Урок в 5 классе по математике
«Умножение десятичных дробей на натуральные числа»
Данный урок является уроком «открытия» нового знания, в ходе которого используется проблемный метод обучения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы.
Демонстрационный материал: компьютерная презентация, созданная с помощью программы Microsoft Office PowerPoint.
Литература:
1. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2013.
2. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. С. Чесноков, К. И. Нешков. – М., 2007 и послед. издания.
Цели урока:
– «открыть» и изучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа;
– развивать умение выполнять арифметические действия с десятичными дробями;
– воспитывать внимательность, самостоятельность.
Ход урока
I Организационный момент.
Индивидуальное задание:
Напишите формулы: Vпо теч. = ____________________________
Vпр. теч. =____________________________
V по теч. – V пр. теч. =____________________
Задача № 1. Скорость катера против течения 11,3 км/ч. Скорость течения 3,9 км/ч. Найдите собственную скорость катера и его скорость по течению.
(Заполните пропуски в условии и решите задачу.)
Vпр. теч. =___________
Vтеч. =_____________
Vсоб. = ? км/ч
Vпо теч. = ? км/ч
Решение.___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 2. Лодка шла по течению со скоростью 13,2 км/ч, а против течения – со скоростью
8,6 км/ч. Найдите скорость течения, зная, что собственная скорость лодки не изменялась.
(Заполните пропуски в условии и решите задачу.)
Vпо теч. =___________
Vпр. теч. =___________
Vтеч. = ? км/ч
Решение.___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II Устные упражнения по пройденному материалу:
1) Найдите ошибку:
а) 5,14 + 1,73 = 6,87;
б) 2,31 + 4,2 = 6,33;
в) 8,69 – 7,4 = 1,65;
г) 25,3 – 3,11 = 28,41.
2) Округлите число 182,6379 до единиц; до десятков; до сотен; до десятых; до сотых, до тысячных.
III «Открытие» нового знания.
1) Мотивация.
а) Сторона равностороннего треугольника АВС равна 5,12 см. Вычислите его периметр.
Решение: 5,12 + 5,12 + 5,12 = 15,36 (см) – периметр треугольника АВС.
Ответ: 15,36 см.
б) Найдите периметр шестиугольника, если каждая его сторона имеет длину 5,12 см.
Решение: 5,12 + 5,12 + 5,12 + 5,12 +5,12 +5,12 =?
2) Формулирование учащимися темы урока и постановка целей.
5,12 · 6 =?
3) Поиск способа решения.
4) Изучение правила умножения десятичных дробей на натуральные числа.
Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую; 2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
IV Выполнение упражнений.
№ 1306 (а, б, в, г, д, е):
а) 8,9 · 6 = 53,4; б) 3,75 · 12 = 45; в) 0,075 · 24 = 1,8;
г) 10,45 · 42 = 438,9; д) 137,64 · 35 = 4817,4; е) 25,85 · 98 = 2533,3.
№ 1313.
Решение.
1) 0,65 · 3 + 0,84 · 10 = 1,95 + 8,4 = 10,35 (кг) – столько меда они съели.
2) 8,4 – 1,95 = 8,40 – 1,95 = 6,45 (кг) – на столько больше съел Винни-Пух.
Ответ: 10,35 кг; на 6,45 кг.
V Физкультминутка.
VI Итоги урока.
Самостоятельная работа по дидактическому материалу (А.С. Чесноков, К.И. Нешков) с последующей проверкой: №№ 265 (а, б, в), 268.
1-й вариант
№ 265 а) 3,5 · 18 = 63; б) 2,07 · 37 = 76,59; в) 0,486 · 15 = 7,29.
№ 268.
Турист шел 0,3 ч со скоростью 4 км/ч и проехал на автобусе 3 ч со скоростью 42,5 км/ч. Какой путь проделал турист за все это время?
Решение.
4 · 0,3 + 42,5 · 3 = 128,7( км) – путь туриста.
Ответ: 128,7 км.
2-й вариант
№ 265 а) 4,5 · 16 = 72; б) 4,07 · 28 = 113,96; в) 0,315 · 18 = 5,67.
№ 268. Пассажир ехал 2 ч на поезде со скоростью 56,3 км/ч, и 0,4 ч он ехал на автобусе со скоростью 28 км/ч. Какой путь проделал пассажир за все это время?
Решение.
56,3 · 2 + 28 · 0,4 = 112,6 + 11,2 =123,8 (км) – путь пассажира.
Ответ: 123,8 км.
VII Домашнее задание: пункт 34 (правило умножения) стр. 204,
№№ 1330 (а, б, в, г), 1331, 1339 (а).