Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках математики в начальной школе.»
Дидактическая игра на уроках математики в начальных классах.(
В настоящее время в первый класс школы приходят дети шести лет, у них еще сильна потребность в игре, и пренебрежение игровыми приемами означало бы нарушение одного из принципов - учета возрастных особенностей детей.
Игра как эффективное средство всестороннего развития личности ребенка, как основной источник знаний широко используется в дошкольных учреждениях. В школе же она еще не заняла подобающего ей места. Здесь дают знать о себе пережитки ошибочного взгляда на игру как на забаву детей. Школа должна учить, а не забавлять учеников развлекательными играми.
Своеобразной формой перехода от игровой деятельности - основного источника знаний в дошкольный период - к учебной служит дидактическая игра. Она приближает содержание учебного материала и сам процесс обучения к возрастным возможностям детей, тем самым обеспечивает одну из линий преемственности дошкольного и школьного периодов развития детей.
Основная цель проведения дидактических игр на уроке - обучающая. В-процессе игры дети усваивают новые знания, у них формируются математические умения и навыки. Главная особенность, дидактической игры состоит в том, что в ней учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, на первом плане оказываются игровые задачи. Школьник, выполняя игровые действия, непроизвольно, преднамеренно выполняет большое число математических действий, упражнений, задач.
Игровая ситуация сближает учебную деятельность ребенка с деятельностью в дошкольный период. Это способствует снятию умственного и нервного напряжения при выполнении учебных заданий, поддерживает в течение длительного времени внимание, сводит до минимума утомляемость ребенка.
Психологи, в частности А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывают, что дидактическая игра должна быть не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовать общему развитию ребенка, формированию познавательных интересов, познавательных способностей.
Действительно, возникающие в игре положительные мотивы и эмоции активизируют деятельность детей, направленную на развитие произвольного внимания, памяти, умений анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать. Кроме того, ряд познавательных игр способствует интенсивному развитию у детей воображения и творческого мышления.
Игровая ситуация требует от ребенка проявления таких моральных качеств, как честность, смелость, товарищество, ответственность. Сначала учеников увлекает желание одержать личную победу, но постепенно переживания личного успеха или неудачи уходят на второй план, на первом плане оказывается успех своей команды. У детей растет чувство коллективизма, взаимопомощи. Соревновательный элемент дает возможность тренировать волю, развивать способность к правильной оценке и самооценке своих возможностей, приучает считаться с интересами товарищей, учит подчинять свои действия правилам игры, воспитывает дисциплину. Игра благотворно влияет на развитие у детей положительных эмоций.
Дидактические игры дают возможность осуществлять связь уроков математики с жизнью.
Ряд игр позволяет детям увидеть практическое применение математических знаний, умений и навыков в различных жизненных ситуациях. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя различные профессиональные „функции": летчика, водителя машин, космонавта, художника, конструктора и т.д. В этом смысле дидактические игры выполняют профориентационную роль.
Таким образом, в процессе дидактической игры реализуются .три функции обучения: образовательная, развивающая и воспитательная.
Остановимся на более детальном раскрытии сущности дидактической игры.
В педагогике дидактическую игру рассматривают как особую форму обучения, в психологии игра трактуется как деятельность, характеризуемая свободой выбора игровой задачи. Дидактическая игра - явление сложное, в ней обнаруживаются элементы, характеризующие игру как форму обучения и как игровую деятельность одновременно. Мы будем понимать под дидактической игрой такую игровую деятельность детей, в процессе которой происходит формирование учебных умений или навыков, а также развитие познавательных способностей и воспитание положительных качеств личности. Игровая деятельность, как и любая другая, имеет следующие структурные компоненты: мотив, цель, условия, в которых дана цель, действия, направленные на реализацию цели, и результат деятельности. Известно, что цель, данную- в определенных условиях, называют задачей.
Дидактическая игра от обычной игровой деятельности отличается тем, что в ней имеются одновременно две задачи: учебно-воспитательная и игровая. В соответствии с этим учитель обучает детей, играя с ними, а дети, играя, учатся. Учебная задача определяется учителем и отражает его обучающую деятельность. Поэтому учебная задача является одним из основных компонентов игры. Перед учеником учебная задача выступает в замаскированном, виде, у него на первом плане игровая задача. Реализуя ее в процессе игровой деятельности, ученик непреднамеренно, непроизвольно выполняет учебную задачу. Часто игровая задача заключается в названии игры. Например: „Кто где живет?", „Кто больше соберет ягод?", „Кто быстрее, не споткнувшись, обежит круг" и т.д.
