kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование вычислительных навыков на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из задач учителя - помочь поверить ребенку в собственные силы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование вычислительных навыков на уроках математики»


МБОУ «Средняя школа «№1 г. Смоленск

Формирование вычислительных навыков на уроках математики

Одна из задач учителя заключается не в доказательстве незнания или слабого знания обучающегося, а во вселении веры в ребенка, что он может учиться лучше, что у него все получится. Нужно помочь ребенку поверить в собственные силы.



Учитель математики Агафонова Ирина Николаевна

2023-2024



Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач работы учителя математики. Добиться успеха в формировании вычислительных навыков можно только в том случае, если четко соблюдать некоторые требования к проведению занятий:

  • четкое объяснение учителем цели задания;

  • исключение факторов, травмирующих учеников при организации работы;

  • наличие наглядности, художественного слова, дополнительного материала;

  • учет времени;

  • оценивание за хорошие успехи.

Например, из опыта работы установлено, что систематическое использование устных упражнений на занятиях математики положительно влияет на формирование вычислительных навыков обучающихся.

Приведу некоторые приемы формирования вычислительных навыков:

  • Способы быстрого сложения и вычитания натуральных чисел.

  • Сложение столбцами.

  • Сложение с перестановкой слагаемых.

  • Сложение десятичных дробей.

  • Способы быстрого умножения и деления натуральных чисел.

  • Умножение методом Ферроля.

  • Умножение чисел, у которых число десятков одинаково, а сумма единиц равна 10.

  • Умножение чисел на 11.

  • Умножение на числа вида .

  • Умножение двузначного числа на 111.

  • Умножение однозначного или двузначного числа на 37.

  • Умножение на 5, 25, 125.

  • Умножение на 75.

  • Умножение на 101.

  • Умножение на 1001.

  • Умножение чисел, близких к 100 и 1000

  • Умножение пары чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10

  • Умножение двух рядом стоящих чисел

  • Умножение чисел, оканчивающихся на 1

  • Деление на 5, 25, 125.

  • Умножение чисел, оканчивающихся цифрой 5

Все игры имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудности, которые надо преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Еще Л. С. Выгодский отмечал, что игра сама по себе – «источник развития и создает зону ближайшего развития».

Необходимо создать такую ситуацию – ситуацию «успеха», при которой каждый ребенок смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса. Ведь одна из задач учителя заключается не в доказательстве незнания или слабого знания обучающегося, а во вселении веры в ребенка, что он может учиться лучше, что у него все получится. Нужно помочь ребенку поверить в собственные силы.

На уроках математики целесообразно использовать следующие формы работы, направленные на формирование вычислительных навыков:

  • игры, игровые моменты и занимательные задачи;

  • тесты «Проверь себя сам»;

  • математические диктанты;

  • творческие задания и конкурсы.

Часть форм может применяться при работе со всей группой, часть, направленная на развитие внимания, памяти и мышления, может подбираться для группы обучающихся по результатам тестирования.

Применение игр, в первую очередь, предназначено для того, чтобы заинтересовать наиболее пассивную часть группы, редко принимающую участие в работе на уроке при традиционном его проведении. Поэтому на начальном этапе, при введении в практику занятия дидактических игр, представляется целесообразным применять игры, не требующие глубокого знания и даже понимания текущего материала. Постепенно назначение дидактических игр изменяется. Они начинают применяться для проверки полученных знаний посредством решения нестандартных задач в привлекательной, интересной для ребят форме. Несколько видов игр, направленных на развитие тех или иных способностей обучающихся.

Игра «Запомни числа».

Игра «Пропусти число».

Игровой момент №1. На столе лежат карточки, на которых написаны следующие числа:

0,25; ; 0,75; ; 1,2; ; 0,5; ; 0,0011; ;

0,975; ; 1,05; ; 0,8; 0,6; ; 2,5; 1,02.

Учитель вызывает к доске первого участника и просит его за некоторое время отобрать карточки, на которых написаны десятичные дроби. Второй участник раскладывает отобранные карточки в порядке возрастания. Третий участник отбирает из оставшихся карточек те, на которых написаны дроби, которые можно перевести в десятичные дроби. Четвертый участник находит равные им десятичные дроби.

Еще одна форма работы, которая очень нравится ребятам, - это тесты «Проверь себя сам». Цель использования данных тестов: развитие критичности мышления, самоконтроля, внимания. При составлении тестов используется картотека типичных ошибок.

Заключение

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы.

Многие навыки, сопутствующие вычислениям, неизбежно требуются и в быту. Так, нередко может потребоваться замена числа близким ему числом, например, 25% - это 0,25, т. е. четверть, сравнение чисел на основе качественных оценок.

Учителю математики необходимо формировать у обучающихся вычислительную культуру. А чтобы это сделать, надо сначала сформировать вычислительные навыки. Для этого необходимо составить систему упражнений и использовать их, желательно на каждом занятии.

















5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование вычислительных навыков на уроках математики

Автор: Ирина Николаевна Агафонова

Дата: 26.07.2024

Номер свидетельства: 654478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) ""Формирование вычислительных навыков на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(60) "formirovanie_vychislitelnykh_navykov_na_urokakh_matematiki_2"
    ["file_id"] => string(6) "652859"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1718445539"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-11 классах"
    ["seo_title"] => string(74) "formirovanie_vychislitelnykh_navykov_na_urokakh_matematiki_v_5_11_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "642054"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702382333"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Алгоритмы. Использование  алгоритмов при решении текстовых задач и при формировании вычислительных навыков. "
    ["seo_title"] => string(116) "alghoritmy-ispol-zovaniie-alghoritmov-pri-rieshienii-tiekstovykh-zadach-i-pri-formirovanii-vychislitiel-nykh-navykov"
    ["file_id"] => string(6) "133370"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416500817"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Обобщение опыта работы по теме "Формирование устных и письменных вычислительных навыков у младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(124) "obobshchieniie-opyta-raboty-po-tiemie-formirovaniie-ustnykh-i-pis-miennykh-vychislitiel-nykh-navykov-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "165471"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422807915"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства