фгос позваляет детям учавствовать в деятельном подходе к системе обучения. Ученики проводять исследование, пытаются добывать информацию. Позволяет развивать логическое мышление активную познавательную деятепльность, учавствовать в проектах и конкурсах, олимпиадах какм школьных так международных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения, модерация и ФГОС »
Активные методы обучения, модерация и ФГОС
Современный мир характеризуется глубоко интеграционными процессами, в результате чего происходит стирание границ между государствами, образуются глобальные экономические зоны как, например, Европейский Союз. Еще одной характерной чертой современности является информатизация общества. Глобальная угроза наших дней - отставание способности человека адаптироваться к изменениям в окружающем его мире и от темпов этих изменений. Вследствие этих процессов происходит реформирование государственных систем. Система образования государств Европы адекватно реагирует на изменения, происходящие в мире: идет развитие Болонского процесса, в рамках которого в течение первых двух десятилетий 21 века в Европе должно быть создано единое образовательное пространство. Советом Европы разработана единая концепция школьного языкового образования для европейских стран, и выделено пять базовых компетенций, необходимых сегодня выпускникам и специалистам:
1. Социальная и политическая компетенции
2. Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе
3. Коммуникативная компетенция
4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации.
5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь
Россия, стремящаяся интегрировать в мировое экономическое пространство, проводит ряд реформ, касающихся экономики, права, всех сфер жизни человека и, конечно же, образования. Процессы, происходящие в европейской образовательной политике, развитие Болонского процесса во многом определяет содержание реформы образования в нашей стране, сроки внедрения государственных образовательных стандартов (ГОС) третьего поколения, их структуру, содержание и методологические подходы.
Важнейшей задачей стандартов нового поколения является создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между преподавателем и учащимся, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса, переосмыслить существующие методы преподавания. По сути, происходит переход - от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реальной жизни; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.[Проект программы формирования УУД]. Внедрение новых стандартов в образовательный процесс началось с начальной школы. ФГОС начального общего образования содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы не только предметной области, но и к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу и метапредметным результатам. К личностным результатам относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. ФГОС содержит Примерную программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования и Примерную программу воспитания и социализации обучающихся. ФГОС основного общего образования и проект ФГОСа среднего (полного) общего образования также включают требования к предметным, личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. Созданная Программа развития универсальных учебных действий позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер [Проект программы формирования УУД]. Давайте посмотрим насколько технология АМОиМ реализует принципиальные положения Программы. В теоретических положениях технологии модерации в главе 3 «Процессы модерации» (начало) Интеракция» указывается на то, чтобы достичь реальных успехов в школьном образовании, получить запланированные результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся должно быть организовано эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Для этого необходимо сформировать малые группы, в которых осуществляется обмен информации между всеми участниками, то есть коммуникация. Через информацию учащиеся получают новые знания, и от того, как будет организован процесс передачи, получения и переработки информации, во многом зависит качество приобретенных знаний и умений. Изменение роли, принципов, способов организации и содержания образования естественным образом вызывает изменение форм и методов, используемых для обучения, воспитания и развития. В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, в отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в основном между учителем и учеником и учителем и классом, в интерактивном обучении возникают новые взаимодействия [Глава 4 «Процессы модерации» Коммуникация]. О необходимости организации групповой работы и коммуникации внутри группы указано в Программе. Для формирования и развития коммуникативной и социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем учащиеся должны интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, в Программе выделен блок «Познавательные универсальные действия», который включает общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. К общеучебным универсальным относятся следующие действия по работе с информацией: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • умение структурировать знания; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. [Проект программы формирования УУД]. Формированию информационной компетентности обучаемых технология АМОиМ уделяет пристальное внимание. Важность использования АМО в обучение связывается со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса. Одним из направлений интенсификации обучения является использование более эффективных форм получения, переработки и усвоения информации. Активные методы обучения совместно с технологией модерации как раз и позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения. Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни. [Эффекты АМО].
Все эти положения соотносятся с такими программными требованиями к развитию личностных и коммуникативных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяются действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Формирование и развитиеt коммуникативных учебных действий обеспечивают:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановку вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации [Проект программы формирования УУД].
Одним из важнейших эффектов технологии АМОиМ является мотивация и визуализация. Самостоятельность в выборе целей обучения, значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответственность ученика обладают значительным мотивирующим влиянием. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды. В итоге - значительный рост мотивации обучающихся, концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие потенциала каждого участника команды. [Глава 6 «Процессы модерации» Мотивация]. Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений! Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей. Активное использование визуальных форм при подаче нового материала учителем, для представления итогов работы в малых группах обучающимися, обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и устойчивое сохранение полученных знаний. [Глава 5 «Процессы модерации» Визуализация]. Следующим положением технологии модерации является рефлексия. Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования.
Достижение обучающимся необходимого уровня понимания нового материала, новых принципов, новых отношений, критический анализ ценностей и принятие нравственных установок, возможно только при пропускании их через себя, осмыслении и осознании. Самопознание через полученную извне информацию, активная ее переработка и предметное рассмотрение, оценка себя и своего поведения в различных ситуациях – это важнейшее условие личностного роста и развития.
Завершения раздела урока рефлексией, осмысление хода и результатов всего занятия закрепляет усвоение нового материала. Совместно с визуализацией достигнутых на уроке результатов это позволяет формировать устойчивые и отчетливые образы новых знаний. Такой эффект содействует облегчению усвоения материала и быстрому извлечению его из памяти, воспроизведению и применению.
Необходимо на каждом уроке помнить о важности этой фазы модерации и сохранять возможности для полноценного ее проведения. Понимание материала в отличие от механического запоминания дает возможность обучающемуся гибко встраивать новые знания в существующую систему знаний и, самое главное, позволяет активно использовать новые знания в совокупности с уже существующими. Этот результат обеспечивает эффективное поведение человека в нестандартных условиях, когда нет готовых решений и ответ на вызов внешнего окружения необходимо сгенерировать, сотворить. Учитывая реалии сегодняшней жизни, такой результат является целью современного обучения, поэтому столь важное внимание в технологии модерации уделяется рефлексии. [Глава 8 «Процессы модерации» Рефлексия]. Программа развития универсальных учебных действий выделяет общеучебные универсальные действия, предполагающие рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. [Проект программы формирования УУД].
Мы рассмотрели только некоторые эффекты технологии модерации и АМО и видим, что они полностью соответствуют требованиям новых Государственных Стандартов к реализации общей образовательной программы в области формирования и развития универсальных учебных действий. Теперь давайте рассмотрим практическую реализацию принципиальных положений технологии в работах участников Конкурса Активные методы работы в образовательном процессе, а также наиболее типичные ошибки, допущенные конкурсантами при планировании, проведении и анализе образовательных мероприятий.
При качественно разработанном образовательном мероприятии, нацеленном на формирование универсальных учебных действий обучаемых можно было получить где-то 30 баллов из 100 возможных. Оценивалось умение планировать УУД учителем. Уже на этом этапе конкурсанты теряли баллы, не уделяя должного внимания пункту конспекта «Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия)». Основными ошибками, допущенными конкурсантаме в ходе планирования мероприятия были:
формальный подход к планированию формирования УУД подмена целей формирования УДД развивающими целями урока (развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности)
практические задачи урока дублировались в графе «Универсальные учебные действия..»
В ходе образовательного мероприятия учителем должно предусматриваться взаимодействие всех участников образовательного процесса, их интеракция для обеспечения эффективного обмена информацией. Именно при правильной организации интеракции формируются все основные универсальные учебные действия личности: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Основными ошибками, допущенными конкурсантами в ходе образовательного мероприятия были: некоторые конкурсные работы не предусматривали работу в группах цели каждого этапа мероприятия прописаны, но из конспекта не видно, ставились ли эти цели перед обучаемыми рефлексия процесса обучения происходит только на заключительном этапе «Подведение итогов», тогда как технология предусматривает постановку цели в начале каждого этапа образовательного мероприятия и анализ ее реализации в конце этапа, как учителем, так и участниками.
«Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.
Анализ деятельности и оценка результатов направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса, как учениками, так и педагогом. Формулирование и фиксация результатов обучения, воспитания и развития используется не только для коррекции образовательной деятельности педагога и обучающихся, но и служит для оказания сильного мотивирующего воздействия» [Глава 8 «Процессы модерации» Рефлексия].
Технология нацелена на формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции. Учитель должен целенаправленно и планомерно формировать эти действия у обучаемых и сам должен владеть ими в полном объеме. Профессиональная компетентность учителя в полной мере раскрывается при самоанализе урока, который предусмотрен в конспекте в пункте «Дополнительная информация».
В графе «Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия» резонно было бы описать, как планируемые практические цели обучения достигались при помощи выполнения таких-то практических задач и на таком-то этапе образовательного мероприятия. Графа «Анализ и оценка учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии модерации и с применением АМО» предполагает анализ эффективности структуры образовательного мероприятия, предложенной технологией модерации и мониторинг образовательного процесса. «Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики. При планировании урока, необходимо уделить время формулированию критериев мониторинга образовательного процесса. учителю важно мониторить не только содержание, но и время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока.
Для усиления структурированности урока и, соответственно, упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, важно каждый этап урока завершать визуализацией полученного результата. Это, с одной стороны, позволит педагогу определять соответствие получаемых результатов запланированным и, при необходимости вносить коррективы, а, во-вторых, будет обеспечивать методичное фиксирование обучающимися новой информации в ходе образовательного процесса. Задача мониторинга групповой динамики – обеспечить плавность прохождения стадий развития группы и достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. При развитии сотрудничества в команде, обучающиеся реально становятся обучающими себя. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для социализации обучающихся. В команде моделируются все будущие процессы, с которыми будет сталкиваться выпускник школы и в университете, и в профессиональном коллективе, и в семье. Использование модерации позволяет еще в школе заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в новых, взрослых условиях. [Глава 7 «Процессы модерации» Мониторинг образовательного процесса].
В графе «Обоснование целесообразности использования АМО и технологии модерации для выполнения целей и задач урока/занятия/мероприятия (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования АМО и технологии модерации)» предпочтителен анализ ключевых процессов модерации и АМО и оценка их эффективности в формировании универсальных учебных действий и реализации практических целей, обозначенных предметными программными требованиями. При анализе некоторых конкурсных работ необходимо отметить формальный подход участников к самоанализу проведенного образовательного мероприятия, который должен был найти свое отражение в заполнении граф «Дополнительная информация». Некоторые параграфы не были заполнены или заполнены одним предложением. Мы все прекрасно пониманием, что анализ образовательного мероприятия, содержащийся в одном предложении не является глубоким, осмысленным анализом урока. Тщательно проведенный самоанализ урока развивает профессиональное критическое мышление учителя, позволяет видеть преимущества и недостатки образовательного мероприятия, полноту реализации целей и задач, эффективность использованных методов, приемов и форм работы.
Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть еще раз, что овладение технологией АМОиМ и использование ее в образовательном процессе, несомненно, будет способствовать развитию у обучаемых качеств, отвечающим процессам, происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.