kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики с использованием ИКТ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор показывает. что одна из основных задач курса математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать обучающимся базовые знания. но и научить грамотно работать с различными носителями информации. В статье показаны приемы активизации познавательной деятельности с применением ИКТ, приведены примеры логических и творческих задач, схем, рисунков.                         

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики с использованием ИКТ.»

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики с использованием ИКТ.

Математика - это язык, на котором

говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский) 


Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ математики. Математика расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма.

Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь преобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни. Эти слова о математике сказаны И.Л. Лабочевским.

Одна из задач курса математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать обучающимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.

Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для обучающихся, а уроки более интересными. Поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения математических знаний, помогают распознать в каждом ученике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель моей работы по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их самостоятельных и творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить обучающихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в Казахстане в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить и применить. Для того, чтобы повысить интерес к своему предмету, активизировать познавательную деятельность обучающихся, использую на уроке проблемные, поисковые, исследовательские методы, где деятельностный подход преобладает над знаниевым; создаю благоприятный психологический климат на уроке, атмосферу сотрудничества, комфорта, заинтересованности; на каждом уроке обращаю внимание на формирование способов познавательной деятельности (творческие задания, мозговые штурмы, логические задания, выявление различий, сходства, выделение важных моментов, обобщение). Например: 1).Четыре кошки и 3 котенка весят 15 килограммов, а 3 кошки и 4 котенка весят 13 килограммов. Предполагается, что все взрослые кошки весят одинаково и котята также весят одинаково. Сколько весит каждая кошка и каждый котенок в отдельности? Ответ. Кошка весит 3 килограмма, котенок – 1 килограмм. 2).Напишите по порядку девять цифр:123456789. Сможете ли вы, не меняя порядка цифр, вставить между ними знаки плюс и минус таким образом, чтобы в результате получилось ровно 100? Ответ:123-45-67 + 89 =100.

3).Бой часов. Сколько ударов в сутки делают часы с боем? Ответ. 156 ударов.

4). Расставьте пингвинов. Пингвины расположились на солнышке, как изображено на схеме;

П1

П6

П4


П2


П5

П7

ПЗ

Расставьте их так, чтобы сумма проставленных чисел в горизонтальных. вертикальном и диагональных рядах составляла 12.

Ответ.

П6

П1

П5


П4


ПЗ

П7

П2


В своей работе использую следующие современные образовательные технологии: разноуровневое обучение, проблемное обучение, исследовательские методы в обучении, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии

Большой интерес проявляют обучающиеся в создании и применении на уроке слайдовых презентаций.

"Презентация" - переводится с латинского как «представление”. Презентация – это последовательность слайдов, на которых могут быть текстовые и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). Таким образом, одно из назначений презентации – представление материала в более наглядном виде.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия обучающихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде слайдовой презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землей. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса плакатами с изображением геометрических фигур то, например, с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным геометрические фигуры, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Особенно это касается курса стереометрии, где надо построить сечения или решить задачу: Сторона основания правильной четырехугольной пирамиды равна 6, а угол между основанием и боковой гранью равен 600. Определить радиус вписанной сферы.


Поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернет.

Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний обучающихся.

Приведу пример использования программы Power Point. Программа позволила мне в нужной последовательности составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернет. Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение.

В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия:

1. зрительно-образное, связанное с фотографиями, схемами, макетами, оригами

2. слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю,

3. дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала. Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных математических представлений.

Вторая форма работы – это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности обучающихся по математике вне школьных занятий.

Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися: в учебном процессе, во внеурочное время.

Следующая форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).

Всем известно, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе.

Опыт нашей школы свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются информатизации. Так, например, возможно комплексное использование средств ИКТ:

в подготовке и проведении общешкольных праздников;

в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов, родительских собраний, интеллектуальных игр и др.;

в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования;

в организации работы с органами ученического самоуправления.

Один из примеров проведение классных часов. Здесь используются и презентации и видеофрагменты.

Следующей формой работы по активизации познавательной деятельности обучающихся является технология опорных конспектов.

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем на уроках позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации.

Итак, внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к математике, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств.

Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.

На уроках математики важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать свой способ решения, исследовать, творить, развивать смекалку и логику. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов обучающихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.

Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности обучающихся на уроках математики сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Думаю, что яркой иллюстрацией того, что моя система работает, являются полученные результаты:

Качество знаний.

Рост мотивации, интерес к предмету.

Активная проектная и исследовательская деятельность обучающихся.

Участие в научном обществе учащихся, интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах, различного уровня: проект «10 способов решения квадратного уравнения», «Авторские задачи о Костанае» «Вычислительные навыки без карандаша и калькулятора»

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая обучающимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.






Ковалева Ольга Александровна

учитель математики

с. Банновка Федоровского района

КГУ «Банновская средняя школа»

отдела образования акимата

Федоровского района.

Тел: 8(71442)99-2-13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ковалева Ольга Александровна

Дата: 29.01.2016

Номер свидетельства: 284952

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Роль современных технологий в повышении познавательного интереса на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(88) "rolsovriemiennykhtiekhnologhiivpovyshieniipoznavatielnoghointieriesanaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "270197"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451036733"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Использование ИКТ в работе учителя начальных классов." "
    ["seo_title"] => string(59) "ispol-zovaniie-ikt-v-rabotie-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432835984"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Самостоятельная работа на уроках информатики  и ИКТ "
    ["seo_title"] => string(54) "samostoiatiel-naia-rabota-na-urokakh-informatiki-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "110173"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405663141"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства