kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Домашняя работа школьников и её организация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Домашняя работа является продолжением классной работы. Если учитель регулярно проверяет домашнюю работу, то он воспитывает у учащихся отвественное отношение к выполнению домашней работы.Все домашние работы разбиваются на три группы:1) устные, 2)письменные, 3)учебно-практические. Для повышения активности выполнение домашнего задания целесообразно включать элемент новизны. Важно при задавании домашнего задания давать некоторые рекомендации по выполнению. При правильной организации домашней работы школьники приобретают ценную привычку добиваться поставленной цели. в роботе описывается как правильно задавать домашнее задание, каких придерживаться правил. И идет описание как проверять домашнее задание школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Домашняя работа школьников и её организация»

Домашняя работа школьников и ее организация.

Успех домашней работы школьников зависит прежде всего от того, как прошел урок и какое дано задание на дом. Домашние учебные занятия являются продолжением классной работы на уроке и определяются ею. Большое влияние на домашние занятия учащихся оказывает проверка выполнения домашних заданий учителем. Если учитель регулярно проверяет домашнюю работу школьников и при этом не ограничивается простой констатацией фактов выполнения задания, а воспитывает у учащихся ответственное отношение к домашней работе, анализирует качество работы отдельных учащихся, каждый из них стремится выполнить хорошо учебные задания.

В средних, а тем более в старших классах возрастает сложность самостоятельной работы, выполняемой учащимися на уроке. Вместе с тем повышается и самостоятельность учащихся в домашних заданиях. Домашнее задание может выходить за рамки материала, изучаемого на данном уроке и включать такие вопросы и задачи, которые требуют от ученика некоторую самостоятельность работы. Большое значение для усвоения знаний учащимися имеют задания по повторению и систематизации пройденного материала, своеобразие этих заданий заключается в том, что они охватывают уже пройденный материал и не требуют предварительного объяснения.

На качество выполнения учебных заданий резко отрицательно сказывается перегрузка учащихся домашними заданиями и неправильная методика задавания. Учащиеся в таком случае не в состоянии выполнить, как следует домашние задания, хотя и затрачивают чрезмерно большее время на их приготовление. Основная причина этого явления заключается в том, что у многих учителей всё ещё недостаточно рационально используется время урока для работы над ясным и чётким восприятием уч-ся, осмысливанием и закреплением учебного материала для проведения необходимых упражнений. Перегрузка заданиями приводит очень часто к небрежному их выполнению, учит школьников «халтурить».

Домашние задания должны даваться с учетом возможности их выполнения в примерных пределах.

В первом классе- до 1 часа.

Во втором классе – до 1,5 часа.

В третьем-четвертом классе-до 2х часов.

В пятом – шестом классах до 2,5 часа.

В седьмом классе до 3 х часов.

В восьмом – одиннадцатом классах- до 4х часов.

Выполнение домашних заданий, учащихся в очень большой степени зависит от родителей и старших в семье. Именно они призваны создавать такие условия, чтобы задания и указания учителя охотно выполнялись детьми.

Все домашние учебные занятия могут быть разбиты на три группы:

1) устные

2) письменные

3) учебно-практические

К устным заданиям относятся изучение и закрепление материала по учебнику. К письменным заданиям относятся выполнение письменных упражнений, задач.

Важная роль в обучении принадлежит заданиям учебно-практического характера, требующим проведение наблюдений, опытов, применение физического труда, измерений, разборки и монтажа моделей, механизмов, умение применять знания на практике. Руководство домашней работой учащихся заключается в том, чтобы в занятиях школьника тренировка была осознанной и соединялась с элементами творчества, а творческие работы включали элементы тренировки во всех тех умениях и навыках, которые определены школьными программами.

Планируя домашнее задание необходимо предусмотреть и конкретную

форму проверки учителем выполнения задания всеми учащимися класса. Приведём некоторые дидактические правила относительно объёма содержания домашних заданий.

Домашнее задание должно включать только действительно необходимую работу, имеющую существенно важное значение для усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Очень важно согласовать устные и письменные задания по каждому учебному предмету, и в тех случаях, когда велик объём, устных заданий, должно быть уменьшено количество письменных заданий по тому же предмету.

Для повышения активности выполнения домашнего задания целесообразно включать в домашние задания элемент новизны. Как только учащиеся овладели определёнными знаниями, умениями и навыками, так и домашнее задание включает какое-либо новое условие, требующее от школьников сообразительности. Домашние задания учитель может индивидуализировать, в том смысле, что учащиеся имеющие пробелы в знаниях, умениях и навыках учитель предлагает наряду с фронтальными заданиями, рассчитанные именно на преодоление определённых недостатков в его знаниях.

Успешное выполнение домашних заданий зависит от того, в какой форме они даются учителем на уроке. Чем младше возраст учащихся, тем более детальными и исчерпывающими должны быть для них указания.

В практике преподавания применяются следующие типичные формы инструктивных указаний к домашним заданиям:

1) Простое указание выполнить задание таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе.

2) Объяснение задания и показ выполнения его на двух- трёх примерах. Этот приём применяется в тех случаях, когда домашнее задание по содержанию несколько отличается от классной.