Любая деятельность планируется. Игровая деятельность осуществляется на основе системы правил. В.связи с этим неотъемлемой частью дидактической игры являются ее правила. Они- позволяют учителю управлять учебно-познавательной и игровой деятельностью детей. Правила игры определяют, какие действия и в каком порядке надо выполнять, чтобы решить игровую, а значит, и учебную задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей в игре Важно, чтобы правила игры были простыми, кратко и четко сформулированными, доступными пониманию детей.
Следующим компонентом дидактической игры являются игровые действия. Они характеризуются тем, что имеют действительно игровой характер, выполняются в условиях игровой . ситуации и направлены на реализацию игровой задачи. Чем разнообразнее и интереснее игровые действия, тем успешнее будут решены учебно-познавательные задачи; И это естественно, ведь реализуя игровые действия, ученик фактически выполняет учебное действие. Таким образом, игровое и учебное действия взаимосвязаны. Например: отпуская рыбку в море, ученик выполняет игровое действие, но для этого он должен правильно решить арифметический пример, т.е. выполнить учебное действие.
По окончании игры необходимо подвести ее итоги, обсудить с детьми, насколько полно, точно выполнена игровая задача, все ли дети действовали в соответствии с правилами игры. Однако для учителя на первый план выступает результат выполнения учебной задачи - насколько хорошо владеют дети знаниями,. умениями, навыками. Эффект игры будет больше, если учитель при обсуждении результатов выполнения игровой задачи подведет детей к осознанию того, что условием успеха были их хорошие знания, умения быстро и правильно вычислять результаты арифметических действий.
Важно отметить, что стимулом учебно-познавательной деятельности, мотивом решения учебных задач является не прямое указание учителя на выполнение учебных задач, а желание выиграть (решить игровую задачу).
Таким образом, дидактическая игра может быть представлена в виде следующей структуры:
Учебная задача.
Игровая задача.
Правила игры.
Игровые действия.
Итог игры (результат игры).
Структурные компоненты дидактической игры представлены мной в виде схемы.
Схема 1
Структурадидактическойигры
УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА
РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ
РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ИГРОВАЯ ЗАДАЧА
На ней наглядно отражена органическая взаимосвязь в дидактической игре учебной и игровой деятельности.
Важной стороной проведения дидактической игры является оснащение ее наглядностью, раздаточными материалами.
Для удобства использования дидактических игр в практике работы учителя с детьми целесообразно единообразие в их описании. Принимая во внимание, что правила игры и игровые действия взаимосвязаны, я объединила их в общий компонент - „Описание игры".
Я представляю дидактические игры в следующем виде:
Названиеигры.
Учебнаязадача.
Игроваязадача.
Оснащениеигрыю.
Описаниеигры.
Итогигры.
ДИДАКТИЧЕСКИЕИГРЫДЛЯ 1-гоКЛАССА
Игра 1. „Играипоручения"
Учебнаязадача: формирование умения сравнивать предметы по величине и ориентироваться в пространстве
Игроваязадача: быстро и правильно выполнять поручения учителя.
Оборудование: игрушки различной величины, цвета, высоты лежат в разных местах классной комнаты.
Описаниеигры: учитель задает ученику маршрут движения:
иди прямо 5 шагов, поверни направо, возьми:
маленький мяч;
мяч побольше;
мяч такой же величины и т.д.
• Дети оценивают правильность каждого действия одним хлопком. Затем выходит ученик из следующего ряда'. ,
Итогигры: выполнивший правильно задание получает флажок;
чей ряд получит больше флажков, тот ряд выиграл.
Участники: весь класс.
Игра 2. „Постройлесенку"
Учебнаязадача: формировать понятие „длиннее", „короче".
Игроваязадача: быстро и правильно построить лесенку.
Оборудование: полоски бумаги различной длины.
писаниеигры: каждый ученик получает набор полосок разной длины и строит из них лесенку.
Итогигры: кто быстрее правильно построит лесенку, тот полу-
чаетфлажок.
Участники: весь класс, группа детей.
Игра 3. „Глазкиспят, аручкиработают"
Учебнаязадача: формирование понятия „длинный", „короткий", „толстый", „тонкий", „большой", „маленький".
Игровая задача: правильно сравнить данные учителем предметы.
Описаниеигры: с закрытыми глазами ученик должен сравнить 2 предмета по длине, толщине, ширине.
Итог игры: правильный ответ поощряется хлопками детей
Участники: весь класс, группа детей.
Игра 4. „Ктоизнихправ?"
Учебнаязадача: формирование умения правильно считать предметы.
Игроваязадача: кто из зайцев считает лучше?
Таблички меняются, игра повторяется несколько раз.
Описаниеигры: учитель ставит на наборном полотне 7 морковок и 2 зайцев (белого и серого). Около белого зайца табличка с цифрой 8 , около серого - 7 . Надо пересчитать морковки и сказать, который из зайчиков считает правильно.
Итогигры: выигрывает тот, кто первым назовет правильный