kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система задач - средство подготовки учащихся к экзамену

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассказывает о том, как объяснить учащимся решение экзаменационной задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система задач - средство подготовки учащихся к экзамену»

Система задач – средство подготовки учащихся к экзамену или  как объяснить учащимся решение экзаменационной задачи?

Система задач – средство подготовки учащихся к экзамену

или как объяснить учащимся решение экзаменационной задачи?

Экзаменационная задача  должна стать причиной для составления учителем системы задач . За основу отбора задач в систему можно взять теоретический материал , который используется для решения данной экзаменационной задачи.

Экзаменационная задача

должна стать причиной для составления учителем системы задач . За основу отбора задач в систему можно взять теоретический материал , который используется для решения данной экзаменационной задачи.

Вершина D параллелограмма ABCD соединена с точкой L на стороне BC . Отрезок DL пересекает диагональ AC  в точке М . Площадь треугольника CLM равна 9, а площадь треугольника CDM равна 15. Найдите площадь параллелограмма ABCD . Р е ш е н и е.   Площадь параллелограмма ABCD  равна удвоенной площади треугольника ACD . Площадь треугольника ACD равна сумме площадей треугольников AMD и CDM . Площадь треугольника CDM равна 15. Следовательно, необходимо найти площадь треугольника AMD . L B C M D A Треугольники CML  и AMD  подобны, поэтому их площади относятся как Чтобы найти отношение сторон LM и DM , необходимо знать свойство площадей треугольников, имеющих общую высоту. Треугольники CLM и CDM имеют общую высоту и их основания LM и DM лежат на одной прямой, следовательно, . Тогда Тогда . О т в е т: 80.

Вершина D параллелограмма ABCD соединена с точкой L на стороне BC . Отрезок DL пересекает диагональ AC в точке М . Площадь треугольника CLM равна 9, а площадь треугольника CDM равна 15. Найдите площадь параллелограмма ABCD .

Р е ш е н и е.

Площадь параллелограмма ABCD равна удвоенной площади треугольника ACD . Площадь треугольника ACD равна сумме площадей треугольников AMD и CDM . Площадь треугольника CDM равна 15. Следовательно, необходимо найти площадь треугольника AMD .

L

B

C

M

D

A

Треугольники CML и AMD подобны, поэтому их площади относятся как

Чтобы найти отношение сторон LM и DM , необходимо знать свойство площадей треугольников, имеющих общую высоту. Треугольники CLM и CDM имеют общую высоту и их основания LM и DM лежат на одной

прямой, следовательно, . Тогда

Тогда . О т в е т: 80.

 Чтобы решить данную задачу учащимся необходимо знать свойства площадей подобных треугольников и треугольников, имеющих равные высоты .    Отбираем из экзаменационных материалов задачи, при решении которых используются выделенные теоретические положения.

Чтобы решить данную задачу учащимся необходимо знать свойства площадей подобных треугольников и треугольников, имеющих равные высоты .

Отбираем из экзаменационных материалов задачи, при решении которых используются выделенные теоретические положения.

Задача 1. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . Площадь треугольника BOC равна 9, а площадь треугольника AOD равна 16. Найдите площадь трапеции ABCD . Р е ш е н и е.   Треугольники ВОС и AOD подобны, следовательно, .  Тогда .  Треугольники BOC  и COD  имеют общую высоту и их основания BO  и OD  лежат на одной прямой, следовательно,  Аналогично,  Тогда 3х C B 9 12 12 O 16 4х A D

Задача 1. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . Площадь треугольника BOC равна 9, а площадь треугольника AOD равна 16. Найдите площадь трапеции ABCD .

Р е ш е н и е.

Треугольники ВОС и AOD подобны, следовательно, .

Тогда .

Треугольники BOC и COD имеют общую высоту и их основания BO и OD лежат на одной прямой, следовательно,

Аналогично,

Тогда

C

B

9

12

12

O

16

A

D

Следующие задачи получаются из данной с помощью варьирования условий.  Это позволяет учащимся:  несколько раз повторить выделенные теоретические положения; уяснить смысл коэффициента пропорциональности; сделать обобщение.  (Решение этих задач можно организовать фронтально, выполняя чертеж и делая необходимые записи. Не следует требовать от учащихся полного оформления решения).

Следующие задачи получаются из данной с помощью варьирования условий.

Это позволяет учащимся:

  • несколько раз повторить выделенные теоретические положения;
  • уяснить смысл коэффициента пропорциональности;
  • сделать обобщение.

(Решение этих задач можно организовать фронтально, выполняя чертеж и делая необходимые записи. Не следует требовать от учащихся полного оформления решения).

Задача 2. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . BC : AD =3:5. Площадь треугольника AOD  равна 25. Найдите площадь треугольника AOB . Р е ш е н и е. 1) 2) 3х C B 9 15 15 O 25 5х A D О т в е т: 15.

Задача 2. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . BC : AD =3:5. Площадь треугольника AOD равна 25. Найдите площадь треугольника AOB .

Р е ш е н и е.

1)

2)

C

B

9

15

15

O

25

A

D

О т в е т: 15.

Задача 3. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . AC : OC =8:3. Площадь треугольника BOC  равна 18 . Чему равна площадь треугольника ABD ? Р е ш е н и е. 1) 2) 3х B C 18 30 30 O 50 5х A D О т в е т: 80.

Задача 3. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . AC : OC =8:3. Площадь треугольника BOC равна 18 . Чему равна площадь треугольника ABD ?

Р е ш е н и е.

1)

2)

B

C

18

30

30

O

50

A

D

О т в е т: 80.

Задача 4. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . BO : OD =2:3. Площадь треугольника BCD  равна 10. Чему равна площадь трапеции ABCD ? Р е ш е н и е. 1) . 2) . 3) . 4) .  О т в е т: 25. 2х B C 4 6 6 O 9 3х A D

Задача 4. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . BO : OD =2:3. Площадь треугольника BCD равна 10. Чему равна площадь трапеции ABCD ?

Р е ш е н и е.

1) .

2) .

3) .

4) .

О т в е т: 25.

B

C

4

6

6

O

9

A

D

Задача 5. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . Площадь треугольника AOD равна 36, а площадь треугольника AOB  равна 18. Найдите площадь трапеции ABCD . Р е ш е н и е. 1) . 2) , , х C B 9 18 18 O 36 2х A D О т в е т: 81.

Задача 5. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . Площадь треугольника AOD равна 36, а площадь треугольника AOB равна 18. Найдите площадь трапеции ABCD .

Р е ш е н и е.

1) .

2) , ,

х

C

B

9

18

18

O

36

A

D

О т в е т: 81.

Задача 6. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . BC =6, AD =10. Площадь треугольника COD равна 15. Чему равна площадь трапеции ABCD ?  (Продолжаем отбор задач из экзаменационных материалов, решаемых с помощью выделенных свойств площадей треугольников. Следующая задача из КИМов ЕГЭ по математике за 2010 год).   Задача 7. Точка М лежит на стороне ВС параллелограмма ABCD , причем ВМ:МС=2:3. Луч АМ пересекает продолжение стороны CD в точке N . Площадь треугольника CMN равна 45. Найдите площадь параллелограмма ABCD .

Задача 6. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . BC =6, AD =10. Площадь треугольника COD равна 15. Чему равна площадь трапеции ABCD ?

(Продолжаем отбор задач из экзаменационных материалов, решаемых с помощью выделенных свойств площадей треугольников. Следующая задача из КИМов ЕГЭ по математике за 2010 год).

Задача 7. Точка М лежит на стороне ВС параллелограмма ABCD , причем ВМ:МС=2:3. Луч АМ пересекает продолжение стороны CD в точке N . Площадь треугольника CMN равна 45. Найдите площадь параллелограмма ABCD .

Чтобы учащиеся запомнили способ решения данной задачи, несущественно варьируем ее условие и получаем следующую задачу.  Задача 8. Точка K лежит на стороне AD параллелограмма ABCD , причем АК =3, KD =5. Луч ВК пересекает продолжение стороны CD в точке N . Площадь треугольника BCN равна 128. Найдите площадь параллелограмма ABCD .  (Чтобы вспомнить свойство биссектрисы параллелограмма, накладываем на луч, выходящий из вершины параллелограмма, соответствующее условие).  (Если луч, выходящий из вершины параллелограмма, пересекает его противоположную сторону в середине, то уместно вспомнить равновеликость фигур).

Чтобы учащиеся запомнили способ решения данной задачи, несущественно варьируем ее условие и получаем следующую задачу.

Задача 8. Точка K лежит на стороне AD параллелограмма ABCD , причем АК =3, KD =5. Луч ВК пересекает продолжение стороны CD в точке N . Площадь треугольника BCN равна 128. Найдите площадь параллелограмма ABCD .

(Чтобы вспомнить свойство биссектрисы параллелограмма, накладываем на луч, выходящий из вершины параллелограмма, соответствующее условие).

(Если луч, выходящий из вершины параллелограмма, пересекает его противоположную сторону в середине, то уместно вспомнить равновеликость фигур).

Решаем задачу, которая послужила причиной составления нашей системы .     Задача 9. Вершина С параллелограмма ABCD соединена с точкой К на стороне AD . Отрезок СК пересекает диагональ BD в точке N . Площадь треугольника C DN равна 12, а площадь треугольника DKN равна 9. Найдите площадь параллелограмма ABCD .  О т в е т: 56.

Решаем задачу, которая послужила причиной составления нашей системы .

Задача 9. Вершина С параллелограмма ABCD соединена с точкой К на стороне AD . Отрезок СК пересекает диагональ BD в точке N . Площадь треугольника C DN равна 12, а площадь треугольника DKN равна 9. Найдите площадь параллелограмма ABCD . О т в е т: 56.

Вывод: Решили 4 задачи из экзаменационных материалов и 8 задач – производных из них.   Но ценным является обобщение, установление учащимися связей между материалом, изучаемым в разных темах систематического курса геометрии, вооружение их приемом решения не одной конкретной экзаменационной задачи, а целого класса задач.

Вывод:

Решили 4 задачи из экзаменационных материалов и 8 задач – производных из них.

Но ценным является обобщение, установление учащимися связей между материалом, изучаемым в разных темах систематического курса геометрии, вооружение их приемом решения не одной конкретной экзаменационной задачи, а целого класса задач.

Алгоритм конструирования задач типа С1 : 1) Составить квадратное уравнение с корнями и , хотя бы один из которых по модулю меньше или равен единице. 2) Заменить или на любую другую тригонометрическую функцию. 3) Включить в структуру уравнения функцию, имеющую ограничения на область определения. Их всего пять – дробь, корень четной степени, логарифм, арксинус, арккосинус.

Алгоритм конструирования задач типа С1 :

1) Составить квадратное уравнение с корнями и , хотя бы один из которых по модулю меньше или равен единице.

2) Заменить или на любую другую тригонометрическую функцию.

3) Включить в структуру уравнения функцию, имеющую ограничения на область определения. Их всего пять – дробь, корень четной степени, логарифм, арксинус, арккосинус.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Система задач - средство подготовки учащихся к экзамену

Автор: Комиссаренко Наталья Ивановна

Дата: 08.08.2016

Номер свидетельства: 338835

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Консультация для родителей (законных представителей) учащихся «Помощь ребёнку при подготовке к экзаменам». "
    ["seo_title"] => string(123) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-zakonnykh-priedstavitieliei-uchashchikhsia-pomoshch-riebionku-pri-podghotovkie-k-ekzamienam"
    ["file_id"] => string(6) "169354"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423400383"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "подготовка к ЕГЭ. Решение задач С2"
    ["seo_title"] => string(35) "podghotovkakiegerieshieniiezadachs2"
    ["file_id"] => string(6) "273175"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452165781"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса "Решение задач с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-zadach-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "157156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562791"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) ""Формы организации учебного процесса в системе дистанционного обучения" "
    ["seo_title"] => string(83) "formy-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-v-sistiemie-distantsionnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "127434"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства