Просмотр содержимого документа
«Формирование вычислительных навыков на уроках математики»
Формирование вычислительных навыков на уроках математики
Вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности. Поэтому не случайно вычислительная линия является одной из основных содержательных линий школьного курса математики. Для любого учителя не секрет, что в каждом классе есть учащиеся не владеющими вычислительными навыками. Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:
недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;
низкий уровень развития мыслительной деятельности, внимания, памяти;
снижение интереса у учащихся к математическим вычислениям из-за их однообразия,
монотонности и присутствия в повседневной жизни вычислительной техники;
отсутствие надлежащего контроля за детьми со стороны родителей.
Таким образом, обеспечение обучающихся прочными вычислительными навыками, продолжает оставаться серьёзной педагогической проблемой. Стремление учителей изменить ситуацию приводит к тому, что одни учителя используют в работе два учебника: один выполняет развивающие функции, второй (традиционный) нацелен на формирование вычислительных умений и навыков. Другие учителя увеличивают объем домашних заданий. Это приводит к перегрузкам школьников, провоцирует стрессовые ситуации, снижает интерес к математике.
Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.
О наличии у обучающихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов.
Одной из эффективных форм работы по формированию вычислительных навыков - являются устные упражнения. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение, поэтомуустным счетом необходимо заниматься ежедневно на каждом уроке. Необязательно фиксировать его в определенный, конкретный момент урока, т.к. в зависимости от дидактической цели урока, упражнения по устному счету могут проводиться в начале, середине или конце урока.
Однако, нельзя чрезмерно злоупотреблять заданиями, сформулированными устно, т.к. это требует от учащихся большого умственного напряжения, и поэтому сравнительно быстро их утомляет. Отмечая большое значение устных вычислений, следует в то же время признать исключительно важным создание у учащихся правильных и устойчивых навыков письменных вычислений. Успешная выработка таких навыков возможна лишь при длительном процессе целенаправленного их формирования. Не следует забывать о том, что вычислительные умения, а в особенности навыки, без систематического обращения к ним ослабевают, поэтому нужно в системе математической подготовки учащихся поддерживать уровень вычислительных умений учащихся, а при необходимости и восстанавливать его.