Просмотр содержимого документа
«Создание условий для саморазвития и самореализации личности учащихся во внеурочной деятельности.»
МОУ лицей «Интеллект» г. Донецка
Мигинская Людмила Михайловна,
учитель математики
Создание условий для саморазвития и самореализации личности учащихся во внеурочной деятельности.
Наше ближайшее будущее зависит от того, какие ценности «впитают» наши дети сегодня. Здоровье, семья, общение, окружающая природа становятся приоритетными в большинстве цивилизованных стран. На подобные ценности надо ориентировать учащихся.
Работа по саморазвитию и самореализации личности должна быть направлена на организацию и проведение внеурочной деятельности с обеспечением комфортных условий для учащихся , учителя и родителей. Эта деятельность планируется исходя из конкретных условий и ориентируется на заданный, а не предполагаемый результат.
Традиционная педагогика изжила себя . Методы школьного обучения и воспитания отличались авторитарностью и не обеспечивали ребёнку свободу выбора деятельности. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях. Поэтому выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закалёнными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам; быть здоровыми физически и психологически. И главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя.
Наиболее оптимальной и приемлемой для нас является технология саморазвития и самореализации, где ставка делается на внутреннюю мотивацию учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоопределению.
Цели и задачи технологии саморазвития в области воспитания:
- осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе;
-превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание;
- развить нравственную, волевую и эстетическую сферы личности;
-формировать умения самовоспитания и самообразования;
-обеспечить ребёнку условия для максимальной самореализации;
-формировать веру в себя;
-создать воспитательно-образовательную среду, формирующую у уч-ся потребность в самосовершенствовании
Реализация этих целей и задач охватывает всю внеклассную работу школы. Это организация самостоятельной и творческой деятельности, в результате которой удовлетворяются разнообразные потребности самосовершенствования.
Эта деятельность реализуется во внеурочных занятиях ребёнка во второй половине дня. Учащиеся вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную творческую деятельность по интересам, которая даёт тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребёнка в огромных возможностях его личности.
В школьном периоде развития личности можно выделить некоторые периоды для проявления и развития определённых потребностей:
7-10 лет-познание окружающего мира
10-11 -самопознание
11-13-самовоспитание, самообучение
13-14- самоутверждение
14-15-самоопределение
15-17-самоактуализация
Учебная деятельность и внеурочная работа тесно переплетены. Это творчество на уроках и после уроков, это разновозрастные творческие коллективы, олимпиады, факультативы. Школьники вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную творческую деятельность, которая даёт тренинг самостоятельности и убеждает ребёнка в огромных возможностях его личности.
Итак, технология саморазвития реализуется во внеурочной (клубной, внеклассной, досуговой) деятельности. Внеурочная сфера рассматривается как практика удовлетворения потребностей саморазвития в положительной деятельности.
Она призвана:
- сделать деятельность второй половины дня для учащихся управляемой и подчинённой целям воспитания и самовоспитания;
-создать гуманную развивающую среду жизнедеятельности детей во внеурочное время;
-создать отношения сотрудничества, сотворчества, соуправления всех участников педагогического процесса;
-удовлетворить разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности;
-предоставить подросткам дополнительные возможности для самовыражения, самоутверждения, самоопределения и самореализации в положительной деятельности
-предоставить подростку свободу выбора и смены деятельности или её элементов;
-осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такую деятельность для каждого индивида, в которой он успешен;
-стимулировать социально-педагогические пробы ребёнка, поддерживать его желание пробовать себя в возможно большем множестве деятельностей;
-создавать, организовывать ситуацию успеха с последующей позитивной оценкой;
-развивать уверенность подростка в себе, самоутверждение. Творческое раскрепощение, т.е. главная цель - вывести ребёнка в режим саморазвития. На каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя. А также обеспечивать инстументарием саморазвития.
Реализация технологии саморазвития должна отличаться, прежде всего вариативностью, адаптивностью к конкретной аудитории, школе, классу.
Реализация этих целей осуществляется, прежде всего, через классные часы под рубрикой «Найди себя».
19.Духовное самоопределение (нравственность и религия)
20.Человек и судьба. Жизненные планы
21.В добрый путь!
Кроме этого, существуют другие формы работы:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
-групповые (творческие группы, органы самоуправления и др. ролевой тренинг, психологическая студия, дискуссионный клуб, деловая игра, «мозговой штурм», круглый стол и др.): групповые (творческие группы, органы самоуправления и др. ролевой тренинг, психологическая студия, дискуссионный клуб, деловая игра, «мозговой штурм», круглый стол и др.);
-коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования КТД, игры, походы, состязания, общественно полезный и творческий труд, художественно эстетическая деятельность, защита проектов, «Театрэкспромт».
Большую роль на внеурочных занятиях по математике уделяется проектной деятельности. Успешность проектов во многом зависит от помощи родителей, которые помогают своим детям в этой работе и поэтому очень эффективна защита проекта перед родителями.
Творчески ученики подходят к выполнению проекта «Многогранник» , в ходе выполнения которого приходится вырезать, склеивать, измерять, вычислять. Одна группа детей работает над проблемой нахождения объёма и площади поверхности куба, а другая – над проблемой вычисления суммы длин рёбер тетраэдра, октаэдра.( Все изготовленные модели модели сохранены) В рамках Недели математики практикуется составление и решение кроссвордов с математическим содержанием, ученикам нравится составить самим какой-нибудь кроссворд, связанный с математикой и поместить его в стенгазете, приуроченной Неделе. В преддверии Дня Победы можно предложить проект «Математика в цифрах во время ВОВ».
Работа над различными проектами увлекает учеников, благодаря которым сплачивается союз «Учитель – Ученик – Родитель».
Умелое сочетание видов исследовательской деятельности учит ребёнка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.
Уважаемые учащиеся!
С 10.02 по 26.02 проводится акция «Поговорим о математике».
Просим вас принять активное участие и творчески подойти к заполнению опросного листа, где каждому классу предоставлено две страницы.
Акция проводится с целью выявления проблем, возникающих у учащихся при изучении математики.
С таким призывом в рамках, Недели математики, оргкомитет обратился к лицеистам. В акции приняли участие группы из всех классов. Опросные листы были обработаны и результаты переданы учителям математики.
Кроме этого, как учитель математики и руководитель вокального кружка, я готовлю и провожу мероприятия, связанные с музыкой, исполнением песен, романсов. Например, при проведении внеклассного мероприятия «Математика в музыке», каждый класс исполнял песню о математике.
На каждом общелицейском мероприятии учащиеся исполняют песни, связанные с темой этого мероприятия. При подготовке к этому дети сами подбирают репертуар. В таких выступлениях принимают участие, как родители, так и учителя.