Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по алгебре»
7 класс
Оглавление
Вычисление значений выражений 3
Приведение подобных слагаемых 3
Переместительный, сочетательный и распределительные свойства 3
Преобразование выражений 3
Решение линейных уравнений 3
Нахождение x и y по формуле 4
Сложение и вычитание многочленов 4
Умножение одночлена на многочлен 5
Преобразование выражений 5
Решение уравнений вида ) 5
Вынесение общего множителя за скобку 6
Умножение многочлена на многочлен 6
Квадрат суммы, квадрат разности 6
Сокращение дробей. 7
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 7
Нахождение наименьшего общего знаменателя дробей 7
Нахождение дополнительных множителей к дробям при приведении дробей к наименьшему общему знаменателю 8
Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю 9
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 9
Умножение дробей 10
Возведение в степень дроби 10
Деление дробей 11
Решение систем линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки 11
Решение систем линейных уравнений с двумя переменными способом сложения 12
Вычисление значений выражений
Правило
Примеры
(3m+4x)y, при m=3, x=,y=
1. Подставить вместо всех переменных их значения
2. Выполнить действия
Приведение подобных слагаемых
Правило
Примеры
3х–7х+9х–15х
9х–4y+9+5x–3+3y–2x
1. Подчеркнуть одинаковыми черточками слагаемые с одинаковой буквенной частью.
3х–7х+9х–15х=
9х–4y+9+5x–3+3y–2x=
2. Сложить коэффициенты (вместе со знаками) одинаково подчеркнутых слагаемых.
=(3+(–7)+9+(–15))х=
=(3–7+9–15)х=
=(9+5+(–2))x+((–4)+3)y+(9+(–3))=
=(9+5–2)x+(–4+3)y+(9–3)=
3. Полученный в п.2 коэффициент умножить на общую буквенную часть.
=–10х
=12x+(–1)y+6=12x–y+6
Раскрытие скобок, если перед ними стоит знак + или –
Правило
Примеры
1а)Если перед скобкой стоит + или не стоит никакой знак, то можно убрать скобки, сохраняя знаки всех слагаемых, стоящих внутри скобок.
(a–b+c)= a–b+c
+(x+y–z)= x+y–z
+(–a+c–1)= –a+c–1
1б)Если перед скобкой стоит –, то можно убрать скобки, меняя знаки всех слагаемых, стоящих внутри скобок, на противоположные (то есть + на –, а – на +)
–(a–x+c)= –a+x–c
–(1–x+a)= –1+x–a
2. Если нужно привести подобные слагаемые.
Переместительный, сочетательный и распределительные свойства
Правило
Примеры
ab=ba
(ab)c=a(bc)
–3,2a.5,6b=(–3,2.5,6)ab= –17,92ab
a(b+c)=ab+ac
1,3(4–3b)=1,3.4–1,3.3b=5,2–3,9b
–4(3a–7b)= –4.3a–(–4).7b= –12a+28b
Преобразование выражений
Правило
Примеры
b–(4–2b)+(3b–1)
3(6–5x)+17x–10
12n+9–6(3n+1)
1. Раскрыть скобки
=b–4+2b+3b–1=
=3.6–3.5x+17x–10=
=18–15x+17x–10=
=12n+9–6.3n+(–1).n=
=12n+9–18n–6=
2. Привести подобные слагаемые.
=(1+2+3)b+(–4–1)=
=6b–5
(18–10)+(–15+17)x=
=8+2x
=(12–18)n+(9–6)=
= –4n+4
Решение линейных уравнений
Правило
Примеры
–5х–150=0
15(х+2)–19=12х
6(1+5х)=5(1+6х)
1. Если нужно, раскрыть скобки.
––––––––––––
15(х+2)–19=12х
15х+15.2–19=12х
15х+30–19=12х
6(1+5х)=5(1+6х)
6.1+6.5х=5.1+5.6х
6+30х=5+30х
2. Перенести слагаемые с переменной в левую, а без переменной в правую часть уравнения, меняя их знаки на противоположные
(+ на – , а – на +)
–5х–150=0
–5х=150
15х+30–19=12х
15х–12х= –30+19
6+30х=5+30х
30х–30х=5–6
3. Привести в обеих частях уравнения подобные слагаемые.
Получится уравнение вида ax=b
––––––––––––
(15–12)х=–30+19
3х= –21
(30–30)х=5–6
0х= –1
4. Если а¹0, то (x=b:a)
Если a=0, b¹0, то уравнение не имеет корней
Если a=0, b=0, то уравнение имеет бесконечное множество корней, т.е. х может принимать любые значения
а=–5¹0Þ
x=150:(–5)
x= –30
Ответ: х=–30
а=3¹0Þ
x= –21:3
x= –7
Ответ: х=–7
а=0Þ
решений нет
Ответ: решений нет
Нахождение x и y по формуле
Правило
Примеры
y=3x–5
x
4
y
–2
Дан х. Найти y.
а) Подставить вместо х его значение
x=4
y=3.4–5=
б) Выполнить действия
=12–5=7
Дан y. Найти х.
а) Подставить вместо y его значение
y= –2
–2=3x–5
б) Решить получившееся уравнение
–2=3x–5
–3x= –5+2
–3x= –3
x= –3:(–3)
x=1
x
4
1
y
7
–2
Нахождение координат точки пересечения графиков функций
Правило
Примеры
Функции заданы формулами.
1. Приравнять правые части данных формул
y=3x–5 y=4x+3
3x–5=4x+3
Решить получившееся уравнение.
Получим х–координату точки пересечения
3x–4x=3+5
–x=8
x= –8
3. Подставить в одну из формул вместо х найденное в п.2 решение
y=3.(–8)–5=
4. Вычислить y
= –24–5= –29
5. Записать ответ в виде (х;y)
(–8;–29)
Сложение и вычитание многочленов
Правило
Примеры
Раскрыть скобки
Привести подобные слагаемые, т.е. привести к стандартному виду.
Умножение одночлена на многочлен
Правило
Примеры
Умножить каждый член многочлена, записанного в скобках на одночлен, стоящий перед скобкой
Сложить полученные произведения
Получившийся многочлен привести к стандартному виду
Преобразование выражений
Правило
Примеры
Раскрыть скобки
Привести подобные слагаемые
Решение уравнений вида )
Правило
Примеры
1. Найти наименьший общий знаменатель (НОЗ) всех дробей, входящих в уравнение
НОЗ знаменателей
5 и 3: 15
НОЗ знаменателей
7 и 1: 7
НОЗ знаменателей
4, 12 и 1: 12
2. Умножить каждую дробь уравнения на НОЗ
3. Если нужно, сократить дроби
4–3х= –14
4. Решить получившееся уравнение
9х+15= 5х+5
9х–5х= –15+5
4х= –10
х= –2,5
4–3х= –14
–3х= –4–14
–3х= –18
х= –18:(–3)
х=6
18y+21–7+5y=60
18y+5y= –21+7+60
23y=46
y= 46:23
y=2
5. Записать ответ
Ответ: х= –2,5
Ответ: х=6
Ответ: y=2
Вынесение общего множителя за скобку
Правило
Примеры
4x2–12x+8a2x3
3(b–2c)+x(b–2c)
5(x–y)+a(y–x)
1. Представить каждое слагаемое в виде произведения
4x2–12x+8a2x3 =
= 4xx–4.3x+4.2aaxxx=
3(b–2c)+x(b–2c)=
5(x–y)+a(y–x)=
=5(x–y)–a(x–y)=
2. Подчеркнуть в каждом слагаемом одинаковые множители
= 4xx–4.3x+4.2aaxxx=
=3(b–2c)+x(b–2c)=
=5(x–y)–a(x–y)=
3.Записать подчеркнутый одинаковый множитель за скобками
4. В скобках записать слагаемые без подчеркнутого множителя
= 4x(x–3+2aaxx)=
= 4x(x–3+2a2x2)
=(b–2c)(3+x)
=(x–y)(5–a)
Умножение многочлена на многочлен
Правило
Примеры
Умножить каждое слагаемое из 1–й скобки на каждое слагаемое из 2–й скобки
Полученные произведения сложить
Привести получившийся многочлен к стандартному виду
(2x–y)(4x+3y)=
=2x.4x+2x.3y+(–y).4x+(–y).3y=
=8x2+6xy–4xy–3y2=8x2+(6–4)xy–3y2=
=8x2+2xy–3y2
(2a–3)(5–a)=
=2a.5–2a.a+(–3).5–(–3).a=
=10a–2a2–15+3a=(10+3)a–2a2–15=
= –2a2+13a–15
Квадрат суммы, квадрат разности
Правило
Примеры
(I ± II)2 = I2 ±2. I . II + II2
(I ± II)2
I
II
I2 ±2. I . II + II2
(3x+4)2
3x
4
(3x)2+2.3x.4+42
(3x–4)2
3x
4
(3x)2–2.3x.4+42
Краткая запись
(3x+4)2=(3x)2+2.3x.4+42=9x2+24x+16
(3x–4)2=(3x)2–2.3x.4+42=9x2–24x+16
I2 ±2. I . II + II2 = (I ± II)2
25x2+10xy+y2 = ?
