Доклад "Место и значение домашних заданий в работе школьника"
Доклад "Место и значение домашних заданий в работе школьника"
Домашнее задание - важнейшее звено процесса обучения.
Обучение-двусторонний процесс: в нем участвуют учитель и ученик, деятельность которых тесно взаимосвязана. Однако деятельность того и другого имеет свою специфику и условно может быть рассмотрена раздельно. Так, при непосредственном участии учителя ученик усваивает некоторую сумму знаний и приобретает определенные навыки самостоятельной работы: на уроке он знакомится с программным материалом и приемами самостоятельной работы, дома усваивает этот материал, закрепляет его в памяти, совершенствует навыки работы над учебными книгами, приучает к планомерной деятельности; упражняется в применении теоретических положений на практике, развивает свои мыслительные способности и многие качества личности ( выдержку, инициативу, активность, точность, ответственность, самостоятельность и т. п.). Таким образом, без домашних заданий учебная работа не только мало эффективна, часто невозможна. Работа над домашним заданием не должна являться простым дублированием того, что происходило на уроке, - это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях. Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может. Итак, домашняя работа не только важная форма организации обучения, но она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено. Она представляет собой индивидуальную форму учебных занятий. В классе, как правило, дети работают фронтально, усваивая один и тот же материал в одинаковый для всех промежуток времени и под строгим контролем учителя. Дома изучение материала проходит иначе. Учащиеся сами планируют свою работу, выполняют задания и самоконтроль излюбленными способами, затрачивая на это столько времени, сколько требуется. Кроме того, в отличии от классной работы, школьники в процессе выполнения заданий могут перечитывать один и тот же текст несколько раз, переписывать его или конспектировать, искать объяснения неизвестных терминов в словарях, уточнять какие-либо положения в других источниках и т.п., продвигаясь в своей работе привычным темпом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Место и значение домашних заданий в работе школьника" »
Домашнее задание - важнейшее звено процесса обучения.
Обучение-двусторонний процесс: в нем участвуют учитель и ученик, деятельность которых тесно взаимосвязана. Однако деятельность того и другого имеет свою специфику и условно может быть рассмотрена раздельно. Так, при непосредственном участии учителя ученик усваивает некоторую сумму знаний и приобретает определенные навыки самостоятельной работы: на уроке он знакомится с программным материалом и приемами самостоятельной работы, дома усваивает этот материал, закрепляет его в памяти, совершенствует навыки работы над учебными книгами, приучает к планомерной деятельности; упражняется в применении теоретических положений на практике, развивает свои мыслительные способности и многие качества личности ( выдержку, инициативу, активность, точность, ответственность, самостоятельность и т. п.). Таким образом, без домашних заданий учебная работа не только мало эффективна, часто невозможна. Работа над домашним заданием не должна являться простым дублированием того, что происходило на уроке, - это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях. Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может. Итак, домашняя работа не только важная форма организации обучения, но она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено. Она представляет собой индивидуальную форму учебных занятий. В классе, как правило, дети работают фронтально, усваивая один и тот же материал в одинаковый для всех промежуток времени и под строгим контролем учителя. Дома изучение материала проходит иначе. Учащиеся сами планируют свою работу, выполняют задания и самоконтроль излюбленными способами, затрачивая на это столько времени, сколько требуется. Кроме того, в отличии от классной работы, школьники в процессе выполнения заданий могут перечитывать один и тот же текст несколько раз, переписывать его или конспектировать, искать объяснения неизвестных терминов в словарях, уточнять какие-либо положения в других источниках и т.п., продвигаясь в своей работе привычным темпом. Различая в характере работы учащихся даже одного и того же класса зависят от разных причин: и от индивидуальных особенностях детей (их внимания, памяти, мышления), и от умения работать самостоятельно, и от характера заинтересованности предметом или самим процессом изучения; зависит это и от домашних условий, и от общей направленности того или иного школьника. Перед педагогическим коллективом школ и перед каждым учителем стоит вполне определенная конкретная задача: обеспечить выполнение этих уставных требований. Главная тенденция современной школы - доводить домашние задания до разумного минимума путем максимального использования учебного временем в школе. Выполнение домашней работы прямо не управляется учителем, хотя и осуществляется по его заданию. Но даже при таком ослабленном контакте между учеником и учителем можно обнаружить определенное влияние последнего на организацию и приемы самостоятельной работы ученика. В школе существует строгий режим, регламентирующий действия учащихся. Хочет или не хочет ученик, но начинается урок, и ребенок включается в ту или иную работу. Здесь осуществляется своеобразное давление на некоторых учащихся, и оно педагогически целесообразно при существующей классно- урочной системе занятий. Дома подобного давления нет: ученику предоставляется возможность определять самому, с каких предметов начать работу, когда и сколько заниматься, на что обратить внимание, чем вообще заниматься, а чем не заниматься. Эта относительная свобода действий не всегда приводит к желательным результатам, и потому многие учителя (путем советов, указаний, инструктажа) пытаются воздействовать и на домашнюю работу учащихся. Одна из задач методической подготовки учителя к уроку – выявление трудностей, с которыми могут встретиться учащиеся дома, и выработка такого подхода, который предупреждал бы эти трудности. Нужно учитывать, что некоторые учащиеся равнодушны к учебной деятельности или даже прямо не желают учиться и выполнять домашние задания. Это может объясняться разными причинами, которые учитель должен выявить. Образно говоря , он должен обнаружить «подводные камни», с которыми могут столкнуться учащиеся, и своевременно предупредить возможные трудности или устранить их. Определяющее требование к домашним заданиям – не только аккуратность, но и безусловная самостоятельность их выполнения. Знания могут быть глубокими, полными и прочными только в том случае, если они самостоятельно продуманы, прочувствованы, усвоены путем преодоления некоторых трудностей. Все это может быть в определенной мере достигнуто в результате домашней работы, которая требует не только серьезного отношения к изучаемому материалу и навыков учебной деятельности, но и очень четкой организации подготовки рабочего времени, самоконтроля, коррекции и т.д. Самостоятельный поиск и самостоятельное решение вопросов воспитывают у учащихся убежденность в знаниях, уверенность в своих силах, формируют потребность заниматься учебной деятельностью воспитывают навыки самообразования. Поэтому следует убеждать учащихся выполнять все домашние задания не только своевременно и аккуратно, но, самое главное, самостоятельно. Регулярное выполнение домашних заданий втягивает учащихся в постоянную умственную деятельность, развивает потребность в умственной работе, толкает школьников на поиски рационального использования времени, т. е. вырабатывает определенный стиль учебной деятельности. Воспитывая у учащихся активное отношение к самостоятельной работе дома, учитель тем самым формирует у них очень важные качества, которые пригодятся им в будущем.