"Формирование познавательных интересов в обучении"
"Формирование познавательных интересов в обучении"
Формирование познавательных интересов в обучении.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника формируется и развивается в деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащегося в учебном процессе – одно из таких направлений стимуляции. По своей форме, приемы и способы деятельности описываются: алгоритмическими предписаниями, алгоритмическими схемами, блок-схемами, правилами и т.д. В процессе деятельности учащийся пользуется готовыми алгоритмами и правилами – это репродуктивная деятельность, или самостоятельно их вставляет в процессе деятельности – это продуктивная деятельность. Математика является одной из наук, наиболее подходящей для воспитания у учащегося творческого мышления. Познавательный интерес формируется в деятельности, а для пробуждения и развития интереса эта деятельность должна быть особым образом организована. Метод поисково-дискуссионный, который побуждает к рассуждению, возбуждает познавательные интересы столкновением противоположных мнений, дискуссией, руководимой учителем. Метод проблемного изложения. Учитель вовлекает учащихся в ход изложения материала. Возникающие вопросы побуждают искать ответы на них самостоятельно. Вовлекая учащихся в этот поиск, учитель обучает их размышлять, делать выводы, обобщения, развивает их познавательную активность.
Проблемы активизации познавательной деятельности всегда была одной из самых актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Уровни познавательной активности: первый уровень – воспроизводящая активность (запомнить и воспроизвести знания и применить их по образцу); второй уровень – интерпретирующая активность (применение знаний в измененных условиях). Принципы активизации познавательной деятельности учащихся: • принцип проблемной деятельности; • принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности; • принцип взаимообучения.
Для развития познавательной активности необходимо организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы ориентировать учащихся на
самостоятельное овладение новой для них информации. Формирование интереса к учению зависит от выбора учителем метода стимулирования ученика. Стимулирует деятельность учащихся постановка перспективы, что способствует напряжению всех умственных сил для достижения цели. Познавательный интерес в образовательном процессе развивается в результате самостоятельной работы учащихся, при осознании смысла работы над тем или иным вопросом. Форма организации познавательной деятельности в образовательном процессе является решающим моментом для развития заинтересованности учащихся к работе.
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают школьников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которое направлено на самостоятельное овладение учебным материалом.
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих: эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной. Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно-познавательной деятельности: Формирование положительной мотивации к обучению. Использование современных педагогических технологий.
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся: принцип самостоятельной активности учащихся; принцип осознанности познания; принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.
Томитова Байгалма Цыбиковна – учитель математики первой категории
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование познавательных интересов в обучении"»
Формирование познавательных интересов в обучении.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника формируется и развивается в деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащегося в учебном процессе – одно из таких направлений стимуляции. По своей форме, приемы и способы деятельности описываются: алгоритмическими предписаниями, алгоритмическими схемами, блок-схемами, правилами и т.д. В процессе деятельности учащийся пользуется готовыми алгоритмами и правилами – это репродуктивная деятельность, или самостоятельно их вставляет в процессе деятельности – это продуктивная деятельность. Математика является одной из наук, наиболее подходящей для воспитания у учащегося творческого мышления. Познавательный интерес формируется в деятельности, а для пробуждения и развития интереса эта деятельность должна быть особым образом организована. Метод поисково-дискуссионный, который побуждает к рассуждению, возбуждает познавательные интересы столкновением противоположных мнений, дискуссией, руководимой учителем. Метод проблемного изложения. Учитель вовлекает учащихся в ход изложения материала. Возникающие вопросы побуждают искать ответы на них самостоятельно. Вовлекая учащихся в этот поиск, учитель обучает их размышлять, делать выводы, обобщения, развивает их познавательную активность.
Проблемы активизации познавательной деятельности всегда была одной из самых актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Уровни познавательной активности: первый уровень – воспроизводящая активность (запомнить и воспроизвести знания и применить их по образцу); второй уровень – интерпретирующая активность (применение знаний в измененных условиях). Принципы активизации познавательной деятельности учащихся: • принцип проблемной деятельности; • принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности; • принцип взаимообучения.
Для развития познавательной активности необходимо организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы ориентировать учащихся на
самостоятельное овладение новой для них информации. Формирование интереса к учению зависит от выбора учителем метода стимулирования ученика. Стимулирует деятельность учащихся постановка перспективы, что способствует напряжению всех умственных сил для достижения цели. Познавательный интерес в образовательном процессе развивается в результате самостоятельной работы учащихся, при осознании смысла работы над тем или иным вопросом. Форма организации познавательной деятельности в образовательном процессе является решающим моментом для развития заинтересованности учащихся к работе.
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают школьников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которое направлено на самостоятельное овладение учебным материалом.
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих: эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной. Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно-познавательной деятельности: Формирование положительной мотивации к обучению. Использование современных педагогических технологий.
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся: принцип самостоятельной активности учащихся; принцип осознанности познания; принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.