Просмотр содержимого документа
«Формирование вычислительных навыков на уроках математики»
МБОУ «Средняя школа «№1 г. Смоленск
Формирование вычислительных навыков на уроках математики
Одна из задач учителя заключается не в доказательстве незнания или слабого знания обучающегося, а во вселении веры в ребенка, что он может учиться лучше, что у него все получится. Нужно помочь ребенку поверить в собственные силы.
Учитель математики Агафонова Ирина Николаевна
2023-2024
Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач работы учителя математики. Добиться успеха в формировании вычислительных навыков можно только в том случае, если четко соблюдать некоторые требования к проведению занятий:
четкое объяснение учителем цели задания;
исключение факторов, травмирующих учеников при организации работы;
наличие наглядности, художественного слова, дополнительного материала;
учет времени;
оценивание за хорошие успехи.
Например, из опыта работы установлено, что систематическое использование устных упражнений на занятиях математики положительно влияет на формирование вычислительных навыков обучающихся.
Приведу некоторые приемы формирования вычислительных навыков:
Способы быстрого сложения и вычитания натуральных чисел.
Сложение столбцами.
Сложение с перестановкой слагаемых.
Сложение десятичных дробей.
Способы быстрого умножения и деления натуральных чисел.
Умножение методом Ферроля.
Умножение чисел, у которых число десятков одинаково, а сумма единиц равна 10.
Умножение чисел на 11.
Умножение на числа вида .
Умножение двузначного числа на 111.
Умножение однозначного или двузначного числа на 37.
Умножение на 5, 25, 125.
Умножение на 75.
Умножение на 101.
Умножение на 1001.
Умножение чисел, близких к 100 и 1000
Умножение пары чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10
Умножение двух рядом стоящих чисел
Умножение чисел, оканчивающихся на 1
Деление на 5, 25, 125.
Умножение чисел, оканчивающихся цифрой 5
Все игры имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудности, которые надо преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Еще Л. С. Выгодский отмечал, что игра сама по себе – «источник развития и создает зону ближайшего развития».
Необходимо создать такую ситуацию – ситуацию «успеха», при которой каждый ребенок смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса. Ведь одна из задач учителя заключается не в доказательстве незнания или слабого знания обучающегося, а во вселении веры в ребенка, что он может учиться лучше, что у него все получится. Нужно помочь ребенку поверить в собственные силы.
На уроках математики целесообразно использовать следующие формы работы, направленные на формирование вычислительных навыков:
игры, игровые моменты и занимательные задачи;
тесты «Проверь себя сам»;
математические диктанты;
творческие задания и конкурсы.
Часть форм может применяться при работе со всей группой, часть, направленная на развитие внимания, памяти и мышления, может подбираться для группы обучающихся по результатам тестирования.
Применение игр, в первую очередь, предназначено для того, чтобы заинтересовать наиболее пассивную часть группы, редко принимающую участие в работе на уроке при традиционном его проведении. Поэтому на начальном этапе, при введении в практику занятия дидактических игр, представляется целесообразным применять игры, не требующие глубокого знания и даже понимания текущего материала. Постепенно назначение дидактических игр изменяется. Они начинают применяться для проверки полученных знаний посредством решения нестандартных задач в привлекательной, интересной для ребят форме. Несколько видов игр, направленных на развитие тех или иных способностей обучающихся.
Игра «Запомни числа».
Игра «Пропусти число».
Игровой момент №1.На столе лежат карточки, на которых написаны следующие числа:
0,25; ; 0,75; ; 1,2; ; 0,5; ; 0,0011; ;
0,975; ; 1,05; ; 0,8; 0,6; ; 2,5; 1,02.
Учитель вызывает к доске первого участника и просит его за некоторое время отобрать карточки, на которых написаны десятичные дроби. Второй участник раскладывает отобранные карточки в порядке возрастания. Третий участник отбирает из оставшихся карточек те, на которых написаны дроби, которые можно перевести в десятичные дроби. Четвертый участник находит равные им десятичные дроби.
Еще одна форма работы, которая очень нравится ребятам, - это тесты «Проверь себя сам». Цель использования данных тестов: развитие критичности мышления, самоконтроля, внимания. При составлении тестов используется картотека типичных ошибок.
Заключение
Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы.
Многие навыки, сопутствующие вычислениям, неизбежно требуются и в быту. Так, нередко может потребоваться замена числа близким ему числом, например, 25% - это 0,25, т. е. четверть, сравнение чисел на основе качественных оценок.
Учителю математики необходимо формировать у обучающихся вычислительную культуру. А чтобы это сделать, надо сначала сформировать вычислительные навыки. Для этого необходимо составить систему упражнений и использовать их, желательно на каждом занятии.