Дидактические игры как средство повышения мотивации учащихся к изучению математики
Дидактические игры как средство повышения мотивации учащихся к изучению математики
Мотивы лежат в основе любой человеческой деятельности и являются одним из показателей качества образования. Повышение активности ребенка в процессе обучения остается одной из важнейших задач современной педагогики.
Активность учащихся на уроке может быть вызвана при помощи целенаправленных педагогических воздействий. Одним из способов такого воздействия, а так же формирования устойчивой мотивации является применение игровых технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры как средство повышения мотивации учащихся к изучению математики»
Дидактические игры как средство повышения мотивации учащихся к изучению математики
Агзамова Ольга Васильевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Лицей» г. Губкинского
ЯНАО
Мотивы лежат в основе любой человеческой деятельности и являются одним из показателей качества образования. Повышение активности ребенка в процессе обучения остается одной из важнейших задач современной педагогики.
Активность учащихся на уроке может быть вызвана при помощи целенаправленных педагогических воздействий. Одним из способов такого воздействия, а так же формирования устойчивой мотивации является применение игровых технологий.
Функции математических игр:
1.Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.
2.Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.
3.В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.
4.Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.
5.Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.
Виды математических игр:
игры-упражнения;
игры-путешествия;
сюжетная ролевая игра:
игра-соревнование.
Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала,Это разнообразные викторины ,кроссворды, ребусы,шарады, головоломки ,загадки.
Игры-путешествия служат, в основном ,целям углубления , осмысления и закрепления учебного материала.
Сюжетная игра отличается тем ,что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.
Игра-соревнование ,Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях,а сотрудничество,как правило,определяется конкретными обстоятельствами и задачами.
Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал ,но весьма сложные вопросы учебной программы.
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при устном счете:
- математический лабиринт,
- магические квадраты,
- элементы судоку,
- кроссворды,
- ребусы,
- головоломки и др.
При закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики, факультативы. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Главной целью применения математической игры является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения математических игр.
Цели применения математических игр:
Развитие мышления;
Углубление теоретических знаний;
Самоопределение в мире увлечений и профессий;
Организация свободного времени;
Общение со сверстниками;
Воспитание сотрудничества и коллективизма;
Приобретение новых знаний, умений и навыков;
Формирование адекватной самооценки;
Развитие волевых качеств;
Контроль знаний;
Мотивация учебной деятельности и др.
Виды математических игр
1.По назначению различают обучающие, контролирующие и воспитывающие игры. Также можно выделить развивающие и занимательные.
2.По массовости различают коллективные и индивидуальные игры.
Знание видов и требований математической игры позволяет не только развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности; способствовать возникновению интереса у большинства учеников; организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.
Только сбалансированное применение всех технологий позволит активизировать познавательный интерес учащихся, развивать их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности.