => string(59) "formirovaniie-uud-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-fizkul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "175034"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424200220"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Преемственность в формировании УУД на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(63) "preemstvennost_v_formirovanii_uud_na_urokakh_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "558072"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1600705653"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Формирование УУД во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(42) "formirovaniie-uud-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "241966"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445351222"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении  школьников основной школы  по ФГОС второго поколения  на  уроках  русского  языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "248973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446809724"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1600 руб.
2660 руб.
1360 руб.
2260 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства