"Формирование интереса к урокам математики в начальной школе"
"Формирование интереса к урокам математики в начальной школе"
Развить интерес к математике не сложно. Покажите ребенку, что математика – это не ряды примеров, а проявление смекалки и огромное количество занимательных историй и открытий. Такой путь формирования интереса поможет даже «гуманитариям».В формировании интереса главное – постоянство. В результате обучения математике реализуются следующие учебные цели:
-Развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений
и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач.
-Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
-Воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: речевые, организационные, коммуникативные.
Средств формирования устойчивого интереса к урокам математики множество, я упомянула лишь некоторые из них. Каждый учитель может творчески относиться к процессу обучения, найти свои пути и методы преподавания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование интереса к урокам математики в начальной школе" »
Бакулина Г.Л. учитель начальных классов МБОУ СШ №5
г.Кстово Нижегородской области
Формирование интереса к урокам математики в начальной школе
Обучение – это ремесло, использующее
бесчисленное количество малых трюков.
(Д. Пойа)
Как сделать урок математики для учащихся значимым и интересным, чтобы занять значимое место в ряду других школьных предметов?
Одной из главных целей преподавания математики становится задача развития у учащихся интереса к внутреннему миру человека, а также осознание своих внутренних переживаний.
Развить интерес к математике не сложно. Покажите ребенку, что математика – это не ряды примеров, а проявление смекалки и огромное количество занимательных историй и открытий. Такой путь формирования интереса поможет даже «гуманитариям».В формировании интереса главное – постоянство.
Прежде всего, учитель должен создать на уроке атмосферу взаимопонимания, доверия, доброжелательности. Учитель должен настроить учащихся на обсуждение темы. Важно научить учащихся высказывать свои мысли. Некоторые стесняются, боятся ответить неправильно. В этом случае необходимо проявить тактичность, не фиксировать внимание на неправильных ответах. Важно понять, почему они так думают. Важно научить их размышлять. Путем постановки вопросов постепенно подвести их к нужному ответу, используя жизненный опыт, хотя он еще и небольшой.
На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Это зависит и от личности учителя, его живого слова, умения интересно преподнести материал. Необходимо овладеть драматургией учебного процесса. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество. В этом состоит творчество и мастерство учителя.
Очень важный момент — подготовка учителя к уроку. К каждому уроку заранее необходимо готовиться, подобрать наглядный материал. Момент восприятия должен содержать интересные познавательные сведения. Слайды нужно подбирать очень тщательно, их должно быть немного, но хорошего качества.
Передача творческого опыта учителя сопровождает практическую деятельность учащихся на уроке.
Урок должен быть хорошо продуманным, четко организованным, рассчитанным по минутам, а задание соответствовать возрасту учащихся, правильно и четко сформулировано.
В конце урока неплохо провести коллективное обсуждение работы и отметить самые удачное. Отметить успехи конкретных учащихся и всех похвалить за активное участие на уроке.
Интерес к урокам математики следует формировать уже в I классе, когда учащиеся только начинают приобщаться к науке. Для того чтобы уроки проходили интересно, можно сочинять сказки, в которых действующими лицами являются герои известных сказок, и от их имени вести занятия.
Игры, игровые приемы помогают создать на уроке момент увлеченности, а значит, и устойчивого интереса к урокам. Такие уроки дети ждут с нетерпением. Метод перевоплощения в различных героев и метод одушевления различных предметов развивает творческое воображение. На таких занятиях учащиеся представляют себя зрителями, мастерами-художниками, героями различных сказок, космонавтами. В руках у них волшебные карандаши и палочки, которые разговаривают, обижаются, танцуют. В урок вводится какой-либо математический герой, который решает задание или предлагает его для решения, или придумывает фокус и т.д. Например, Степа Смекалкин записал в тетради двузначное число. Потом, переставив в нем цифры местами, получил еще одно число. Затем он нашел разность этих чисел. В ответе получился нуль. Не могли бы вы назвать число, обладающее таким же свойством? Тот же герой может предложить и тестовые вопросы. На доске написано число 36. Ученики быстро отвечают на вопросы учителя: • Назовите число больше 36 (меньше 36); • Представьте число 36 в виде суммы двух (трех) равных (неравных) слагаемых; • Назовите дополнение числа 36 до 100 (до 1000); • Представьте число 36 в виде произведения двух равных (неравных) множителей.
Главное – вовлечь ребёнка в атмосферу деятельности, которая позволяет раскрыть индивидуальные особенности не только сильных, но и отстающих детей т.к. даёт им возможность публично показать достигнутый результат.
Организация специально разработанных уроков, предполагающие выполнение исследовательских заданий, предполагают вполне конкретные результаты, а именно: 1) повышение уровня знаний учащихся; 2) изменения уровня сформированности мыслительной деятельности детей; 3) стремление детей к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время.Развитие основных умений школьников активизирует исследовательское поведение детей, предполагая, что: возрастут познавательные потребности младших школьников; собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний; в ходе тренингов исследовательских способностей развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске; всё это положительно влияет на полное, осознанное усвоение программного материала.
Уроки не должны проходить скучно и однообразно. Учитель должен настроить учащихся на встречу с чем-то необычным, увлекательным. В его арсенале могут быть и нетрадиционные уроки, такие, как уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-спектакли, уроки-викторины, уроки-праздники, , уроки-диалоги. Стихи помогают учащимся передать настроение в творческой работе.
Всё это поддерживает познавательный интерес к предмету, позволяет решать практические задачи и выполнять задания творческого характера.
На всех этапах работы основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Организация специально разработанных уроков, предполагающие вполне конкретные результаты, а именно: 1) повышение уровня знаний учащихся; 2) изменения уровня сформированности мыслительной деятельности детей; 3) стремление детей к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время создаёт условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.
В заключении, хочется отметить, что работа учителя при применении занимательных заданий сводится к двум направлениям: - целенаправленное составление занимательных заданий (накопление задач), когда учитель, готовясь к уроку по данной теме, составляет занимательные задачи, целесообразнее подготовить такие задачи сразу по всей изучаемой теме. В дальнейшем это приведет к тому, что у педагога появится «банк» занимательных заданий. - свободное составление занимательных заданий (накопление идей), когда учитель выявил и сформулировал для себя приемы составления заданий занимательного характера, может на любом уроке импровизировать, составляя задания «на ходу», а также постоянно пополняет свой фонд необычных идей, занимательных фактов и т.д. Итак, можно сделать следующие выводы, которые полезно учитывать при использовании занимательных заданий на уроках математики. Использование занимательных заданий целесообразно тогда, когда есть опасность неприятия учащимися какого – либо учебного задания; при прохождении сложных тем или при постановке трудных дидактических задач урока; при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений; при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию; при решении дидактических задач, требующих развития вни
В результате обучения математике реализуются следующие учебные цели:
-Развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений
и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач.
-Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
-Воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: речевые, организационные, коммуникативные.
Средств формирования устойчивого интереса к урокам математики множество, я упомянула лишь некоторые из них. Каждый учитель может творчески относиться к процессу обучения, найти свои пути и методы преподавания.
Литература;
Конев А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М.: Просвещение, 1968
Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968
Кузнецова Л.В., Минаева С.С. Об организации учебного процесса с учетом обязательных результатов обучения // Математика в школе. 1986. № 4
Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980
Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965
Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. М.: Детская литература, 1976
Суворова Г.Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся в обучении // Нач. школа. 1987. № 1. С. 51-53.