kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование познавательного интереса к чтению у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается проблема формирования познавательного интереса к чтению, так как чтение является фундаментом всего последующего образования. Задача учителя- найти привлекательный момент в уроке, преподнести учебный материал детям таким образом, чтобы обучение проходило с интересом и желанием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательного интереса к чтению у младших школьников»


Формирование познавательного интереса к чтению у младших школьников

В данной статье  рассматривается проблема формирования познавательного интереса к чтению, так как чтение является фундаментом всего последующего образования. Роль учителя на уроках имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Задача учителя - найти привлекательный момент в уроке, преподнести учебный материал детям таким образом, чтобы обучение проходило с интересом и желанием.


Уметь читать в широком смысле этого слова — значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл… Читать — это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное — вот в чём главное», - говорил великий педагог К. Д. Ушинский.

Одной из главных причин снижения интереса к чтению является отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Учителю начальных классов важно на уроках создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению.

Для достижения ожидаемых результатов в данном направлении работы предполагается решение следующих задач:

  • развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности;

  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов и проектов, занятий с элементами театрализации;

  • стимулирование творчества детей через эффективные приёмы формирования читательской грамотности.

Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде. Умение читать является универсальным учебным умением. Чтение как вид речевой деятельности является важным учебным умением не только для изучения курса литературного чтения, но и для освоения других учебных предметов. Важной задачей обучения является овладение учащихся основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым, которые должны стать средством интеллектуального развития, универсальными умениями.

Цель уроков литературного чтения – помочь ребенку стать читателем: подвести младших школьников к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, как искусства художественного слова, обогатить их читательский опыт, развить интерес к чтению и книге, сформировывать читательские умения. Развитие читателя предполагает формирование способности воспринимать текст произведения; понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла воссоздавать в своем воображении прочитанное, воспроизводить текст, уметь пересказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески.

Что это значит – учить детей читать? Казалось бы, каждому хорошо известен ответ на этот вопрос. Основные методики чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Эти положения методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя.

Современная школа должна сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, развитыми нравственно – эстетическими и гражданскими чувствами.

Организуя свои уроки, стремлюсь так управлять деятельностью учеников, чтобы обязательно каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. Ведь успех в учебе – это самое главное условие становления личности человека. Достижению такого успеха способствует познавательное чтение. Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение — это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. 

Одним из самых важных и трудных моментов в процессе стимуляции ребёнка к учёбе является формирование мотива. Важнейшая задача, которая, согласно ФГОС НОО, поставлена перед литературным чтением, - формирование читательской грамотности младших школьников. Как научить младшего школьника пользоваться формами чтения и основными видами чтения. Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение, ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются, и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности: познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте. Формирование интереса к чтению, потребности в нем – едва ли не главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы. Познавательное чтение – это способность, которая в дальнейшем процессе познавательного развития, личностного становления трудовой и творческой деятельности человека играет исключительную роль. Она становится личностным приобретением, имеет свой мотивационный источник. Познавательное чтение помогает человеку проявлять выборочный интерес к печатной информации, уметь извлекать из нее нужные знания, решать жизненные, деловые, познавательные задачи. Чтение нужно человеку не для того, чтобы читать быстро вслух или про себя, а для того, чтобы познавать. Вся работа по развитию познавательного чтения в детях ведётся особо: свободный выбор, самостоятельные высказывания, проявление собственного читательского вкуса, пересказ содержания прочитанных книг.

Большую эффективность для формирования читательского интереса имеют нестандартные уроки: урок -игра, урок- путешествие, урок- диспут, урок - исследование и др. На уроках литературного чтения используйте разные виды деятельности: инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос, составление сценария к диафильму по произведению, составление структурных схем, отзывы, рецензии, театральные постановки, творческий пересказ, составление портрета герои т.д..

Считаю, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий.

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников.

Литературные игры — игры, построенные на словесном материале:

  • игры и упражнения по развитию речи;

  • литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т.д.);

  • литературные викторины;

  • "стилизованные" игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Пойми меня", "Литературный покер" и т. д.).

Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф, по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

С огромным желанием учащиеся пробуют свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций)

В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.

Старайтесь поощрять поисковую, исследовательскую деятельность, практиковать на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов. Учите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, стихами. Предлагайте детям стать художниками своих книжек. Привлекайте детей к проведению уроков, они очень любят выступать в роли «маленьких» учителей. Девизом моей работы по формированию познавательного чтения являются слова Ш. Амонашвили: «Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни».

Всё больше и больше школьники ощущают потребность заглядывать в справочники, энциклопедии, словари, использовать научно-популярную литературу, возможности Интернета. Вкус к самостоятельной работе с литературой познавательного характера появляется у школьников в том случае, если инициатива по поиску книг как источников информации принадлежит им самим, а работа по изучению дополнительных литературных источников детьми умело стимулируется и поощряется учителем. Чтобы проявить информационно – поисковую самостоятельность школьника учителю на помощь приходит метод проектной деятельности. Большинство проектов в начальных классах связано с содержанием учебных дисциплин:

Окружающий мир: «Вода на Земле», «Грибное царство», « Электричество», «Следы невиданных зверей», «Таинственный зов Арктики».

Литературное чтение: «Мои любимые пословицы», «По дорогам сказок», «Осень и творчество».

Русский язык: «Всегда ли мягкий мягкий знак?», «В царстве трёх склонений», «Крылатые слова и выражения», «Самые трудные орфограммы», «Гласные и согласные такие опасные», «Фразеологический альбом», «Откуда растёт корень слова?»

В наше время для формирования читательского интереса очень важно развивать творческое мышление у детей, чтобы ребенок стал получать удовольствие от чтения книг, научился их анализировать и делать самостоятельные выводы, чтобы научился задавать умные вопросы и творчески находить на них ответы. Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной свободы, чтобы ученики умели работать с текстом, преобразовывать его и использовать для создания других. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить занятия, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать.

Очень нравится моим ученикам приём «Верите ли вы, что…». Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы. Прием «Верите ли вы» использую на уроке литературного чтения при знакомстве с биографией поэта или писателя.  Так, например, можно продемонстрировать портрет писателя и озвучить верные или неверные утверждения. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большой осмысленностью и заинтересованностью отнестись к статье в учебнике. На уроке литературного чтения работа над новым материалом начинается с приёма «Ключевое слово». Учащиеся самостоятельно знакомятся с учебным материалом (или его частью). Гексы, с записанными на них ключевыми словами, вразброс размещены на доске. Учитель/ученик предлагает один из шестигранников на выбор сделать центральным. Далее работа на уроке строится таким образом, чтобы поочередно выстраивать оставшиеся шестигранники в структурные связи.

После прочтения текста учащимся предлагаю построить события в логической последовательности. Приём «Логическая цепочка можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

 В том потоке информации, в котором живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы, в этом помогает один из приёмов «Ромашка Блума». Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Он способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.

Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких строчках не так – то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Приёмы развития творческого мышления позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

Правильная организация различных форм, методов и приёмов работы по развитию интереса к чтению способствует:

- формированию устойчивого читательского интереса младших школьников;

- умению работать с литературой определенного рода;

- умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение;

- формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Литература:

  1. https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/romashka-bluma

  2. Хлынцева Ю. В. //Технология «интерактивный гексагон», или Шестиугольное обучение в начальной школе. Школьная педагогика, 2019, №3 (16), с. 18-20.

.


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование познавательного интереса к чтению у младших школьников

Автор: Чурилина Светлана Владимировна

Дата: 15.02.2025

Номер свидетельства: 665191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Статья "Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников""
    ["seo_title"] => string(127) "statiaprimienieniietiekhnologhiiproduktivnoghochtieniiadliaformirovaniiapravilnoichitatielskoidieiatielnostimladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "328562"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463660175"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ В ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ."
    ["seo_title"] => string(53) "formirovaniiebazovykhnavykovvchitatielskoigramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "294440"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455643032"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_obshchieuchiebnykh_umienii_samoorghanizatsii_uchiebnoi_dieiatiel_n"
    ["file_id"] => string(6) "452551"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516900854"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_obshchieuchiebnykh_umienii_samoorghanizatsii_uchiebnoi_dieiatiel_1"
    ["file_id"] => string(6) "452557"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516901962"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
    ["seo_title"] => string(49) "kliuchievyie-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "294146"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455611949"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1590 руб.
2270 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства