kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование вычислительных навыков на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из задач учителя - помочь поверить ребенку в собственные силы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование вычислительных навыков на уроках математики»


МБОУ «Средняя школа «№1 г. Смоленск

Формирование вычислительных навыков на уроках математики

Одна из задач учителя заключается не в доказательстве незнания или слабого знания обучающегося, а во вселении веры в ребенка, что он может учиться лучше, что у него все получится. Нужно помочь ребенку поверить в собственные силы.



Учитель математики Агафонова Ирина Николаевна

2023-2024



Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач работы учителя математики. Добиться успеха в формировании вычислительных навыков можно только в том случае, если четко соблюдать некоторые требования к проведению занятий:

  • четкое объяснение учителем цели задания;

  • исключение факторов, травмирующих учеников при организации работы;

  • наличие наглядности, художественного слова, дополнительного материала;

  • учет времени;

  • оценивание за хорошие успехи.

Например, из опыта работы установлено, что систематическое использование устных упражнений на занятиях математики положительно влияет на формирование вычислительных навыков обучающихся.

Приведу некоторые приемы формирования вычислительных навыков:

  • Способы быстрого сложения и вычитания натуральных чисел.

  • Сложение столбцами.

  • Сложение с перестановкой слагаемых.

  • Сложение десятичных дробей.

  • Способы быстрого умножения и деления натуральных чисел.

  • Умножение методом Ферроля.

  • Умножение чисел, у которых число десятков одинаково, а сумма единиц равна 10.

  • Умножение чисел на 11.

  • Умножение на числа вида .

  • Умножение двузначного числа на 111.

  • Умножение однозначного или двузначного числа на 37.

  • Умножение на 5, 25, 125.

  • Умножение на 75.

  • Умножение на 101.

  • Умножение на 1001.

  • Умножение чисел, близких к 100 и 1000

  • Умножение пары чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10

  • Умножение двух рядом стоящих чисел

  • Умножение чисел, оканчивающихся на 1

  • Деление на 5, 25, 125.

  • Умножение чисел, оканчивающихся цифрой 5

Все игры имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудности, которые надо преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Еще Л. С. Выгодский отмечал, что игра сама по себе – «источник развития и создает зону ближайшего развития».

Необходимо создать такую ситуацию – ситуацию «успеха», при которой каждый ребенок смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса. Ведь одна из задач учителя заключается не в доказательстве незнания или слабого знания обучающегося, а во вселении веры в ребенка, что он может учиться лучше, что у него все получится. Нужно помочь ребенку поверить в собственные силы.

На уроках математики целесообразно использовать следующие формы работы, направленные на формирование вычислительных навыков:

  • игры, игровые моменты и занимательные задачи;

  • тесты «Проверь себя сам»;

  • математические диктанты;

  • творческие задания и конкурсы.

Часть форм может применяться при работе со всей группой, часть, направленная на развитие внимания, памяти и мышления, может подбираться для группы обучающихся по результатам тестирования.

Применение игр, в первую очередь, предназначено для того, чтобы заинтересовать наиболее пассивную часть группы, редко принимающую участие в работе на уроке при традиционном его проведении. Поэтому на начальном этапе, при введении в практику занятия дидактических игр, представляется целесообразным применять игры, не требующие глубокого знания и даже понимания текущего материала. Постепенно назначение дидактических игр изменяется. Они начинают применяться для проверки полученных знаний посредством решения нестандартных задач в привлекательной, интересной для ребят форме. Несколько видов игр, направленных на развитие тех или иных способностей обучающихся.

Игра «Запомни числа».

Игра «Пропусти число».

Игровой момент №1. На столе лежат карточки, на которых написаны следующие числа:

0,25; ; 0,75; ; 1,2; ; 0,5; ; 0,0011; ;

0,975; ; 1,05; ; 0,8; 0,6; ; 2,5; 1,02.

Учитель вызывает к доске первого участника и просит его за некоторое время отобрать карточки, на которых написаны десятичные дроби. Второй участник раскладывает отобранные карточки в порядке возрастания. Третий участник отбирает из оставшихся карточек те, на которых написаны дроби, которые можно перевести в десятичные дроби. Четвертый участник находит равные им десятичные дроби.

Еще одна форма работы, которая очень нравится ребятам, - это тесты «Проверь себя сам». Цель использования данных тестов: развитие критичности мышления, самоконтроля, внимания. При составлении тестов используется картотека типичных ошибок.

Заключение

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы.

Многие навыки, сопутствующие вычислениям, неизбежно требуются и в быту. Так, нередко может потребоваться замена числа близким ему числом, например, 25% - это 0,25, т. е. четверть, сравнение чисел на основе качественных оценок.

Учителю математики необходимо формировать у обучающихся вычислительную культуру. А чтобы это сделать, надо сначала сформировать вычислительные навыки. Для этого необходимо составить систему упражнений и использовать их, желательно на каждом занятии.

















5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование вычислительных навыков на уроках математики

Автор: Ирина Николаевна Агафонова

Дата: 26.07.2024

Номер свидетельства: 654478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) ""Формирование вычислительных навыков на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(60) "formirovanie_vychislitelnykh_navykov_na_urokakh_matematiki_2"
    ["file_id"] => string(6) "652859"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1718445539"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-11 классах"
    ["seo_title"] => string(74) "formirovanie_vychislitelnykh_navykov_na_urokakh_matematiki_v_5_11_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "642054"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702382333"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Алгоритмы. Использование  алгоритмов при решении текстовых задач и при формировании вычислительных навыков. "
    ["seo_title"] => string(116) "alghoritmy-ispol-zovaniie-alghoritmov-pri-rieshienii-tiekstovykh-zadach-i-pri-formirovanii-vychislitiel-nykh-navykov"
    ["file_id"] => string(6) "133370"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416500817"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Обобщение опыта работы по теме "Формирование устных и письменных вычислительных навыков у младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(124) "obobshchieniie-opyta-raboty-po-tiemie-formirovaniie-ustnykh-i-pis-miennykh-vychislitiel-nykh-navykov-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "165471"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422807915"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1850 руб.
2640 руб.
1860 руб.
2660 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1580 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства