Ищенко Наталья Сергеевна  -  учитель математики 
МАОУ «Школа №5 города Белогорск» 
 
    
 
 
Предисловие 
  Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование сознательных и прочных вычислительных навыков у учащихся. Вычислительная культура формируется на всех этапах обучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. 
   Цель данного пособия – практическая помощь учителю для организации устных упражнений, отвечающих современным требованиям. Данные задания можно использовать для закрепления и повторения изученного. 
  Слайды 4 - 25 удобны для проведения проверочных, самостоятельных работ со взаимопроверкой или самопроверкой. Ответы можно увидеть, щелкнув левой кнопкой мыши на знак , который находится в правом верхнем углу слайда. 
  В пособии также есть оригинальные разработки упражнений, которые способствуют развитию зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления. 
  Предлагаемое пособие будет полезно не только учителям математики, но и учащимся и их родителям. 
  Автор надеется, что предложенные упражнения окажут существенную помощь в подготовке и проведении устного счета. Также автор будет признателен всем тем, кто пожелает дать советы, предложения и замечания по данному пособию. 
 
  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
    
1. «Сложение и вычитание  натуральных чисел» 
∙ 
6 + 3 
20 – 4 
43 – 3 
12 – 8 
11 + 7 
6 + 27 
4 + 9 
30 – 8 
13 + 5 
10 – 7 
5 + 24 
26 – 9 
21 – 8 
9 + 11 
18 – 9 
    
2 . «Сложение и вычитание  натуральных чисел» 
80 – 40 
36 + 34 
43 – 43 
36 + 34 
43 – 43 
80 – 40 
6 + 57 
21 + 76 
54 – 8 
21 + 76 
6 + 57 
54 – 8 
13 + 72 
4 6 + 9 
32 – 19 
32 – 19 
13 + 72 
4 6 + 9 
4 1 + 36 
26 – 1 8 
100 – 1 9 
4 1 + 36 
26 – 1 8 
100 – 1 9 
8 1 – 18 
64 + 12 
86 – 59 
8 1 – 18 
64 + 12 
86 – 59 
    
3 . «Таблица умножения» 
∙ 
9 ∙ 5 
3 ∙ 6 
5 ∙ 8 
4 ∙ 9 
4 ∙ 8 
7 ∙ 7 
8 ∙ 3 
7 ∙ 5 
6 ∙ 7 
5 ∙ 7 
5 ∙ 9 
8 ∙ 6 
8 ∙ 9 
9 ∙ 0 
8 ∙ 7 
    
4. «Умножение натуральных чисел» 
∙ 
13 ∙ 5 
14 ∙ 5 
12 ∙ 5 
15 ∙ 3 
3 ∙ 17 
14 ∙ 3 
17 ∙ 4 
13 ∙ 7 
7 ∙ 12 
11 ∙ 7 
12 ∙ 8 
5 ∙ 16 
15 ∙ 2 
16 ∙ 6 
19 ∙ 3 
    
5. «Табличное деление натуральных чисел» 
∙ 
20 : 5 
12 : 6 
30 : 6 
81 : 9 
49 : 7 
42 : 7 
12 : 4 
48 : 8 
27 : 9 
72 : 9 
63 : 7 
35 : 7 
36 : 6 
24 : 6 
21 : 3 
    
6. «Деление натуральных чисел» 
∙ 
60 : 12 
32 : 16 
51 : 17 
42 : 14 
48 : 12 
70 : 10 
52 : 2 
51 : 3 
60 : 12 
60 : 4 
52 : 13 
65 : 13 
100 : 25 
99 : 11 
72 : 12 
    
7. «Сложение и вычитание  десятичных дробей» 
∙ 
0,6 + 0,3 
1,5 – 0,4 
7,43-2,43 
0,06-0,01 
2,1 + 0,6 
6 + 5,7 
0,4+0,05 
2 – 1,2 
1,3+0,02 
5 – 0,2 
2,6 – 0,8 
0,1+0,04 
0,14+0,03 
1 – 0,8 
0,06-0,001 
    
8. «Умножение и деление  десятичных дробей» 
∙ 
1,2 ∙ 3 
3,1 ∙ 0,1 
8,6 : 0,2 
2,3 ∙ 2 
4,2 ∙ 0,2 
2 : 5 
6 ∙ 2,1 
3,6 : 4 
1,1 ∙ 0,5 
6,4 : 8 
0,13 ∙ 0,1 
4,9 : 0,7 
5,4 : 2 
2,4 : 1,2 
2,5 ∙ 4 
    
13. «Сложение и вычитание дробей» 
∙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
14. «Умножение и деление дробей» 
  
  
∙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
15. «Свойства умножения дробей» 
  
  
∙ 
 
 
 
 
 
 
    
11.«Выделить целую часть дроби» 
∙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
9. «Преобразовать десятичную дробь в обыкновенную дробь» 
∙ 
 
 
 
4,09 
3,73 
0,5 
 
 
 
10, 01 
6, 012 
9, 103 
 
 
 
0,0003 
8,91057 
1,3 
 
    
12. «Найди неизвестное число» 
∙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
 
 
10 . «Представить в виде десятичной дроби» 
∙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
16. «Нахождение дроби от числа» 
  
  
  
  
  
  
∙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
17.«Сложение отрицательных чисел» 
∙ 
– 45 +(–3) 
– 1,6 +(–8) 
– 6,8+(– 39) 
– 6 +(–14) 
– 1,3+(–6,7) 
– 6+(– 71,2) 
– 21+(–9) 
– 7,5+(–3,5) 
– 33,1+(–0,9) 
– 90+(–70) 
– 5,8+(–2,4) 
– 6,4+(–7,9) 
– 0,1+(–9,9) 
– 19 +(– 81) 
– 31,8+(–0,9) 
    
18. «Сложение чисел с разными знаками» 
∙ 
– 4 +7 
– 4,6 + 8 
6,8+(– 3,9) 
 6 +(–94) 
5,3+(– 9,3) 
– 76+ 71,2 
– 21+0 
– 0,8 + 13 
33+(–32,9) 
– 390+70 
2,1+(–2,1) 
– 6,5 + 6,5 
– 6,9 + 69,9 
195 +(– 95) 
0+ (– 78,9) 
    
19. «Вычитание чисел с разными знаками» 
∙ 
– 4 – 7 
– 4,6 – 8 
4,8 – 3,9 
 6 – (–9) 
5,3 –(– 9,3) 
– 25 –(–25) 
– 21 – 29 
– 0,8 – 5,8 
0 – 32,9 
 0 – 70 
2 – (–2,1) 
 6,5 – 6,5 
 6,9 – 9,9 
95 –(– 95) 
1,1 – (– 48,9) 
    
20. «Сложение и вычитание  чисел с разными знаками» 
∙ 
– 6 + 3 
– 12 – 8 
4,3 – (– 3) 
 20 – 64 
1,1 – 1,7 
– 6 + (– 7) 
– 4,1 + 9,3 
– 0,9 – 8 
– 3 – (– 5) 
10,5 – 7 
5 – 2,4 
46 + (– 9) 
21 – 81 
9 – 11 
1,8 – (– 0,9) 
    
21. «Умножение чисел с разными знаками» 
∙ 
- 2 ∙ 3 
- 3,1 ∙ (- 1) 
8,6 ∙(- 2) 
5 ∙ (- 7) 
- 4,2 ∙(-2) 
22 ∙ 5 
6 ∙ (- 2,1) 
- 6 ∙ (- 4) 
-1,1 ∙ 0,5 
9 ∙ (- 8) 
- 0,1 ∙ 0,1 
9 ∙ (- 0,7) 
- 5 ∙ 4 
- 4 ∙(-1,2) 
2,5 ∙ (- 4) 
    
22. «Деление чисел с разными знаками» 
∙ 
- 60 : 12 
- 32 : 1,6 
51 : (-17) 
42 :(-14) 
4,8 :(-2) 
-7 : (-10) 
-52 :(-2) 
51 : (- 3) 
0 : (-128) 
60 : 4 
- 52 :(-1) 
- 6,5 : 5 
100 :(- 5) 
-99 :(-11) 
-7,2 : 1,2 
    
: 14 
: 42 
+ 68 
? 
−  16 
50 ∙ 2 
: 16 
60 −  45 
∙ 2 
? 
+ 34 
∙ 15 
70: 5 
∙ 7 
? 
−  2 
+ 16 
: 5 
∙ 3 
? 
50 − 26 
: 2 
+ 12 
: 4 
    
: 90 
+ 170 
50 ∙ 16 
? 
245 - 55 
? 
∙ 2 
- 370 
20 ∙ 90 
? 
- 1700 
: 4 
210 : 30 
? 
- 35 
∙ 5 
    
500 ∙4 
50 ∙ 4 
2 ∙ 25 
125 ∙4 
4 ∙ 75 
2 ∙125 
25 ∙ 4 
250 ∙ 20 
45 ∙ 2 
 
    
50 ∙ 8 
500 ∙40 
6 ∙ 25 
125 ∙16 
75 ∙ 4 
8 ∙125 
25 ∙ 8 
250 ∙ 4 
4 ∙ 45 
    
. 
Найдите половину числа 560 
 
 
 
Найдите треть числа 327 
Найдите четверть числа 1000 
 
    
. 
Число 18 – это половина числа … 
 
 
 
Четверть какого числа равна 25? 
Найдите число, треть которого равна 16 
 
    
. 
Для чисел 45 и 5 найдите сумму, разность, произведение и частное 
    
. 
 
Сумма каких двух чисел равна 124, а разность - 0. 
    
. 
 
Сумма двух чисел 
равна 3 , а их 
произведение 
равно 0 . 
 Найти эти числа. 
    
. 
 
Найти числа, если их сумма равна 7 , а разность – 1 . 
    
. 
 
Найти числа, если их произведение равно 100 , а частное – 1 . 
    
. 
 
 Сумма двух чисел 
равна  3 ,  
а их произведение 
равно  0 .  
Найти эти числа. 
 
    
. 
Ваше сердце делает 
 80 ударов в минуту. 
Прикиньте, сколько 
примерно ударов оно 
сделает в течение 10 минут? 
    
. 
На какой карточке ответ больше? 
 
5 км 360 м 
 5370 м 
 
    
. 
На какой карточке ответ больше? 
 12 кг 
120000 г 
    
. 
На какой карточке ответ больше? 
 32 ∙ 25 
 600 : 3 
    
. 
На какой карточке ответ больше? 
 16 ∙ 61 
 97 ∙ 17 
    
. 
На какой карточке ответ больше? 
 120 : 2 ∙ 5 
 120 : 4 ∙ 2 
    
. 
На какой карточке ответ больше? 
 12,4 : 4 ∙ 2 
 60,9 : 3 ∙ 5 
    
. 
На какой карточке ответ больше? 
 Тонна 
 пуха 
 Тонна 
 железа 
 
 
    
8,8 _ 10 = 88   3,3 _ 100 = 0,033   10,5 _ 10 = 1,05   0,36 _ 100 = 36 
    
       7,5 _ 1000 = 7500   44,55 _ 0,1 = 4,455   0,37 _ 10 = 3,7   3,78 _ 0,01 = 0,0378   
    
Впишите знак действия:  7,5 _ 1000 = 7500   
44,55 _ 0,1 = 4,455   
0,37 _ 10 = 3,7   
3,78 _ 0,01 = 0,0378 
  
    
Вычислите наиболее удобным  способом:    43  + 69 + 37   (78 + 34) + 66   144 – (14 + 38)   (212 + 134) – (112 + 34)   
    
Вычислите наиболее удобным  способом:   0,5 ∙ 1,9 ∙ 0,2   4,3 ∙ 4 ∙ 2,5   12,5 ∙ 4 ∙ 0,25 ∙ 8   2 ∙ 8 ∙ 1,25 ∙ 0,5   
    
. 
«Раз ступенька, два ступенька – будет лесенка» 
 29,9 + 35,4 
45,3 :15 
36,24 : 12 
6,2 – 0,9 
7,5 – 4,8 
24,8 : 40 
2,7 : 90 
5 ∙ 0,6 
0,8 ∙ 5 
    
. 
Найди число 
9 
6 
180 
210 
4 
5 
? 
7 
    
«Узнайте мой рост» 
 
Из первой строчки выберите наибольшее  число, из второй – наименьшее , из третьей – среднее . Найдите сумму трех выбранных чисел. 
Это и будет мой рост 
в сантиметрах. 
 
65 
 
72 
 
42 
 
43 
 
91 
 
59 
 
27 
 
28 
 
64 
    
18 
12 
9 
31 
7 
16 
20 
13 
4 
    
10 
28 
9 
5 
2 
23 
7 
13 
    
28 
9 
8 
20 
5 
13 
    
. 
3 
2 
5 
4 
1 
7 
    
1, 4, 9, 16, 25, …   Ряд составлен по определенному закону.  Какое число следующее? 
    
80 : 5 
37 + 13 
83 – 26 
90 – 45 
56 : 8 
6 ∙ 7 
100 - 25 
1 ∙ 75 
78 : 13 
73 + 0 
0 : 99 
49 : 7 
32 – 0 
93 ∙ 0 
4 ∙ 14 
7 ∙ 13 
63 + 19 
16 + 64 
5 ∙ 9 
12 ∙ 6 
98 -39 
19 ∙ 3 
38 + 25 
 100 – 41 
54 + 46 
72 : 9 
0 : 1 
95 : 5 
38 - 29 
6 ∙ 9 
12 + 49 
24 + 56 
18 ∙ 3 
80 – 37 
64 - 24 
54 : 9 
35 + 45 
8 ∙ 8 
57 : 1 
22 + 69 
24 +0 
82 -27 
4 ∙ 15 
40 : 8 
48 : 6 
8 ∙ 12 
13 + 18 
66 - 49 
68 : 17 
30 - 0