3) Разбор наиболее трудных сторон.

4) Указание тех конкретных требований, которым должны соответствовать выполненные дома работы.

5) Указания относительно методов выполнения домашнего задания или его отдельных частей (уместен при решении сложной задачи).

При указаниях о повторении особенно важно разъяснить:

а) о ценности активного характера повторения, когда учащиеся припоминают изученное,

б) о выделении существенного важного при повторении большого объёма учебного материала,

в) о тесной связи старого с новым, и о возможности углубить понимание повторяемого.

Проверка письменных домашних работ, учащихся проводится учителем или в классе с участием самих учащихся или на дому. Проверка письменных работ проводиться либо так, что к доске вызывается несколько учеников, а класс участвует в проверке, либо путем спрашивания с мест.

Проверяя выполненные домашние задания необходимо привлечь внимание других учеников к проверке домашнего задания. Исправление ошибок должно служить их ускорению. С целью уменьшения трудности для учащихся в приготовлении домашних заданий целесообразно применять приём отбора для классных и домашних занятий, тесно переплетающихся между собой задач и примеров. В средних и старших классах в домашние задания иногда входит самостоятельное изучение по учебнику материала, лишь кратко объяснённого учителем на уроке. Самое же важное успешного выполнения подобных заданий заключается в том, чтобы учащиеся были приучены на уроках к самостоятельной работе с учебником и могли бы усваивать подобный материал без предварительного объяснения. Большое значение для усвоения знаний учащиеся имеют задания по повторению и систематизации пройденного материала. Своеобразие этих задании заключается в том, что они охватывают уже пройденный материал и не требуют предварительного объяснения учителя по содержанию и в то же время рассчитана на трудоёмкую работу учащихся. Таким образом и характер домашнего задания и формы их конкретной связи с уроком разнообразны. Учителю необходимо умело пользоваться этими формами с целью достижения наиболее тесного взаимодействия классной и домашней работы учащихся. Наряду с домашними занятиями как обязательной формой учебной работы школьников вне урока могут применяться и дополнительные занятия с отстающими и неуспевающими учащимися класса, проводимые по особому расписанию. Задача этих учебных занятий в том, чтобы предупредить отставание или преодолеть неуспеваемость отдельных учеников.

При правильной организации дом. работы школьники приобретают ценную привычку настойчиво добиваться поставленной цели преодолевая встречающиеся затруднения. Наблюдения показывают, что многие школьники приготовляют дом. задания в полном смысле слова самостоятельно: они стараются сами преодолеть возникшие затруднения. Затруднение заставляет их глубже вдуматься в содержание задания, припомнить аналогичные случаи, наметить план выполнения упражнения решения задачи. Это характеризует работу сильных и усидчивых учащихся. Иначе ведут себя учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и не склонные к волевым усилиям: встретившись с затруднением, они либо стараются обойти его, либо совершенно не выполняют дом. задания. Задавание дом. работы происходит обычно в конце урока, однако на некоторых уроках могут быть отклонения. Как правильно задавать домашнее задание? Важно, как показывает практика, придерживаться следующих правил.

1. Отводить специальное время на уроке, сообщая домашнее задание тогда, когда оно вписывается в логику урока.

2. Добиваться полного внимания всего класса, так как этот этап урока не менее важен, чем все остальные.

При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

• Задание должно быть понятно каждому ученику, т.е учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания)

• Задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения, задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер)

• Задание должно предопределять проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль)

• Задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учётом особенностей класса.

• Задание должно быть регламентировано (учёт объёма заданий).

• Ззадание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы (разнообразие заданий)

• Задание должно ориентироваться, на самостоятельный поиск решений и использование полученных знаний в новых условиях (развитие самостоятельности)

• Задание должно иметь трудность, но, быть посильным для учащихся. Эту трудность, они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей)

• Задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых условиях (установка на развитие мышления).

Домашняя работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:

1. Фронтальная проверка выполнения письменного задания;

2. Выборочная проверка письменного задания;

3. Фронтальный опрос по заданию;

4. Выполнение аналогичного упражнения;

5. Взаимопроверка, самопроверка выполненного задания;

6. Опрос с вызовом к доске;

7. Опрос по индивидуальным карточкам;

8. Проверка с помощью сильных учеников еще до начала урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Домашняя работа школьников и её организация

Автор: Снегирёва Наталья Фёдоровна

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311334

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методические рекомендации "Организация домашней работы в начальной школе ""
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskiieriekomiendatsiiorghanizatsiiadomashnieirabotyvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304979"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457857488"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Доклад "Место и значение домашних заданий в работе школьника" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-miesto-i-znachieniie-domashnikh-zadanii-v-rabotie-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "157386"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421589001"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Родительское собрание "Роль домашнего задания в самообразовании школьника" "
    ["seo_title"] => string(79) "roditiel-skoie-sobraniie-rol-domashniegho-zadaniia-v-samoobrazovanii-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "137148"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417275640"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Родительское собрание на тему " Роль домашнего задания в самообразовании школьника" "
    ["seo_title"] => string(88) "roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-rol-domashniegho-zadaniia-v-samoobrazovanii-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "137152"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417276378"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства