Формирование функциональной грамотности на уроках математики как необходимый результат обучения современного школьника
Формирование функциональной грамотности на уроках математики как необходимый результат обучения современного школьника
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач (с описанием некоторой близкой к реальной ситуации, которая может содержать факты и данные, не являющиеся необходимыми для решения поставленной проблемы); решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках математики как необходимый результат обучения современного школьника»
«№ 42 орта мектеп» КММ
КГУ «Средняя школа № 42»
Формирование функциональной грамотности на уроках математики как необходимый результат обучения современного школьника
(Выступление на педсовете)
Мұғалім:Даниярова З.Ж.
Петропавл қ.
2015-2016 оқу жылыг. Петропавловск
2015-2016 учебный год
Функциональная грамотность определяется, как умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основании прикладных знаний, необходимых всем в быстроменяющемся обществе.
Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития функциональной грамотности моих учеников, вижу в этом с одной стороны насущную необходимость в развитии способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач (с описанием некоторой близкой к реальной ситуации, которая может содержать факты и данные, не являющиеся необходимыми для решения поставленной проблемы); решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин.
Хочу привести пример задания, которое составляю для своих пятиклассников, стараясь «приблизить» математику и жизнь нашей школы: «Радиус клумбы на пришкольном участке, имеющей форму круга, равен 10 м. В среднем на каждый квадратный метр площади клумбы приходится по два декоративных вазона. Сколько примерно вазонов на клумбе?» Другим эффективным способом развития функциональной грамотности является составление и выполнение компетентностно - ориентированных заданий. Задания практического содержания изменяют организацию традиционного урока и способны привить интерес ученика к изучению математики. Такого вида задания требуют умение применять накопленные знания в практической деятельности. Вот еще одно задание.
Периметр прямоугольника равен 12см. Найдите длину и ширину этого прямоугольника, если длина равна четному числу сантиметров.
Ученики и сами с удовольствием составляют такого рода задания.
При использовании подобных заданий ученик сам определяет цель деятельности - педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания – педагог рекомендует источник знаний, ученик активен – педагог создает условия для активности. Кроме того, свою эффективность для развития функциональной грамотности школьников доказали такие формы работы как выполнение заданий, которые требуют интерпретации полученных решений и отбора ответов;
решение исследовательских задач с целью отработки установки на обязательное достижение цели – любыми доступными средствами; обучение умению читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (текстовой, графической, числовой, статистической и т.п.)
В учебниках 5 класса по математике, содержаться задания для творческой деятельности учащихся, заданий вариативного характера. Это открывает широкое поле для творчества учителя, но с другой стороны, способствуют составлению авторских заданий для своих учащихся. Одаренные учащиеся получают индивидуальные задания, задачи «продвинутого уровня», которые встречаются на олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях. Способность к обобщению материала, пространственному представлению, способность к отвлеченному мышлению, анализу синтезу, сравнению – являются важными компонентами математических способностей. С помощью логических упражнений происходит формирование у детей гибкого мышления, дети учатся сравнивать математические объекты, выполнять анализ и синтез, осуществлять оценку своих возможностей и достижений. Приведу примеры заданий: • Задача с «парадоксальными условиями»: Членам одной семьи сейчас вместе 73 года. Семья состоит из мужа, жены, дочери и сына. Муж старше жены на 3 года, дочь старше сына на 2 года. Четыре года назад членам семьи было вместе 58 лет. Сколько лет каждому члену семьи?(4) На первый взгляд можно подумать о несоответствии данных. Но проведя анализ приходим к выводу, что четыре года назад младшего члена семьи еще не было на свете. • Задача с неопределенными данными: «У малыша было 5 конфет «Мишка косолапый» и 8 конфет «Красная шапочка», он дал Карлсону несколько конфет. Сколько конфет осталось у Малыша». • Задачи «провокационные», - в которых автором пренамерено сделана ошибка. Анализ условия показывает, что описанный в задаче объект не существует. • Задачи с недостающими или избыточными данными: «Галя и ее отец плывут на лодке против течения реки. Собственная скорость лодки 90 м/мин, а скорость течения реки 30 м/мин. Галя уронила куклу в реку. На каком расстоянии от лодки будет находиться кукла через 4 мин?»(5) Если решить ее двумя способами и провести анализ можно заметить, что задача содержит избыточные данные. Можно предлагать задачи и с избыточными противоречивыми данными. • Задачи требующие переформулирования условия. В треугольной пирамиде боковые ребра попарно перпендикулярны и соответственно равны 5,6,7. Найдите объем пирамиды. В данной задаче переформулирование условия приводит к быстрому решению. Необходимо целенаправленно обучать учащихся приемам переформулирования. • Задачи с альтернативным условием: «Из двух пунктов расстояние между которыми 50 км выехали два всадника. Скорость первого 15 км/ч, а скорость второго всадника 9 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 1,5 часа? • Задачи, требующие перевода на математический язык и обратно. Формирование функциональной грамотности на уроках математики, а также система построения уроков с использованием технологии развивающего обучения создают возможность самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Литература 1. Периманова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта Петербургской школы)// Педагогика – 1999-№2 2. Национальный план действия на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников» 3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии -2004г. №5. 4. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла методическое пособие Министерство образования и науки Республики Казахстан РГКП «Национальная академия образования им. И. Алтынсарина» 5. Алдамуратова Т.А., Байшоланов Е.С. Математика 5 класс Алматы «Атамура» 2010 6. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ //Социологические исследования. - 2007. - №5