kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры на уроках математики в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлены дидактические игры на уроках математики в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках математики в начальной школе.»

Дидактическая игра на уроках математики в начальных классах.(

В настоящее время в первый класс школы приходят дети шести лет, у них еще сильна потребность в игре, и пренебрежение игровыми приемами означало бы нарушение одного из принципов - учета возрастных особенностей детей.

Игра как эффективное средство всестороннего развития личности ребенка, как основной источник знаний широко используется в до­школьных учреждениях. В школе же она еще не заняла подобающего ей места. Здесь дают знать о себе пережитки ошибочного взгляда на игру как на забаву детей. Школа должна учить, а не забавлять учени­ков развлекательными играми.

Своеобразной формой перехода от игровой деятельности - основ­ного источника знаний в дошкольный период - к учебной служит дидак­тическая игра. Она приближает содержание учебного материала и сам процесс обучения к возрастным возможностям детей, тем самым обеспечивает одну из линий преемственности дошкольного и школь­ного периодов развития детей.

Основная цель проведения дидактических игр на уроке - обучаю­щая. В-процессе игры дети усваивают новые знания, у них формируют­ся математические умения и навыки. Главная особенность, дидакти­ческой игры состоит в том, что в ней учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, на первом плане оказываются игровые задачи. Школьник, выполняя игровые действия, непроизвольно, предна­меренно выполняет большое число математических действий, упраж­нений, задач.

Игровая ситуация сближает учебную деятельность ребенка с дея­тельностью в дошкольный период. Это способствует снятию умствен­ного и нервного напряжения при выполнении учебных заданий, поддер­живает в течение длительного времени внимание, сводит до минимума утомляемость ребенка.

Психологи, в частности А.В.Запорожец, оценивая роль дидактичес­кой игры, справедливо указывают, что дидактическая игра должна быть не только формой усвоения знаний и умений, но и способство­вать общему развитию ребенка, формированию познавательных инте­ресов, познавательных способностей.

Действительно, возникающие в игре положительные мотивы и эмо­ции активизируют деятельность детей, направленную на развитие произвольного внимания, памяти, умений анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать. Кроме того, ряд познавательных игр способ­ствует интенсивному развитию у детей воображения и творческого мышления.

Игровая ситуация требует от ребенка проявления таких моральных качеств, как честность, смелость, товарищество, ответственность. Сначала учеников увлекает желание одержать личную победу, но постепенно переживания личного успеха или неудачи уходят на второй план, на первом плане оказывается успех своей команды. У детей растет чувство коллективизма, взаимопомощи. Соревновательный элемент дает возможность тренировать волю, развивать способность к правильной оценке и самооценке своих возможностей, приучает счи­таться с интересами товарищей, учит подчинять свои действия прави­лам игры, воспитывает дисциплину. Игра благотворно влияет на развитие у детей положительных эмоций.

Дидактические игры дают возможность осуществлять связь уроков математики с жизнью.

Ряд игр позволяет детям увидеть практическое применение мате­матических знаний, умений и навыков в различных жизненных ситуа­циях. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя различные профес­сиональные „функции": летчика, водителя машин, космонавта, художника, конструктора и т.д. В этом смысле дидакти­ческие игры выполняют профориентационную роль.

Таким образом, в процессе дидактической игры реализуются .три функции обучения: образовательная, развивающая и воспитательная.

Остановимся на более детальном раскрытии сущности дидакти­ческой игры.

В педагогике дидактическую игру рассматривают как особую форму обучения, в психологии игра трактуется как деятельность, ха­рактеризуемая свободой выбора игровой задачи. Дидактическая игра - явление сложное, в ней обнаруживаются элементы, характеризующие игру как форму обучения и как игровую деятельность одновременно. Мы будем понимать под дидактической игрой такую игровую деятельность детей, в процессе которой происходит формирование учебных умений или навыков, а также развитие познавательных способностей и воспитание положительных качеств личности. Игровая деятельность, как и любая другая, имеет следующие структурные компоненты: мотив, цель, условия, в которых дана цель, действия, направленные на реали­зацию цели, и результат деятельности. Известно, что цель, данную- в определенных условиях, называют задачей.

Дидактическая игра от обычной игровой деятельности отличается тем, что в ней имеются одновременно две задачи: учебно-воспитатель­ная и игровая. В соответствии с этим учитель обучает детей, играя с ними, а дети, играя, учатся. Учебная задача определяется учителем и отражает его обучающую деятельность. Поэтому учебная задача явля­ется одним из основных компонентов игры. Перед учеником учебная задача выступает в замаскированном, виде, у него на первом плане игровая задача. Реализуя ее в процессе игровой деятельности, ученик непреднамеренно, непроизвольно выполняет учебную задачу. Часто игровая задача заключается в названии игры. Например: „Кто где живет?", „Кто больше соберет ягод?", „Кто быстрее, не споткнувшись, обежит круг" и т.д.

Любая деятельность планируется. Игровая деятельность осуществля­ется на основе системы правил. В.связи с этим неотъемлемой частью дидактической игры являются ее правила. Они- позволяют учителю управлять учебно-познавательной и игровой деятельностью детей. Правила игры определяют, какие действия и в каком порядке надо выполнять, чтобы решить игровую, а значит, и учебную задачи, органи­зуют поведение и взаимоотношения детей в игре Важно, чтобы пра­вила игры были простыми, кратко и четко сформулированными, до­ступными пониманию детей.

Следующим компонентом дидактической игры являются игро­вые действия. Они характеризуются тем, что имеют действительно игровой характер, выполняются в условиях игровой . ситуации и направлены на реализацию игровой задачи. Чем разнообразнее и ин­тереснее игровые действия, тем успешнее будут решены учебно-поз­навательные задачи; И это естественно, ведь реализуя игровые дей­ствия, ученик фактически выполняет учебное действие. Таким обра­зом, игровое и учебное действия взаимосвязаны. Например: отпуская рыбку в море, ученик выполняет игровое действие, но для этого он должен правильно решить арифметический пример, т.е. выполнить учебное действие.

По окончании игры необходимо подвести ее итоги, обсудить с детьми, насколько полно, точно выполнена игровая задача, все ли дети действовали в соответствии с правилами игры. Однако для учи­теля на первый план выступает результат выполнения учебной зада­чи - насколько хорошо владеют дети знаниями,. умениями, навыками. Эффект игры будет больше, если учитель при обсуждении результатов выполнения игровой задачи подведет детей к осознанию того, что условием успеха были их хорошие знания, умения быстро и правильно вычислять результаты арифметических действий.

Важно отметить, что стимулом учебно-познавательной деятельности, мотивом решения учебных задач является не прямое указание учителя на выполнение учебных задач, а желание выиграть (решить игровую задачу).

Таким образом, дидактическая игра может быть представлена в виде следующей структуры:

  1. Учебная задача.

  2. Игровая задача.

  3. Правила игры.

  4. Игровые действия.

  5. Итог игры (результат игры).

Структурные компоненты дидактической игры представлены
мной в виде схемы.


Схема 1

Структура дидактической игры




УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ

РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ИГРОВАЯ ЗАДАЧА




















На ней наглядно отражена органическая взаимосвязь в дидактической игре учебной и игровой деятельности.

Важной стороной проведения дидактической игры является осна­щение ее наглядностью, раздаточными материалами.

Для удобства использования дидактических игр в практике работы учителя с детьми целесообразно единообразие в их описании. Прини­мая во внимание, что правила игры и игровые действия взаимосвязаны, я объединила их в общий компонент - „Описание игры".

Я представляю дидактические игры в следующем виде:

  1. Название игры.

  2. Учебная задача.

  3. Игровая задача.

  4. Оснащение игрыю.

  5. Описание игры.

  6. Итог игры.



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ 1-го КЛАССА

Игра 1. „Игра и поручения"

Учебная задача: формирование умения сравнивать предметы по ве­личине и ориентироваться в пространстве

Игровая задача: быстро и правильно выполнять поручения учителя.

Оборудование: игрушки различной величины, цвета, высоты лежат в разных местах классной комнаты.

Описание игры: учитель задает ученику маршрут движения:

  • иди прямо 5 шагов, поверни направо, возьми:

  • маленький мяч;

  • мяч побольше;

  • мяч такой же величины и т.д.

• Дети оценивают правильность каждого действия одним хлопком. Затем выходит ученик из следую­щего ряда'. ,

Итог игры: выполнивший правильно задание получает флажок;

чей ряд получит больше флажков, тот ряд выиграл.

Участники: весь класс.

Игра 2. „Построй лесенку"

Учебная задача: формировать понятие „длиннее", „короче".


Игровая задача: быстро и правильно построить лесенку.


Оборудование: полоски бумаги различной длины.

писание игры: каждый ученик получает набор полосок разной дли­ны и строит из них лесенку.

Итог игры: кто быстрее правильно построит лесенку, тот полу-

чает флажок.

Участники: весь класс, группа детей.

Игра 3. „Глазки спят, а ручки работают"

Учебная задача: формирование понятия „длинный", „короткий", „толстый", „тонкий", „большой", „маленький".

Игровая задача: правильно сравнить данные учителем предметы.

Описание игры: с закрытыми глазами ученик должен сравнить 2 предмета по длине, толщине, ширине.

Итог игры: правильный ответ поощряется хлопками детей


Участники: весь класс, группа детей.


Игра 4. „Кто из них прав?"

Учебная задача: формирование умения правильно считать предметы.

Игровая задача: кто из зайцев считает лучше?


Таблички меняются, игра повторяется несколько раз.


Описание игры: учитель ставит на наборном полотне 7 морковок и 2 зайцев (белого и серого). Около белого зайца табличка с цифрой 8 , около серого - 7 . Надо пересчитать морковки и сказать, который из зайчиков считает правильно.

Итог игры: выигрывает тот, кто первым назовет правильный

ответ.
Участники: весь класс.



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НУМЕРАЦИИ ЦЕЛЫХ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.

Игра 1. „Математическая елочка"

Учебная задача: формирование знаний состава чисел в пределах 10. Игровая задача: кто быстрее найдет примеры.

Оборудование: плакат, с изображением елки.

Описание игры: .учитель вывешивает елку и говорит: „В каждой нитке бус спрятался пример. Кто быстрее най­дет все примеры и запишет их?"













Итог игры: сравните эти примеры. Какое число живет на верхушке ёлки?

Участники: весь класс.

. ЗАДАЧИ НА СМЕКАЛКУ

Задачи на составление заданной фигуры из определенного коли­чества палочек:

  • составить 2 равных квадрата из 7 палочек;

  • составить 2 равных треугольника из 5 палочек;

  • составить 3 равных треугольника из 7 палочек;

  • составить 4 равных треугольника из 9 палочек;

  • составить 3 равных квадрата из 10 палочек;

  • из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника;

  • из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника;

  • из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (ма­ленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого);

  • из 9 палочек составить 5 треугольников;

  • из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на' треугольники 2 палочками);

  • из 10 палочек составить квадрат и 2 треугольника;

.- из 8 палочек составить 2 треугольника и 1 четырехугольник;

- составить прямоугольник, верхняя и нижняя сторона которого
будут равны 3 палочкам, а левая и правая будут равны 2 палочкам.







Список литературы:


  1. Блехер ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе.. - М.: Просвещение, 2000.

.

  1. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса. - М.: Просвещение, 1999..

  2. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Математическая азбука. * М.: Просве­щение, 2012.


4.Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Просвещение, 2008.

5.Котов В..А. Вечера занимательной арифметики. - М.: Просвещение, 2011..


6.Меджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 2011.

7.Минский Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1982.

8.Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для школьников. -М.: Просвещение, 1985.

9.. Сорокин П.И. Занимательные задачи ло математике. - М.: Просвещение, 1967.

10.Сорокина А.И. Дидактические игры. - М.: Просвещение, 1982. '.

11.Труднее В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. -М.: Просвещение, 2010.

12.Труднее В.П. Считай, смекай, отгадывай. - М.: Просвещение, 2000.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дидактические игры на уроках математики в начальной школе.

Автор: Мухина Ирина Викторовна

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386384

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "230336"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442087453"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Работа в парах на уроках в начальной школе.(Из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(63) "rabota-v-parakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "164851"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422710788"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Использование групповых форм обучения на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniie-ghruppovykh-form-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427687721"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства