kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектирование современного урока биологии в условиях внедрения ФГОС второго поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии по теме "Жизнь в морях" для учащихся 5 класса по УМК Сонина Б.И. соответствует требованиям ФГОС второго поколения, построен на деятельностной основе. Предполагает деятельность учащихся в группах, в парах, индивидуальную самостоятельную работу с учебником. В приложениях к уроку предлагаются тестовые задания для проверки домашнего задания в двух вариантах с ответами, задания для работы в группах, задания для самоконтроля освоения данной темы, лист рефлексии.  Определены планируемые результаты: прдметные по данной теме, личностные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные). Технологическая карта урока определяет структуру урока, деятельность учителя, деятельность учащихся и планируемые результаты. Надеюсь, что данная разработка будет практически значимой для учителей, работающих по данной программе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование современного урока биологии в условиях внедрения ФГОС второго поколения »

Тема «Проектирование современного урока биологии

в условиях внедрения ФГОС второго поколения»

Класс: ______5__

Учитель: Логинова Татьяна Михайловна

Учебник: Н.И.Сонин, А.А.Плешаков,Биология. Введение в биологию, 5 класс- М.:Дрофа,2013

Тема урока: __Жизнь в морях и океанах_________

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Место урока: 3-й урок по теме: Среда обитания живых организмов

Цель: обеспечить формирование знаний о разнообразии организмов в морях и океанах

Задачи:

- образовательные (формирование предметных УУД): учащиеся:

научатся характеризовать условия жизни в различных участках водного сообщества, приводить примеры обитателей сообществ поверхности воды, толщи воды, дна, коралловых рифов, глубоководного сообщества

получат возможность научиться различать на рисунках и таблицах организмы, живущих в разных участках океана, сравнивать условия обитания и приспособленность организмов к определённым условиям

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в парную работу и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности, развивать внимание,

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению

Познавательные: умения работы с текстом учебника, систематизации и обобщения информации, делать выводы на основании сравнений, составления плана ответа,

Регулятивные: умения ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей, умения самоанализа и самоконтроля

Коммуникативные: умения слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь

Структура урока:

I.Организационный момент

II. Проверка выполнения домашнего задания

III. Актуализация знаний

IY.Усвоение новых знаний и способов действий

Y. Первичная проверка понимания изученного

Физкультминутка

YI.Закрепление новых знаний и способов действий.

YII. Контроль и самоконтроль.

YIII. Информация о домашнем задании

IХ. Подведение итогов

Х.Рефлексия

Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый


Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, работа в парах, фронтальная

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно решают проблему, определяют тему, цели урока;

-работают с алгоритмом при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлексируют.

Технологическая карта урока биологии « Жизнь в морях и океанах» 5 класс

по учебнику Н.И.Сонин, А.А.Плешаков Биология. Введение в биологию. Учитель биологии МОУ СОШ №1 г. Сенгилея: Логинова Т.М.

Структура урока

Время

Задачи этапа

Деятельность

Планируемые результаты

учителя

ученика

Предметные

УУД

I.Организационный момент

2 мин

Приветствие. Проверка готовности учащихся к УЗ. Организация внимания. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей УЗ.

Приветствует учащихся, контролирует готовность учащихся к работе на уроке. Объявляет тему урока, помогает учащимся поставить цели урока, наметить пути их достижения.

Готовит принадлежности, необходимые для учебной деятельности

Формулирует цели урока

Готовность к учебной деятельности

Л.: Умение сосредоточиваться на выполнение учебных задач

Р. Умение ставить цель деятельности, намечать пути ее достижения

II. Проверка выполнения домашнего задания

5мин

Установить правильность полноту и осознанность выполнения ДЗ. Выявить пробелы в знаниях и способах действий, устранить выявленные пробелы.

Объясняет условия выполнения тестовых заданий. (Смотри Приложение 1)

Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку теста по слайду

Индивидуально

Характеристика флоры и фауны природных зон.

Р: Взаимоконтроль выполнения

Л: Умение применять полученные знания при выполнении тестовых заданий

III. Актуализация знаний

2 мин

Обеспечить мотивацию учащихся к активной работе на уроке.

Создать проблемную ситуацию.

Обосновывает значимость изучаемого материала. Беседа с проблемным вопросом по будущей теме. Задает учащимся наводящие вопросы.

Заселены ли океаны живыми организмами?

Отвечают на вопросы учителя

Фронтально

Актуализация опорных знаний и способов действий

Л.: Умение осознавать необходимость получения новых знаний для решения учебной задачи

IY.Усвоение новых знаний и способов действий

1. Определение природных сообществ мирового океана

2.Характеристика сообществ мирового океана

12 мин

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала;

Показывает слайды



1.Учитель дает задание: выполнить упражнение 186 в рабочей тетради.


2. Учитель дает задание группам на рабочем листе.

(Смотри Приложение 2.)

Контролирует выполнение задания, оказывает помощь в случае необходимости.

1.Работают с текстом учебника, определяют названия природных сообществ, записывают в тетради.

Работают в парах


2.Распределяют обязанности в группе: 1-читает, 2-записывает,3- готовит текст выступления, 4-организует деятельность.

Выполняют задания,

Работают в группах

Определение обитателей сообществ поверхности воды, толщи воды, дна, коралловых рифов, глубоководного сообщества


П: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений.

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать друг друга.

Р: умение работать по алгоритму, навыки самоконтроля.

Y. Первичная проверка понимания изученного

6 мин

Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию.

Показывает слайды.

Организует проверку выполнения задания.

Коррекция пробелов

Сообщение от групп. Выступает представитель одной группы, остальные слушают, выполняют

упражнение 188 в рабочей тетради, оценивают выступление.

Делают вывод: Жизнь в морях и океанах разнообразна.

С погружением в глубь морей и океанов

живых существ становится меньше

Знание основных представителей сообществ океана

П: Построение логической цепи рассуждений

Р: умение представлять результаты работы, осуществлять оценку знаний и действий.

К: умение слушать, выражать свои мысли.

Физкультминутка

1мин

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Организует физкультминутку:

Называет различных обитателей мирового океана: акула, скат, летучая рыба, дельфин, морская звезда, водомерка, камбала, креветка.

Учащиеся выполняют движения: если организм живет на поверхности воды- поднимают руки вверх, в толще - движение пловца, на дне– приседание, в глубине - наклоны вперед

Развитие внимания

Л: Здоровьесбережение


YI.Закрепление новых знаний и способов действий.


5 мин

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу

Консультирует в выполнении задания, организует проверку

Выполняют задание в тетрадях на печатной основе. Упражнение 187.

Работа в парах.


Выявлена правильность выполнения задания по определению представителей разных участков океана

П: анализ и синтез объектов

Р: Самоконтроль выполнения

К: Умение работать в паре, сообща.


YII. Контроль и самоконтроль.

5мин

Развивать у учащихся способность к оценочным действиям

Организует выполнение задания №10, стр. 124 учебника (Смотри слайд)

Выполняют письменно задание. Проводят контроль знаний по образцу.

Умение использовать полученные знания для выполнения заданий по теме

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция.


YIII. Информация о домашнем задании

2 мин

Обеспечить понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает домашнее задание: прочитать п.26, ответить на вопросы с.124, Подготовить сообщение об обитателях реки Волга.

Воспринимают информацию

Определяют задания для выполнения

К: умение слушать учителя, воспринимать информацию

IХ. Подведение итогов


2мин

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Подводит итоги работы класса, отдельных учащихся

Воспринимают информацию


Л: Воспринимают оценку учителя

Х.Рефлексия

3 мин

Мобилизация учащихся на осмысление своей деятельности

Предлагает оценить работу на уроке (См. Приложение 3)

Соотносят результат деятельности на уроке с поставленными целями, отвечают на вопрос: достигли ли вы целей, которые ставили?

Соотнесены цели деятельности с ее результатами

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных;




Приложение 1

Проверка домашнего задания

Природные зоны 1 вариант

Выбери правильный ответ:

1. В пустыни не встречается:

  1. верблюжья колючка 2) саксаул 3) ромашка 4) кактус

2. Кедровка – обитатель

  1. тундры 2) степей 3) тайги 4) пустыни

  1. Соотнеси обитателей с природными зонами. Впиши в таблицу цифры выбранных ответов

Обитатели

Природные зоны

А) - песец

1) – пустыня

Б)- летяга

2) – тайга

В) – ягель

3) - тундра

Г) – кедровка


Д)- саксаул


Е) - лемминг


Ж) – варан


З) - глухарь




А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З











Природные зоны 2 вариант

Выбери правильный ответ:

1. Для таежных лесов не характерна:

  1. береза 2) сосна 3) ель 4) лиственница

2. Белая куропатка – обитатель

  1. тундры 2) степей 3) тайги 4) пустыни

  1. Соотнеси обитателей с природными зонами. Впиши в таблицу цифры выбранных ответов

Обитатели

Природные зоны

А) - песец

1) – тундра

Б)- летяга

2) – пустыня

В) – ягель

3) - тайга

Г) – кедровка


Д)- саксаул


Е) - лемминг


Ж) – варан


З) - глухарь




А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З











1 вариант Правильные ответы: №1- 3; №2 – 3; №3: 3, 2, 3, 2, 1, 3, 1, 2

2 вариант Правильные ответы: №1- 1; №2 – 1; №3: 1, 3, 1, 3, 2, 1, 2, 3

Критерии оценки:

«5» - 9-10 правильных ответов

«4» - 7- 8 правильных ответов

«3» - 5 - 6 правильных ответов


Приложение 2

Задания для групп:

1 группа:

1.прочитайте текст на с.121 о сообществе поверхности воды

2.Запишите в таблицу обитателей поверхности воды


Название сообщества

Характерные представители

Сообщество поверхности воды





3.Подготовьте сообщение от группы

2 группа:

1.прочитайте текст на с.121-122 о сообществе толщи воды

2.Запишите в таблицу обитателей толщи воды


Название сообщества

Характерные представители

Сообщество толщи воды





3.Что такое планктон?

4.Подготовьте сообщение от группы

3 группа:

1.прочитайте текст на с. 122 о донном сообществе

2.Запишите в таблицу обитателей донного сообщества


Название сообщества

Характерные представители

Донное сообщество





3.Подготовьте сообщение от группы

4 группа:

1.прочитайте текст на с.122-123 о сообществе кораллового рифа

2.Запишите в таблицу обитателей кораллового рифа


Название сообщества

Характерные представители

Сообщество кораллового рифа





3.Подготовьте сообщение от группы

5 группа:

1.прочитайте текст на с.123 о глубоководном сообществе

2.Запишите в таблицу обитателей глубоководного сообщества


Название сообщества

Характерные представители

Глубоководное сообщество





3.Подготовьте сообщение от группы







Приложение 3

Лист рефлексии

Ф.И. ______________________________

Изучив тему «Жизнь в морях и океанах»

Я узнал ______________________________________________________________________________

Я научился ____________________________________________________________________________

Приобретенные знания будут необходимы ________________________________________________

Хочу еще узнать ________________________________________________________________________

Я испытывал затруднения ______________________________________________________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Логинова Татьяна Михайловна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152912


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства