Ищенко Наталья Сергеевна - учитель математики
МАОУ «Школа №5 города Белогорск»
Предисловие
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование сознательных и прочных вычислительных навыков у учащихся. Вычислительная культура формируется на всех этапах обучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения.
Цель данного пособия – практическая помощь учителю для организации устных упражнений, отвечающих современным требованиям. Данные задания можно использовать для закрепления и повторения изученного.
Слайды 4 - 25 удобны для проведения проверочных, самостоятельных работ со взаимопроверкой или самопроверкой. Ответы можно увидеть, щелкнув левой кнопкой мыши на знак , который находится в правом верхнем углу слайда.
В пособии также есть оригинальные разработки упражнений, которые способствуют развитию зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления.
Предлагаемое пособие будет полезно не только учителям математики, но и учащимся и их родителям.
Автор надеется, что предложенные упражнения окажут существенную помощь в подготовке и проведении устного счета. Также автор будет признателен всем тем, кто пожелает дать советы, предложения и замечания по данному пособию.
1. «Сложение и вычитание натуральных чисел»
∙
6 + 3
20 – 4
43 – 3
12 – 8
11 + 7
6 + 27
4 + 9
30 – 8
13 + 5
10 – 7
5 + 24
26 – 9
21 – 8
9 + 11
18 – 9
2 . «Сложение и вычитание натуральных чисел»
80 – 40
36 + 34
43 – 43
36 + 34
43 – 43
80 – 40
6 + 57
21 + 76
54 – 8
21 + 76
6 + 57
54 – 8
13 + 72
4 6 + 9
32 – 19
32 – 19
13 + 72
4 6 + 9
4 1 + 36
26 – 1 8
100 – 1 9
4 1 + 36
26 – 1 8
100 – 1 9
8 1 – 18
64 + 12
86 – 59
8 1 – 18
64 + 12
86 – 59
3 . «Таблица умножения»
∙
9 ∙ 5
3 ∙ 6
5 ∙ 8
4 ∙ 9
4 ∙ 8
7 ∙ 7
8 ∙ 3
7 ∙ 5
6 ∙ 7
5 ∙ 7
5 ∙ 9
8 ∙ 6
8 ∙ 9
9 ∙ 0
8 ∙ 7
4. «Умножение натуральных чисел»
∙
13 ∙ 5
14 ∙ 5
12 ∙ 5
15 ∙ 3
3 ∙ 17
14 ∙ 3
17 ∙ 4
13 ∙ 7
7 ∙ 12
11 ∙ 7
12 ∙ 8
5 ∙ 16
15 ∙ 2
16 ∙ 6
19 ∙ 3
5. «Табличное деление натуральных чисел»
∙
20 : 5
12 : 6
30 : 6
81 : 9
49 : 7
42 : 7
12 : 4
48 : 8
27 : 9
72 : 9
63 : 7
35 : 7
36 : 6
24 : 6
21 : 3
6. «Деление натуральных чисел»
∙
60 : 12
32 : 16
51 : 17
42 : 14
48 : 12
70 : 10
52 : 2
51 : 3
60 : 12
60 : 4
52 : 13
65 : 13
100 : 25
99 : 11
72 : 12
7. «Сложение и вычитание десятичных дробей»
