Просмотр содержимого документа
«Система задач - средство подготовки учащихся к экзамену»
Система задач – средство подготовки учащихся к экзамену
иликак объяснить учащимся решение экзаменационной задачи?
Экзаменационная задача
должна стать причиной для составления учителемсистемы задач. За основу отбора задач всистемуможно взятьтеоретический материал, который используется для решения данной экзаменационной задачи.
ВершинаDпараллелограммаABCDсоединена с точкойLна сторонеBC. ОтрезокDLпересекает диагональACв точкеМ. Площадь треугольникаCLMравна 9, а площадь треугольникаCDMравна 15. Найдите площадь параллелограммаABCD.
Р е ш е н и е.
Площадь параллелограмма ABCD равна удвоенной площади треугольника ACD . Площадь треугольника ACD равна сумме площадей треугольников AMD и CDM . Площадь треугольника CDM равна 15. Следовательно, необходимо найти площадь треугольника AMD .
L
B
C
M
D
A
Треугольники CML и AMD подобны, поэтому их площади относятся как
Чтобы найти отношение сторон LM и DM , необходимо знать свойство площадей треугольников, имеющих общую высоту. Треугольники CLM и CDM имеют общую высоту и их основания LM и DM лежат на одной
прямой, следовательно, . Тогда
Тогда . О т в е т: 80.
Чтобы решить данную задачу учащимся необходимо знать свойства площадей подобных треугольников и треугольников, имеющих равные высоты.
Отбираем из экзаменационных материалов задачи, при решении которых используются выделенные теоретические положения.
Задача 1.ДиагоналиACиBDтрапецииABCDпересекаются в точкеО. Площадь треугольникаBOCравна 9, а площадь треугольникаAODравна 16. Найдите площадь трапецииABCD.
Р е ш е н и е.
Треугольники ВОС и AOD подобны, следовательно, .
Тогда .
Треугольники BOC и COD имеют общую высоту и их основания BO и OD лежат на одной прямой, следовательно,
Аналогично,
Тогда
3х
C
B
9
12
12
O
16
4х
A
D
Следующие задачи получаются из данной с помощью варьирования условий.
Это позволяет учащимся:
несколько раз повторить выделенные теоретические положения;
уяснить смысл коэффициента пропорциональности;
сделать обобщение.
(Решение этих задач можно организовать фронтально, выполняя чертеж и делая необходимые записи. Не следует требовать от учащихся полного оформления решения).
Задача 2.ДиагоналиACиBDтрапецииABCDпересекаются в точкеО.BC:AD=3:5. Площадь треугольникаAODравна 25. Найдите площадь треугольникаAOB.
Р е ш е н и е.
1)
2)
3х
C
B
9
15
15
O
25
5х
A
D
О т в е т: 15.
Задача 3.ДиагоналиACиBDтрапецииABCDпересекаются в точкеО.AC:OC=8:3. Площадь треугольникаBOCравна18. Чему равна площадь треугольникаABD?
Р е ш е н и е.
1)
2)
3х
B
C
18
30
30
O
50
5х
A
D
О т в е т: 80.
Задача 4.ДиагоналиACиBDтрапецииABCDпересекаются в точкеО.BO:OD=2:3. Площадь треугольникаBCDравна 10. Чему равна площадь трапецииABCD?
Р е ш е н и е.
1) .
2) .
3) .
4) .
О т в е т: 25.
2х
B
C
4
6
6
O
9
3х
A
D
Задача 5.ДиагоналиACиBDтрапецииABCDпересекаются в точкеО. Площадь треугольникаAODравна 36, а площадь треугольникаAOBравна 18. Найдите площадь трапецииABCD.
Р е ш е н и е.
1) .
2) , ,
х
C
B
9
18
18
O
36
2х
A
D
О т в е т: 81.
Задача 6.ДиагоналиACиBDтрапецииABCDпересекаются в точкеО.BC=6,AD=10. Площадь треугольникаCODравна 15. Чему равна площадь трапецииABCD?
(Продолжаем отбор задач из экзаменационных материалов, решаемых с помощью выделенных свойств площадей треугольников. Следующая задача из КИМов ЕГЭ по математике за 2010 год).
Задача 7.Точка М лежит на стороне ВС параллелограммаABCD, причем ВМ:МС=2:3. Луч АМ пересекает продолжение стороныCDв точкеN. Площадь треугольникаCMNравна 45. Найдите площадь параллелограммаABCD.
Чтобы учащиеся запомнили способ решения данной задачи, несущественно варьируем ее условие и получаем следующую задачу.
Задача 8.ТочкаKлежит на сторонеADпараллелограммаABCD, причемАК=3,KD=5. ЛучВКпересекает продолжение стороныCDв точкеN. Площадь треугольникаBCNравна 128. Найдите площадь параллелограммаABCD.
(Чтобы вспомнить свойство биссектрисы параллелограмма, накладываем на луч, выходящий из вершины параллелограмма, соответствующее условие).
(Если луч, выходящий из вершины параллелограмма, пересекает его противоположную сторону в середине, то уместно вспомнить равновеликость фигур).
Решаем задачу, которая послужила причиной составления нашей системы .
Задача 9. ВершинаСпараллелограммаABCDсоединена с точкойКна сторонеAD. ОтрезокСКпересекает диагональBDв точкеN. Площадь треугольникаCDNравна 12, а площадь треугольникаDKNравна 9. Найдите площадь параллелограммаABCD.О т в е т: 56.
Вывод:
Решили 4 задачи из экзаменационных материалов и 8 задач – производных из них.
Но ценным является обобщение, установление учащимися связей между материалом, изучаемым в разных темах систематического курса геометрии, вооружение их приемом решения не одной конкретной экзаменационной задачи, а целого класса задач.
Алгоритм конструирования задач типа С1 :
1) Составить квадратное уравнение с корнями и , хотя бы один из которых по модулю меньше или равен единице.
2) Заменить или на любую другую тригонометрическую функцию.
3) Включить в структуру уравнения функцию, имеющую ограничения на область определения. Их всего пять – дробь, корень четной степени, логарифм, арксинус, арккосинус.