Деятельность учителя по проектированию метапредметных уроков
Деятельность учителя по проектированию метапредметных уроков
Метапредметный урок предполагает синтез предметных знаний. Целью урока является преодоление разобщенности различных учебных дисциплин.Представлены этапы моделирования системы работы учитля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деятельность учителя по проектированию метапредметных уроков»
«Ориентировочная основа деятельности учителя
по проектированию метапредметных уроков»
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Вооружить таким важным умением, как умение учиться- что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Говорят, что всё новое – это хорошо забытое старое. Известно, что метапредметный подход активно применялся в 20-е годы прошлого века в Советской России, а метод диалога использовал еще Сократ. В настоящее время обучение с использованием метапредметного подхода снова становится актуальным.
При подготовке учебного занятия учитель попадает в ситуацию, когда ему необходимо адекватно оценить и выбрать те информационные средства, которые бы способствовали развитию учащихся, повышали мотивацию обучения, формировали универсальные учебные действия.
Метепредметный урок
Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.
С одной стороны в уроке принято выделять следующие блоки:
изучение нового материала,
закрепление пройденного ,
контроль и оценка знаний учащихся,
домашнее задание,
обобщение и систематизация знаний.
С другой :
цель урока,
содержание учебного материала,
методы и приемы обучения,
способы организации учебной деятельности.
Существуют и иные позиции в этом вопросе, вплоть до утверждения, согласно которому «...в реальном учебном процессе число сочетаний элементов урока столь велико, что попытка выделить сколько-нибудь постоянно действующую, однозначную структуру урока является бесплодной.
Нельзя ограничить учебный процесс и учителя одной постоянной схемой урока, так как это нанесет ущерб учебному процессу в целом. Этот ущерб будет вызван неучтенностью своеобразия разных видов содержания, соответствующих способов их усвоения, методов обучения, изменчивым чередованием характера учебного материала.
Урок не может быть аморфным, безликим, случайным.
Он должен отражать закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения;
закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний;
закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося, отражающих логику познавательной деятельности человека, логику преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса.
Элементами урока, которые при своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности, являются: актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного.
Любой урок строится на основе той или иной педагогической технологии обучения. Важно определить тип превалирующих универсальных учебных действий на конкретном уроке, соотнести их с этапами урока.
Матапредметный урок предполагает синтез предметных знаний. Целью урока является в первую очередь преодоление разобщенности различных учебных дисциплин, отказ от узкопредметной специализации. Таким образом, метапредметный урок является синтезом учебных предметов, формирующим целостное восприятие окружающего мира.
В качестве критериев эффективности урока можно рассматривать такие как:
наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
использование проблемных творческих заданий;
применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Для построения метапредметного урока необходимо глубокое знание учебного предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и направление его развития. Это позволит сконцентрировать и перераспределить учебный материал. Тем самым на уроке у учащихся формируются универсальные учебные действия.
Еще на этапе планирования урока учитель должен помнить что, для того чтобы формировать у учащихся УУД необходимо выйти за рамки учебного предмета в другие области знаний. При постановке цели урока следует четко определиться со способом деятельности, формируемым на занятии. Выбор способа должен определяться с учетом валеологических особенностей учащихся и соответствующем для их восприятия и понимания материале.
Метапредметный урок нельзя построить по жесткому плану. На таком уроке учителю надо всегда быть готовым к тому, что здесь всегда есть место импровизации. Такой урок гибок и во многом зависит от взаимодействия учителя с учащимися.
Первый этап моделирования системы работы учителя с обучающимися в образовательной области при формировании метапредметных действий школьников предполагает опору на воображение, как условие включения первого уровня познавательной активности школьника.
Второй этап моделирования системы работы учителя с обучающимися в образовательной области и формированием метапредметных действий школьников предполагает ориентацию учителя на создание обучающимся чувственного образа.
Третий этап моделирования системы работы учителя с обучающимися в образовательной области и формированием метапредметных действий школьников предполагает работу учителя под девизом «через знающего ученика поддерживать незнающего».
Этапы планирования метапредметного урока
и подготовка к нему учителя:
Разработка системы уроков по теме или разделу.
Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов обучения на нём.
Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала при формировании новых знаний и умений учащихся.
Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в стандартных ситуациях.
Подбор дидактических средств урока ( кино-и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.)
Проверка оборудования и технических средств обучения.
Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
Предусмотрение объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности.
Определение форм и приёмов закрепления полученных знаний и приобретённых умений на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.
Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учётом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.
Определение содержания, объёма и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.
Продумывание форм подведения итогов урока.
Планирование внеклассной работы.
Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
Первичным элементом методологии и теории обучения является образ ученика. Именно образ ученика в динамике его развития является целевым фактором выстраивания системы его образования на основе соответствующей дидактической или педагогической теории.
Познавая реальную действительность, ученик выполняет следующие виды деятельности:
1) познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нем;
2) создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения;
3) самоорганизация предыдущих видов деятельности — познания и созидания.
При осуществлении учащимся этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности:
1) Когнитивные (познавательные) качества — умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;
2) Аксеологические (ценностно-смысловые) качества — вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.;
3) Методологические (оргдеятельностные) качества — способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества и др.
Фундаментальный образовательный объект имеет для ученика две грани своего проявления — реальную и идеальную. Реальная грань отражается непосредственно в изучаемых объектах: деревьях, земле, животных, предметах искусства, совершаемых обрядах; идеальная — в понятиях, категориях, законах, теориях, художественных принципах, культурных традициях. Обе формы проявления фундаментального объекта — реальная и идеальная - имеют общий смысл. Смысл объекта — это его сущность, идея, заключенная в его содержании и явленная через его видимые формы.
Фундаментальные образовательные объекты воспринимаются учениками в качестве индивидуальных образов, имеющих для каждого из них свой смысл.
С дидактической точки зрения особенностью реализации метапредметного подхода в образовательном процессе выступает построение особых образовательных ситуаций, в которых сталкиваются альтернативные, взаимно отрицающие друг друга видения одного и того же объекта. Эти ситуации называются проблемными.
Проблемная ситуация может быть разрешена в результате оформления совершенно нового видения объекта, в котором согласовываются обе стороны конфликта.
Используемые учителем способы оценки должны быть адекватны характеристикам трех групп основных образовательных результатов: предметным, метапредметным и личностным, учитывать требования комплексного подхода к оценке результатов образования, позволяющего вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования; уровневого подхода к содержанию и инструментарию оценки, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
К домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
И самое главное – урок должен усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.