∙
0,6 + 0,3
1,5 – 0,4
7,43-2,43
0,06-0,01
2,1 + 0,6
6 + 5,7
0,4+0,05
2 – 1,2
1,3+0,02
5 – 0,2
2,6 – 0,8
0,1+0,04
0,14+0,03
1 – 0,8
0,06-0,001
8. «Умножение и деление десятичных дробей»
∙
1,2 ∙ 3
3,1 ∙ 0,1
8,6 : 0,2
2,3 ∙ 2
4,2 ∙ 0,2
2 : 5
6 ∙ 2,1
3,6 : 4
1,1 ∙ 0,5
6,4 : 8
0,13 ∙ 0,1
4,9 : 0,7
5,4 : 2
2,4 : 1,2
2,5 ∙ 4
13. «Сложение и вычитание дробей»
∙
14. «Умножение и деление дробей»
∙
15. «Свойства умножения дробей»
∙
11.«Выделить целую часть дроби»
∙
9. «Преобразовать десятичную дробь в обыкновенную дробь»
∙
4,09
3,73
0,5
10, 01
6, 012
9, 103
0,0003
8,91057
1,3
12. «Найди неизвестное число»
∙
10 . «Представить в виде десятичной дроби»
∙
16. «Нахождение дроби от числа»
∙
17.«Сложение отрицательных чисел»
∙
– 45 +(–3)
– 1,6 +(–8)
– 6,8+(– 39)
– 6 +(–14)
– 1,3+(–6,7)
– 6+(– 71,2)
– 21+(–9)
– 7,5+(–3,5)
– 33,1+(–0,9)
– 90+(–70)
– 5,8+(–2,4)
– 6,4+(–7,9)
– 0,1+(–9,9)
– 19 +(– 81)
– 31,8+(–0,9)
18. «Сложение чисел с разными знаками»
∙
– 4 +7
– 4,6 + 8
6,8+(– 3,9)
6 +(–94)
5,3+(– 9,3)
– 76+ 71,2
– 21+0
– 0,8 + 13
33+(–32,9)
– 390+70
2,1+(–2,1)
– 6,5 + 6,5
– 6,9 + 69,9
195 +(– 95)
0+ (– 78,9)
19. «Вычитание чисел с разными знаками»
∙
– 4 – 7
– 4,6 – 8
4,8 – 3,9
6 – (–9)
5,3 –(– 9,3)
– 25 –(–25)
– 21 – 29
– 0,8 – 5,8
0 – 32,9
0 – 70
2 – (–2,1)
6,5 – 6,5
6,9 – 9,9
95 –(– 95)
1,1 – (– 48,9)
20. «Сложение и вычитание чисел с разными знаками»
∙
– 6 + 3
– 12 – 8
4,3 – (– 3)
20 – 64
1,1 – 1,7
– 6 + (– 7)
– 4,1 + 9,3
– 0,9 – 8
– 3 – (– 5)
10,5 – 7
5 – 2,4
46 + (– 9)
21 – 81
9 – 11
1,8 – (– 0,9)
21. «Умножение чисел с разными знаками»
∙
- 2 ∙ 3
- 3,1 ∙ (- 1)
8,6 ∙(- 2)
5 ∙ (- 7)
- 4,2 ∙(-2)
22 ∙ 5
6 ∙ (- 2,1)
- 6 ∙ (- 4)
-1,1 ∙ 0,5
9 ∙ (- 8)
- 0,1 ∙ 0,1
9 ∙ (- 0,7)
- 5 ∙ 4
- 4 ∙(-1,2)
2,5 ∙ (- 4)
22. «Деление чисел с разными знаками»
∙
- 60 : 12
- 32 : 1,6
51 : (-17)
42 :(-14)
4,8 :(-2)
-7 : (-10)
-52 :(-2)
51 : (- 3)
0 : (-128)
60 : 4
- 52 :(-1)
- 6,5 : 5
100 :(- 5)
-99 :(-11)
-7,2 : 1,2
: 14
: 42
+ 68
?
− 16
50 ∙ 2
: 16
60 − 45
∙ 2
?
+ 34
∙ 15
70: 5
∙ 7
?
− 2
+ 16
: 5
∙ 3
?
50 − 26
: 2
+ 12
: 4
: 90
+ 170
50 ∙ 16
?
245 - 55
?
∙ 2
- 370
20 ∙ 90
?
- 1700
: 4
210 : 30
?
- 35
∙ 5
500 ∙4
50 ∙ 4
2 ∙ 25
125 ∙4
4 ∙ 75
2 ∙125
25 ∙ 4
250 ∙ 20
45 ∙ 2
50 ∙ 8
500 ∙40
6 ∙ 25
125 ∙16
75 ∙ 4
8 ∙125
25 ∙ 8
250 ∙ 4
4 ∙ 45
.
Найдите половину числа 560
Найдите треть числа 327
Найдите четверть числа 1000
.
Число 18 – это половина числа …
Четверть какого числа равна 25?
Найдите число, треть которого равна 16
.
Для чисел 45 и 5 найдите сумму, разность, произведение и частное
.
Сумма каких двух чисел равна 124, а разность - 0.
.
Сумма двух чисел
равна 3 , а их
произведение
равно 0 .
Найти эти числа.
.
Найти числа, если их сумма равна 7 , а разность – 1 .
.
Найти числа, если их произведение равно 100 , а частное – 1 .
.
Сумма двух чисел
равна 3 ,
а их произведение
равно 0 .
Найти эти числа.
.
Ваше сердце делает
80 ударов в минуту.
Прикиньте, сколько
примерно ударов оно
сделает в течение 10 минут?
.
На какой карточке ответ больше?
5 км 360 м
5370 м
.
На какой карточке ответ больше?
12 кг
120000 г
.
На какой карточке ответ больше?
32 ∙ 25
600 : 3
.
На какой карточке ответ больше?
16 ∙ 61
97 ∙ 17
.
На какой карточке ответ больше?
120 : 2 ∙ 5
120 : 4 ∙ 2
.
На какой карточке ответ больше?
12,4 : 4 ∙ 2
60,9 : 3 ∙ 5
.
На какой карточке ответ больше?
Тонна
пуха
Тонна
железа
8,8 _ 10 = 88 3,3 _ 100 = 0,033 10,5 _ 10 = 1,05 0,36 _ 100 = 36
7,5 _ 1000 = 7500 44,55 _ 0,1 = 4,455 0,37 _ 10 = 3,7 3,78 _ 0,01 = 0,0378
Впишите знак действия: 7,5 _ 1000 = 7500
44,55 _ 0,1 = 4,455
0,37 _ 10 = 3,7
3,78 _ 0,01 = 0,0378
Вычислите наиболее удобным способом: 43 + 69 + 37 (78 + 34) + 66 144 – (14 + 38) (212 + 134) – (112 + 34)
Вычислите наиболее удобным способом: 0,5 ∙ 1,9 ∙ 0,2 4,3 ∙ 4 ∙ 2,5 12,5 ∙ 4 ∙ 0,25 ∙ 8 2 ∙ 8 ∙ 1,25 ∙ 0,5
.
«Раз ступенька, два ступенька – будет лесенка»
29,9 + 35,4
45,3 :15
36,24 : 12
6,2 – 0,9
7,5 – 4,8
24,8 : 40
2,7 : 90
5 ∙ 0,6
0,8 ∙ 5
.
Найди число
9
6
180
210
4
5
?
7
«Узнайте мой рост»
Из первой строчки выберите наибольшее число, из второй – наименьшее , из третьей – среднее . Найдите сумму трех выбранных чисел.
Это и будет мой рост
в сантиметрах.
65
72
42
43
91
59
27
28
64
18
12
9
31
7
16
20
13
4
10
28
9
5
2
23
7
13
28
9
8
20
5
13
.
3
2
5
4
1
7
1, 4, 9, 16, 25, … Ряд составлен по определенному закону. Какое число следующее?
80 : 5
37 + 13
83 – 26
90 – 45
56 : 8
6 ∙ 7
100 - 25
1 ∙ 75
78 : 13
73 + 0
0 : 99
49 : 7
32 – 0
93 ∙ 0
4 ∙ 14
7 ∙ 13
63 + 19
16 + 64
5 ∙ 9
12 ∙ 6
98 -39
19 ∙ 3
38 + 25
100 – 41
54 + 46
72 : 9
0 : 1
95 : 5
38 - 29
6 ∙ 9
12 + 49
24 + 56
18 ∙ 3
80 – 37
64 - 24
54 : 9
35 + 45
8 ∙ 8
57 : 1
22 + 69
24 +0
82 -27
4 ∙ 15
40 : 8
48 : 6
8 ∙ 12
13 + 18
66 - 49
68 : 17
30 - 0