I2 = 25x2Þ I =5x
II2 =y2Þ II = y
Проверяем, верно ли, что 2.(5x).y=10xy
10xy=10xy – верно
Þ можно воспользоваться формулой
25x2+10xy+y2 = (5x+y)2
9x2+12x+16 = ?
I2 = 9x2Þ I =3x
II2 =16 Þ II = 4
Проверяем, верно ли, что 2.(3x).4=12x
24x=12x – неверно
Þ воспользоваться формулой нельзя
25x2–10xy+y2 = ?
I2 = 25x2Þ I =5x
II2 =y2Þ II = y
Проверяем, верно ли, что 2.(5x).y=10xy
10xy=10xy – верно
Þ можно воспользоваться формулой
25x2–10xy+y2 = (5x–y)2
9x2–12x+16 = ?
I2 = 9x2Þ I =3x
II2 =16 Þ II = 4
Проверяем, верно ли, что 2.(3x).4=12x
24x=12x – неверно
Þ воспользоваться формулой нельзя
Сокращение дробей.
Правило
Примеры
1. Разложить числитель и знаменатель на множители: вынести общий множитель за скобки; применить способ группировки слагаемых; применить формулы сокращенного умножения; использовать свойства степеней; другой способ.
ab–bc=b(a–c)
a2–2ac+c2=(a–c)2
2x+bx–2y–by=
=(2x–2y)+(bx–by)=
=2(x–y)+b(x–y)=
=(x–y)(2+b)
7x–7y=7(x–y)
2. Зачеркнуть в числителе и знаменателе одинаковые множители в одинаковых степенях.
3. Записать в качестве ответа в числителе и знаменателе не зачеркнутые множители.
Задания: Сократите дробь:
1) 2) 3) 4) 5) 6)
1) 2) 3) 4) 5) 6)
1) 2) 3) 4) 5) 6)
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Правило
Примеры
где P(x), R(x), Q(x) –многочлены и Q(x)¹ 0
Задания: Выполните действия:
1) 2) 3) 4)
1) 2) 3) 4)
1) 2) 3) 4)
Нахождение наименьшего общего знаменателя дробей
Правило
Примеры
и
и
1. Разложить на множители знаменатели дробей: вынести общий множитель за скобку; разложить способом группировки слагаемых; разложить на множители квадратный трехчлен; другой способ.
;
2. Вычеркнуть в знаменателях дробей по одному разу те множители, которые есть в разложении на множители в знаменателе другой дроби.
;
3. Записать произведение всех невычеркнутых множителей.
наименьший общий знаменатель:
=
наименьший общий знаменатель:
Задания: Найти наименьший общий знаменатель дробей:
1) и 2) и 3) и 4) и 5) и
1) и 2) и 3) и 4) и
5) и
1) и 2) и 3) и 4) и
5) и
Нахождение дополнительных множителей к дробям при приведении дробей к наименьшему общему знаменателю
Правило
Примеры
и
и
1. Найти наименьший общий знаменатель дробей.
2. Для каждой из дробей рассмотреть следующую дробь:
3. Сократить эту дробь. Получившееся выражение – дополнительный множитель.
– дополнительный множитель к
– дополнительный множитель к
– дополнительный множитель к
– дополнительный множитель к
Задания: Найти дополнительные множители к дробям:
1) и 2) и 3) и 4) и 5) и
1) и 2) и 3) и 4) и
5) и
1) и 2) и 3) и 4) и
5) и
Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю
Правило
Примеры
и
и
1. Найти наименьший общий знаменатель данных дробей.
2. Найти дополнительные множители к каждой из дроби.
– дополнительный множитель к
– дополнительный множитель к
– дополнительный множитель к
– дополнительный множитель к
3. Умножить числитель каждой из дробей на дополнительный множитель, а в качестве знаменателя записать их наименьший общий знаменатель.
4. Записать ответ.
и
и
Задания: Привести дроби к их наименьшему общему знаменателю:
1) и 2) и 3) и 4) и 5) и
1) и 2) и 3) и 4) и
5) и
1) и 2) и 3) и 4) и
5) и
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Правило
Примеры
+
–
1. Привести дроби к их наименьшему общему знаменателю.