kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система задач - средство подготовки учащихся к экзамену

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассказывает о том, как объяснить учащимся решение экзаменационной задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система задач - средство подготовки учащихся к экзамену»

Система задач – средство подготовки учащихся к экзамену или  как объяснить учащимся решение экзаменационной задачи?

Система задач – средство подготовки учащихся к экзамену

или как объяснить учащимся решение экзаменационной задачи?

Экзаменационная задача  должна стать причиной для составления учителем системы задач . За основу отбора задач в систему можно взять теоретический материал , который используется для решения данной экзаменационной задачи.

Экзаменационная задача

должна стать причиной для составления учителем системы задач . За основу отбора задач в систему можно взять теоретический материал , который используется для решения данной экзаменационной задачи.

Вершина D параллелограмма ABCD соединена с точкой L на стороне BC . Отрезок DL пересекает диагональ AC  в точке М . Площадь треугольника CLM равна 9, а площадь треугольника CDM равна 15. Найдите площадь параллелограмма ABCD . Р е ш е н и е.   Площадь параллелограмма ABCD  равна удвоенной площади треугольника ACD . Площадь треугольника ACD равна сумме площадей треугольников AMD и CDM . Площадь треугольника CDM равна 15. Следовательно, необходимо найти площадь треугольника AMD . L B C M D A Треугольники CML  и AMD  подобны, поэтому их площади относятся как Чтобы найти отношение сторон LM и DM , необходимо знать свойство площадей треугольников, имеющих общую высоту. Треугольники CLM и CDM имеют общую высоту и их основания LM и DM лежат на одной прямой, следовательно, . Тогда Тогда . О т в е т: 80.

Вершина D параллелограмма ABCD соединена с точкой L на стороне BC . Отрезок DL пересекает диагональ AC в точке М . Площадь треугольника CLM равна 9, а площадь треугольника CDM равна 15. Найдите площадь параллелограмма ABCD .

Р е ш е н и е.

Площадь параллелограмма ABCD равна удвоенной площади треугольника ACD . Площадь треугольника ACD равна сумме площадей треугольников AMD и CDM . Площадь треугольника CDM равна 15. Следовательно, необходимо найти площадь треугольника AMD .

L

B

C

M

D

A

Треугольники CML и AMD подобны, поэтому их площади относятся как

Чтобы найти отношение сторон LM и DM , необходимо знать свойство площадей треугольников, имеющих общую высоту. Треугольники CLM и CDM имеют общую высоту и их основания LM и DM лежат на одной

прямой, следовательно, . Тогда

Тогда . О т в е т: 80.

 Чтобы решить данную задачу учащимся необходимо знать свойства площадей подобных треугольников и треугольников, имеющих равные высоты .    Отбираем из экзаменационных материалов задачи, при решении которых используются выделенные теоретические положения.

Чтобы решить данную задачу учащимся необходимо знать свойства площадей подобных треугольников и треугольников, имеющих равные высоты .

Отбираем из экзаменационных материалов задачи, при решении которых используются выделенные теоретические положения.

Задача 1. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . Площадь треугольника BOC равна 9, а площадь треугольника AOD равна 16. Найдите площадь трапеции ABCD . Р е ш е н и е.   Треугольники ВОС и AOD подобны, следовательно, .  Тогда .  Треугольники BOC  и COD  имеют общую высоту и их основания BO  и OD  лежат на одной прямой, следовательно,  Аналогично,  Тогда 3х C B 9 12 12 O 16 4х A D

Задача 1. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . Площадь треугольника BOC равна 9, а площадь треугольника AOD равна 16. Найдите площадь трапеции ABCD .

Р е ш е н и е.

Треугольники ВОС и AOD подобны, следовательно, .

Тогда .

Треугольники BOC и COD имеют общую высоту и их основания BO и OD лежат на одной прямой, следовательно,

Аналогично,

Тогда

C

B

9

12

12

O

16

A

D

Следующие задачи получаются из данной с помощью варьирования условий.  Это позволяет учащимся:  несколько раз повторить выделенные теоретические положения; уяснить смысл коэффициента пропорциональности; сделать обобщение.  (Решение этих задач можно организовать фронтально, выполняя чертеж и делая необходимые записи. Не следует требовать от учащихся полного оформления решения).

Следующие задачи получаются из данной с помощью варьирования условий.

Это позволяет учащимся:

  • несколько раз повторить выделенные теоретические положения;
  • уяснить смысл коэффициента пропорциональности;
  • сделать обобщение.

(Решение этих задач можно организовать фронтально, выполняя чертеж и делая необходимые записи. Не следует требовать от учащихся полного оформления решения).

Задача 2. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . BC : AD =3:5. Площадь треугольника AOD  равна 25. Найдите площадь треугольника AOB . Р е ш е н и е. 1) 2) 3х C B 9 15 15 O 25 5х A D О т в е т: 15.

Задача 2. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . BC : AD =3:5. Площадь треугольника AOD равна 25. Найдите площадь треугольника AOB .

Р е ш е н и е.

1)

2)

C

B

9

15

15

O

25

A

D

О т в е т: 15.

Задача 3. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . AC : OC =8:3. Площадь треугольника BOC  равна 18 . Чему равна площадь треугольника ABD ? Р е ш е н и е. 1) 2) 3х B C 18 30 30 O 50 5х A D О т в е т: 80.

Задача 3. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . AC : OC =8:3. Площадь треугольника BOC равна 18 . Чему равна площадь треугольника ABD ?

Р е ш е н и е.

1)

2)

B

C

18

30

30

O

50

A

D

О т в е т: 80.

Задача 4. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . BO : OD =2:3. Площадь треугольника BCD  равна 10. Чему равна площадь трапеции ABCD ? Р е ш е н и е. 1) . 2) . 3) . 4) .  О т в е т: 25. 2х B C 4 6 6 O 9 3х A D

Задача 4. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . BO : OD =2:3. Площадь треугольника BCD равна 10. Чему равна площадь трапеции ABCD ?

Р е ш е н и е.

1) .

2) .

3) .

4) .

О т в е т: 25.

B

C

4

6

6

O

9

A

D

Задача 5. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . Площадь треугольника AOD равна 36, а площадь треугольника AOB  равна 18. Найдите площадь трапеции ABCD . Р е ш е н и е. 1) . 2) , , х C B 9 18 18 O 36 2х A D О т в е т: 81.

Задача 5. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . Площадь треугольника AOD равна 36, а площадь треугольника AOB равна 18. Найдите площадь трапеции ABCD .

Р е ш е н и е.

1) .

2) , ,

х

C

B

9

18

18

O

36

A

D

О т в е т: 81.

Задача 6. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . BC =6, AD =10. Площадь треугольника COD равна 15. Чему равна площадь трапеции ABCD ?  (Продолжаем отбор задач из экзаменационных материалов, решаемых с помощью выделенных свойств площадей треугольников. Следующая задача из КИМов ЕГЭ по математике за 2010 год).   Задача 7. Точка М лежит на стороне ВС параллелограмма ABCD , причем ВМ:МС=2:3. Луч АМ пересекает продолжение стороны CD в точке N . Площадь треугольника CMN равна 45. Найдите площадь параллелограмма ABCD .

Задача 6. Диагонали AC и BD трапеции ABCD пересекаются в точке О . BC =6, AD =10. Площадь треугольника COD равна 15. Чему равна площадь трапеции ABCD ?

(Продолжаем отбор задач из экзаменационных материалов, решаемых с помощью выделенных свойств площадей треугольников. Следующая задача из КИМов ЕГЭ по математике за 2010 год).

Задача 7. Точка М лежит на стороне ВС параллелограмма ABCD , причем ВМ:МС=2:3. Луч АМ пересекает продолжение стороны CD в точке N . Площадь треугольника CMN равна 45. Найдите площадь параллелограмма ABCD .

Чтобы учащиеся запомнили способ решения данной задачи, несущественно варьируем ее условие и получаем следующую задачу.  Задача 8. Точка K лежит на стороне AD параллелограмма ABCD , причем АК =3, KD =5. Луч ВК пересекает продолжение стороны CD в точке N . Площадь треугольника BCN равна 128. Найдите площадь параллелограмма ABCD .  (Чтобы вспомнить свойство биссектрисы параллелограмма, накладываем на луч, выходящий из вершины параллелограмма, соответствующее условие).  (Если луч, выходящий из вершины параллелограмма, пересекает его противоположную сторону в середине, то уместно вспомнить равновеликость фигур).

Чтобы учащиеся запомнили способ решения данной задачи, несущественно варьируем ее условие и получаем следующую задачу.

Задача 8. Точка K лежит на стороне AD параллелограмма ABCD , причем АК =3, KD =5. Луч ВК пересекает продолжение стороны CD в точке N . Площадь треугольника BCN равна 128. Найдите площадь параллелограмма ABCD .

(Чтобы вспомнить свойство биссектрисы параллелограмма, накладываем на луч, выходящий из вершины параллелограмма, соответствующее условие).

(Если луч, выходящий из вершины параллелограмма, пересекает его противоположную сторону в середине, то уместно вспомнить равновеликость фигур).

Решаем задачу, которая послужила причиной составления нашей системы .     Задача 9. Вершина С параллелограмма ABCD соединена с точкой К на стороне AD . Отрезок СК пересекает диагональ BD в точке N . Площадь треугольника C DN равна 12, а площадь треугольника DKN равна 9. Найдите площадь параллелограмма ABCD .  О т в е т: 56.

Решаем задачу, которая послужила причиной составления нашей системы .

Задача 9. Вершина С параллелограмма ABCD соединена с точкой К на стороне AD . Отрезок СК пересекает диагональ BD в точке N . Площадь треугольника C DN равна 12, а площадь треугольника DKN равна 9. Найдите площадь параллелограмма ABCD . О т в е т: 56.

Вывод: Решили 4 задачи из экзаменационных материалов и 8 задач – производных из них.   Но ценным является обобщение, установление учащимися связей между материалом, изучаемым в разных темах систематического курса геометрии, вооружение их приемом решения не одной конкретной экзаменационной задачи, а целого класса задач.

Вывод:

Решили 4 задачи из экзаменационных материалов и 8 задач – производных из них.

Но ценным является обобщение, установление учащимися связей между материалом, изучаемым в разных темах систематического курса геометрии, вооружение их приемом решения не одной конкретной экзаменационной задачи, а целого класса задач.

Алгоритм конструирования задач типа С1 : 1) Составить квадратное уравнение с корнями и , хотя бы один из которых по модулю меньше или равен единице. 2) Заменить или на любую другую тригонометрическую функцию. 3) Включить в структуру уравнения функцию, имеющую ограничения на область определения. Их всего пять – дробь, корень четной степени, логарифм, арксинус, арккосинус.

Алгоритм конструирования задач типа С1 :

1) Составить квадратное уравнение с корнями и , хотя бы один из которых по модулю меньше или равен единице.

2) Заменить или на любую другую тригонометрическую функцию.

3) Включить в структуру уравнения функцию, имеющую ограничения на область определения. Их всего пять – дробь, корень четной степени, логарифм, арксинус, арккосинус.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Система задач - средство подготовки учащихся к экзамену

Автор: Комиссаренко Наталья Ивановна

Дата: 08.08.2016

Номер свидетельства: 338835

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Консультация для родителей (законных представителей) учащихся «Помощь ребёнку при подготовке к экзаменам». "
    ["seo_title"] => string(123) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-zakonnykh-priedstavitieliei-uchashchikhsia-pomoshch-riebionku-pri-podghotovkie-k-ekzamienam"
    ["file_id"] => string(6) "169354"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423400383"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "подготовка к ЕГЭ. Решение задач С2"
    ["seo_title"] => string(35) "podghotovkakiegerieshieniiezadachs2"
    ["file_id"] => string(6) "273175"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452165781"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса "Решение задач с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-zadach-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "157156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562791"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) ""Формы организации учебного процесса в системе дистанционного обучения" "
    ["seo_title"] => string(83) "formy-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-v-sistiemie-distantsionnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "127434"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1120 руб.
1870 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1600 руб.
2660 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства