«Эффективность использования развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся»
Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.
(Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г.)
- В чем должно проявляться повышения качества обучения обучающихся при использования любых педагогических подходов?
- В том, что бы учащийся мог свои знания, умения и навыки применять умело в своей повседневной жизни.
Это и есть развитие функциональной грамотности чтения учащихся, которое проводится в рамках проведения международного исследования PISA
Организация и проведение международных сравнительных исследований оценки образовательных достижений обучающихсяи(TIMSS, PISA, PIRLS)
Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS) - Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х и 8-х классов проводится 4-хлетними циклами (1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2015).
Programme for International Student Assessment (PISA) - Международное исследование по оценке математической грамотности и грамотности в области чтения и естествознания 15-летних обучающихся организаций общего среднего, технического и профессионального образования проводится 3-хлетними циклами (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015)
Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS) - Международное исследование по изучение качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы проводится 5-летними циклами (2001, 2006, 2011, 2016).
В международную выборку PIRLS входят учащиеся четвертого класса, которым на период проведения исследования исполнилось 9,5 лет.
- Термин «функциональная грамотность» впервые появился в 1957 г.
- В документах ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».
- Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.
- Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.
- Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений
- В Национальном плане действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников, рассматриваемое явление определяется «…как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде».
- Согласно данному определению функциональная грамотность – это способность личности осуществлять свою деятельность в обществе, используя полученные знания, умения, навыки. Так как деятельности, возможно, обучиться только в процессе практических упражнений, осуществляемых в формате командной работы, то занятия по изучению основных положений по грамотности чтения, характеристик текстов, особенности вопросов экзаменов PISA проводятся в формате активного обучения
В 2013 году ОЭСР (Организа?ция экономи?ческого сотру?дничества и разви?тия — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики).
обнародованы результаты PISA-2012.
Казахстанские участники среди 65 стран мира заняли 49 позицию по математике, 52 - естественнонаучным дисциплинам и 63 - читательской грамотности.
Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5% от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР - 28,6%)
Таким образом, результаты участия Казахстана в PISA показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но недостаточно учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.
Методы активного обучения :
- лекция-беседа
- использование методов активного обучения «Я-Ты-Мы», «Шесть шляп», «Карусель», «Сократовский семинар», «Мозаика», «Мозговой штурм», «ЗУХ»(знаем, хотим узнать, знаем), «Снежный ком» и др.
1 Этап : Целеполагание
1. Обучение приемам самостоятельной работы с учебным и научным текстом:
- Составление текстового конспекта;
- Составление опорного конспекта;
- Составление программированного опроса (теста) по данному тексту.
1. Помощь учащимся в осмыслении значения общеучебных умений и навыков (ОУУН) как ведущих в процессе обучения и самообучении.
2. Обучение приемам разворачивания информации:
- Чтение схем, графиков, рисунков;
- Осмысление терминов, понятий.
2. Помочь учащимся осуществить самодиаг-ностику индивидуальных недостатков в ОУУН
3. Обучение приемам активного запоминания
3. Вооружение методиками и приемами отработки необходимых ОУУН.
4. Повышение уровня владение навыками
системного мышления:
Ø Построение систем понятий;
ØВыделение алгоритма в наборе понятии терминов.
4. Проведение диагностики ОУУН у каждого ученика для дальнейшего отбора форм педагогической коррекции
5. Обучение работы со справочной
литературой, библиографией.
II. Сбор информации
II.Мотивация учащихся. Объяснение цели работы с образовательным объектом
2 Этап : Планирование
- Определение источников информации. Постановка задачи выбор критериев оценки результатов. Анализ проблемы.
3 Этап : Принятие решения
- . Сбор и уточнение информации обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.
- . Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Исследование.
- . Наблюдение. Консультация
Слайд 18
4. Этап: Выполнение
- Работа над образовательным объектом
II Выполнение исследования, оформление
- Наблюдение. Помощь (по просьбе)
5 Этап: Оценка результатов
- Анализ выполнения работы, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.
- Самоанализ, самооценка.
- Наблюдение. Направляет процесс анализа (если необходимо).
6 Этап: Защита результатов работы с образовательным объектом
- Объяснение полученных результатов, обоснование.
- Подключается к оцениванию результатов
- . Участие в оценивании результатов своих одноклас-сников. вместе с учениками, анализ работы коллектива.
Характеристика уровневых показателей функциональной грамотности ученика.
Эта-пы
Критерии
Уровни
Низкий
Средний
Высокий
Осознание учеником потребности и способности к самореализации.
Возникновение учебно-познавательного интереса
Владение приемами самостоятельной работы
Выделение алгоритма в наборе понятий, терминов.
Осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков.
Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, ученик быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать. Может принимать лишь простейшие (не предполагающих промежуточных целей) требования.
Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи.
Самостоятельно форму-лирует новые познава-тельные цели без какой-либо стимуляции извне; цели выходят за пределы требований программы. По собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях.
Данное направление в развитии образования очень важно для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества.
Список литературы:
- Караев Ж.А., Баймуханов Б., Ахмедова Р.Б. «Профессиональная компетентность учителя по формирование функциональной грамотности учащихся», Алматы, 2013 г
- .Л.В. Павлов, статья «Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках математики».
- «Математическая грамотность, Лебедь Ирина Петровна
Академический лицей г.Костанай , Математика, статья - Швец И.М. Краснодубекая СВ. статья «Активные формы обучения в преподавании курса «Концепции современного естествознания»
Интернет ресурсы
http://orleu-almobl.kz/
http://www.centeroko.ru/
http://bilimstat.edu.kz/