kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение простейших комбинаторных задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

 урок "Решение простейших комбинаторных задач" по УМК "Алгебра 9" А.Г.Мордкович и другие. Расчитан на 2 часа.

Тип урока:изучение нового материала и его первичное закрепление.

1 урок - знакомство с правилами суммы и произведения на примерах генетических задач.

2 урок - предполагается знакомство с основными типами комбинаторных задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение простейших комбинаторных задач»

Данный урок был проведён в январе 2011 года на семинаре учителей математики Волховского района Ленинградской области.  Получил диплом лауреата конкурса « Фестиваль «Открытый урок»  2011/12 учебный год  на сайте «1 сентября» ссылка http://festival.1september.ru/articles/615803/ .  Кроме этого данный урок опубликован и на сайте  http://www.myshared.ru/slide/581269/   Не понимаю какое отношение к моему уроку имеет учитель Меметова Айше Сейрановна , опубликовавшая данную презентацию под своим именем на данном сайте Предмет: Математика Категория: Презентации Целевая аудитория: 9 класс Скачать

Данный урок был проведён в январе 2011 года на семинаре учителей математики Волховского района Ленинградской области. Получил диплом лауреата конкурса « Фестиваль «Открытый урок»  2011/12 учебный год на сайте «1 сентября» ссылка http://festival.1september.ru/articles/615803/ . Кроме этого данный урок опубликован и на сайте http://www.myshared.ru/slide/581269/ Не понимаю какое отношение к моему уроку имеет учитель

Меметова Айше Сейрановна , опубликовавшая данную

презентацию под своим именем на данном сайте

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать"Комбинаторика. Решение комбинаторных задач"

Автор: Меметова Айше Сейрановна

Дата: 14.04.2015

Номер свидетельства : 201434

https://kopilkaurokov.ru/matematika/presentacii/kombinatorika-rieshieniie-kombinatornykh-zadach

Тема урока «Решение  простейших комбинаторных задач»    Учитель математики  высшей квалификационной категории  МОУ «Волховская городская гимназия»  Лупу Татьяна Васильевна

Тема урока

«Решение простейших комбинаторных задач»

Учитель математики высшей квалификационной категории МОУ «Волховская городская гимназия» Лупу Татьяна Васильевна

Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии  А.С.Пушкин

Вдохновение нужно в геометрии,

как и в поэзии

А.С.Пушкин

Пиковая  дама . Николай Граббе. Ближайший праздник   Пиковая  дама

Пиковая дама .

Николай Граббе. Ближайший праздник

Пиковая дама ". А.С. Пушкин .

автор: Роман Писарев

где m – число благоприятных исходов, n - общее число исходов  Пиковая  дама

где m – число благоприятных исходов,

n - общее число исходов

Пиковая дама ". А.С. Пушкин .

автор: Роман Писарев

Три пути ведут к знанию. Путь размышлений – самый благородный, Путь подражания – самый лёгкий, Путь опыта – самый горький. Конфуций.  Решение простейших  комбинаторных задач  (без повторений)

Три пути ведут к знанию.

Путь размышлений – самый благородный,

Путь подражания – самый лёгкий,

Путь опыта – самый горький.

Конфуций.

Решение простейших комбинаторных задач (без повторений)

Задача о бесплатном обеде 10 молодых людей решили отпраздновать окончание института товарищеским обедом в ресторане. Когда все собрались, и первое блюдо было подано, заспорили о том, как усесться вокруг стола. Одни предлагали разместиться в алфавитном порядке, другие – по возрасту, третьи – по успеваемости, четвёртые – по росту и т.д. спор затягивался, а суп остывал, но за стол никто не садился. Примерил всех официант, обратившись к ним с такой речью: -Друзья мои, оставьте ваши пререкания. Сядьте за стол как придётся и выслушайте меня. Все сели как попало. Официант продолжал: Пусть один из вас запишет, в каком порядке вы сейчас сидите. Завтра вы снова явитесь сюда пообедать, и разместитесь уже в ином порядке. Послезавтра сядете опять по-новому и т.д. когда придёт черед садиться так, как вы сидите сегодня,  тогда я начну вас кормить бесплатными обедами.

Задача о бесплатном обеде

10 молодых людей решили отпраздновать

окончание института товарищеским обедом в ресторане.

Когда все собрались, и первое блюдо было подано,

заспорили о том, как усесться вокруг стола.

Одни предлагали разместиться в алфавитном порядке,

другие – по возрасту, третьи – по успеваемости,

четвёртые – по росту и т.д. спор затягивался,

а суп остывал, но за стол никто не садился.

Примерил всех официант, обратившись к ним с такой речью:

-Друзья мои, оставьте ваши пререкания.

Сядьте за стол как придётся и выслушайте меня.

Все сели как попало. Официант продолжал:

  • Пусть один из вас запишет, в каком порядке вы сейчас сидите.
  • Завтра вы снова явитесь сюда пообедать,
  • и разместитесь уже в ином порядке.
  • Послезавтра сядете опять по-новому и т.д.
  • когда придёт черед садиться

так, как вы сидите сегодня,

тогда я начну вас кормить бесплатными обедами.

3 628 800 дней почти 10 000 лет

3 628 800 дней

почти 10 000 лет

ПРАВИЛО СУММЫ ПРАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ  Комбинаторные задачи Без повторений С повторениями Перстановки Перестановки Размещения Размещения Сочетания Сочетания

ПРАВИЛО СУММЫ

ПРАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Комбинаторные задачи

Без повторений

С повторениями

Перстановки

Перестановки

Размещения

Размещения

Сочетания

Сочетания

ПРАВИЛО СУММЫ  На 8 марта мальчики вашего класса решили подарить  девочкам по красивой розе. Сколько различных букетов из одной розы можно составить, если в магазине есть 20 белых и 15 кремовых роз?  Если в первой группе- m элементов с данным свойством, а во второй – n элементов с данным свойством,  то общее количество объектов с данным свойством m +n.  Свойство -  Первая группа - Вторая группа - 10

ПРАВИЛО СУММЫ

На 8 марта мальчики вашего класса решили подарить

девочкам по красивой розе.

Сколько различных букетов из одной розы

можно составить, если в магазине

есть 20 белых и 15 кремовых роз?

Если в первой группе- m элементов с данным свойством,

а во второй – n элементов с данным свойством,

то общее количество объектов с данным свойством m +n.

Свойство -

Первая группа -

Вторая группа -

10

Сколько двузначных чисел  делится на 2 или на3? Свойство -  Свойство -  Первая группа - Первая группа - Вторая группа - Вторая группа - 10

Сколько двузначных чисел делится на 2 или на3?

Свойство -

Свойство -

Первая группа -

Первая группа -

Вторая группа -

Вторая группа -

10

Задача о наших гостях      Площадь Ленина 10

Задача о наших гостях

Площадь

Ленина

10

Маршрут К К М М Л1 Л1 Л2 Л2 Ч2 Ч1

Маршрут

К

К

М

М

Л1

Л1

Л2

Л2

Ч2

Ч1

ПРАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ  Если элемент А можно выбрать m способами, а после этого элемент В можно выбрать k способами, тогда упорядоченную пару элементов (А;В) можно выбрать m∙k способами.

ПРАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Если элемент А можно выбрать m способами,

а после этого элемент В можно выбрать k способами,

тогда упорядоченную пару элементов (А;В)

можно выбрать m∙k способами.

Наследование одной пары признаков. У нас есть 2 организма, женский и мужской Генотип- гетерозиготный Гаметы  решетка Пинета.

Наследование одной пары признаков.

У нас есть 2 организма, женский и мужской

Генотип- гетерозиготный

Гаметы

решетка Пинета.

дигомозигота дигетерозигота Введём обозначения:  А-  а-  В-  в-  По условию задачи составим родительскую пару  16

дигомозигота

дигетерозигота

Введём обозначения:

А-

а-

В-

в-

По условию задачи

составим родительскую пару

16

Родительская пара  ав  ав  АВ  Ав  аВ  Р аавв ав Различных генов по цвету кожи АВ Ав Определяем цвет кожи и цвет глаз по доминантному признаку  АаВв Различных генов по цвету глаз аВ Типов гамет ав 17

Родительская пара

ав

ав

АВ

Ав

аВ

Р

аавв

ав

Различных генов по цвету кожи

АВ

Ав

Определяем цвет кожи и цвет глаз по доминантному признаку

АаВв

Различных генов по цвету глаз

аВ

Типов гамет

ав

17

Сколькими способами можно на шахматной доске расставить белую и чёрную ладьи, так, чтобы они не били друг друга. Поле: бьет белая ладья  не бьет белая ладья

Сколькими способами можно на шахматной доске расставить белую и чёрную ладьи, так, чтобы они не били друг друга.

Поле:

бьет белая ладья

не бьет белая ладья

Без повторений Перестановки Размещения Сочетания

Без повторений

Перестановки

Размещения

Сочетания

АНАГРАММА Умозаключения Особенности составления этих слов: Все элементы (буквы); Важен порядок. 13*12*11*10*9*8*7*6*5*4*3*2*1 20

АНАГРАММА

Умозаключения

Особенности составления

этих слов:

  • Все элементы (буквы);
  • Важен порядок.

13*12*11*10*9*8*7*6*5*4*3*2*1

20

Перестановки.  Определение.  Перстановкой из n элементов называется каждое расположение этих элементов в определённом порядке. У нас есть пятитомник Пушкина. Сколькими способами вы  можете расставить их на полке? Произведение всех натуральных чисел от 1 до n – это n! n – факториал n!=n*(n-1)*(n-2)*…*2*1 5*4*3*2*1=120 Обозначаются  Р n =n!  5*4*3*2*1=5!,  20

Перестановки.

Определение.

Перстановкой из n элементов

называется каждое расположение

этих элементов в определённом порядке.

У нас есть пятитомник Пушкина.

Сколькими способами вы

можете расставить их на полке?

Произведение всех натуральных чисел

от 1 до n – это n!

n – факториал

n!=n*(n-1)*(n-2)*…*2*1

5*4*3*2*1=120

Обозначаются

Р n =n!

5*4*3*2*1=5!,

20

На чемпионате Европы  по фигурному катанию.  Выступления в каждом виде проходили 2 дня. После короткой программы в каждом виде были определены сильнейшие спортсмены,  6 из которых должны катать свою  произвольную программу в последней разминке.  Порядковый номер в разминке определяется жеребьёвкой.  Сколько различных вариантов распределения порядка выступления  в последней разминке существует ? 20

На чемпионате Европы

по фигурному катанию.

Выступления в каждом виде проходили 2 дня.

После короткой программы в каждом виде

были определены сильнейшие спортсмены,

6 из которых должны катать свою

произвольную программу в последней разминке.

Порядковый номер в разминке

определяется жеребьёвкой.

Сколько различных вариантов распределения

порядка выступления

в последней разминке существует ?

20

Семь мальчиков, в число которых входят Олег и Игорь, становятся в ряд. Найдите число возможных комбинаций,  если Олег и Игорь должны стоять рядом. Сколько различных четырёхзначных чисел, в которых не повторяются цифры можно составить из цифр 0,2,4,6? 20

Семь мальчиков,

в число которых входят Олег и Игорь,

становятся в ряд.

Найдите число возможных комбинаций,

если Олег и Игорь должны стоять рядом.

Сколько различных

четырёхзначных чисел,

в которых не повторяются цифры

можно составить из цифр 0,2,4,6?

20

Размещения. Определение.  Размещением из n элементов по m элементов(m  называется любое множество, состоящее из m элементов, взятых в определённом порядке из данных n элементов.  Около 2-х недель назад закончился очередной этап кубка мира по биатлону. В рамках которого состоялась очередная эстафета.  В женской эстафете ( по словам диктора Д.Губерниева) состав был экспериментальный: С.Слепцова, А. Богалий-Титовец,  Н.Гусева (наша землячка из г. Тихвина), О.Зайцева. Но в нашей команде есть ещё две хорошие спортсменки: Екатерина Юрлова и Яна Романова Из скольких вариантов придётся выбирать  эстафетный женский квартет для участия в чемпионате мира,  который пройдёт в нашей стране, если для спортсменок важно какой этап бежать?  Обозначение  Особенности составления команды: Не все элементы (спортсменки); Важен порядок. 20

Размещения.

Определение.

Размещением из n элементов по m элементов(m

называется любое множество,

состоящее из m элементов,

взятых в определённом порядке из данных n элементов.

Около 2-х недель назад закончился

очередной этап кубка мира по биатлону.

В рамках которого состоялась очередная эстафета.

В женской эстафете ( по словам диктора Д.Губерниева)

состав был экспериментальный:

С.Слепцова, А. Богалий-Титовец,

Н.Гусева (наша землячка из г. Тихвина), О.Зайцева.

Но в нашей команде есть ещё

две хорошие спортсменки:

Екатерина Юрлова и Яна Романова

Из скольких вариантов придётся выбирать

эстафетный женский квартет

для участия в чемпионате мира,

который пройдёт в нашей стране,

если для спортсменок важно какой этап бежать?

Обозначение

Особенности составления команды:

Не все элементы (спортсменки);

Важен порядок.

20

Сколько двузначных чисел (без повторения) можно составить из цифр 1,2,3,4?  Сколько таких чисел
  • Сколько

двузначных чисел

(без повторения)

можно составить из цифр 1,2,3,4?

  • Сколько таких чисел

можно составить из всех 10-ти цифр?

20

Из 10 мальчиков и 10 девочек спортивного класса  для участия в эстафете надо составить 3 команды ( на 1 этапе – 1-я команда, на 2-м- вторая, на третьем – третья),  которые состоят из 1-го мальчика и 1-ой девочки. Сколькими способами это можно сделать? Из 10 мальчиков и 10 девочек спортивного класса  для участия в эстафете надо составить 3 команды ( на 1 этапе – 1-я команда, на 2-м- вторая, на третьем – третья),  которые состоят из 1-го мальчика и 1-ой девочки. Сколькими способами это можно сделать?  Оформление решения  выбрали трёх мальчиков  выбрали трёх мальчиков  выбрали трёх девочек  выбрали трёх девочек  Ответ:… 20

Из 10 мальчиков и 10 девочек спортивного класса

для участия в эстафете надо составить 3 команды

( на 1 этапе – 1-я команда, на 2-м- вторая, на третьем – третья),

которые состоят из 1-го мальчика и 1-ой девочки.

Сколькими способами это можно сделать?

  • Из 10 мальчиков и 10 девочек спортивного класса для участия в эстафете надо составить 3 команды ( на 1 этапе – 1-я команда, на 2-м- вторая, на третьем – третья), которые состоят из 1-го мальчика и 1-ой девочки. Сколькими способами это можно сделать?

Оформление решения

выбрали трёх мальчиков

выбрали трёх мальчиков

выбрали трёх девочек

выбрали трёх девочек

Ответ:…

20

Из 10 мальчиков и 10 девочек спортивного класса

для участия в эстафете надо составить 3 команды

( на 1 этапе – 1-я команда, на 2-м- вторая, на третьем –

третья),

которые состоят из 1-го мальчика и 1-ой девочки.

Сколькими способами это можно сделать?

  • Из 10 мальчиков и 10 девочек спортивного класса для участия в эстафете надо составить 3 команды ( на 1 этапе – 1-я команда, на 2-м- вторая, на третьем – третья), которые состоят из 1-го мальчика и 1-ой девочки. Сколькими способами это можно сделать?

По правилу произведения

Из 10 мальчиков и 10 девочек спортивного класса

для участия в эстафете надо составить команду,

которая состоит или из 3-х мальчиков или 3-х девочек (каждый член команды имеет свой порядковый номер).

Сколькими способами это можно сделать?

  • Из 10 мальчиков и 10 девочек спортивного класса для участия в эстафете надо составить команду, которая состоит или из 3-х мальчиков или 3-х девочек (каждый член команды имеет свой порядковый номер). Сколькими способами это можно сделать?

По правилу СУММЫ

Из 10 мальчиков и 10 девочек спортивного класса

для участия в эстафете надо составить команду,

которая состоят из 3-х мальчиков и 3-х девочек

Сколькими способами это можно сделать?

  • Из 10 мальчиков и 10 девочек спортивного класса для участия в эстафете надо составить команду, которая состоят из 3-х мальчиков и 3-х девочек Сколькими способами это можно сделать?

20

СОЧЕТАНИЯ.  Определение. Сочетанием из n элементов по m элементов  называется любое множество, составленное из m элементов,  выбранных из данных n элементов. Сходство – берём не все элементы, Различие – порядок не важен. Обозначается  Вычисляется  20

СОЧЕТАНИЯ.

Определение.

Сочетанием из n элементов по m элементов

называется любое множество,

составленное из m элементов,

выбранных из данных n элементов.

Сходство – берём не все элементы,

Различие – порядок не важен.

Обозначается

Вычисляется

20

В этом году вам предстоит  сдавать экзамены. Сколько различных по составу комиссий  из трёх человек может составить Вера Николаевна, если претендентов 8? У Виктории Валентиновны на полке стоят шесть томов А.С. Пушкина,  ей надо выбрать три, но она знает, что среди них должен быть пятый том,  так как в нём напечатан роман «Евгений Онегин»? 20

В этом году вам предстоит

сдавать экзамены.

Сколько различных

по составу комиссий

из трёх человек может

составить Вера Николаевна,

если претендентов 8?

У Виктории Валентиновны на полке

стоят шесть томов А.С. Пушкина,

ей надо выбрать три, но она знает,

что среди них должен быть пятый том,

так как в нём напечатан

роман «Евгений Онегин»?

20

В вашем классе учатся 14 мальчиков и 11 девочек. Для уборки территории  требуется назначить 4-х мальчиков и 3-х девочек.  Сколькими способами Лариса Николаевна может это сделать?  20

В вашем классе учатся

14 мальчиков и 11 девочек.

Для уборки территории

требуется назначить 4-х мальчиков

и 3-х девочек.

Сколькими способами

Лариса Николаевна может это сделать?

20

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/53/258/53258269_00018963.jpg Для полёта на Марс  необходимо укомплектовать следующий экипаж космического корабля: командир, его первый помощник, второй помощник, 2 бортинженера (обязанности которых одинаковы), один врач. Командная тройка может быть отобрана  из 25 готовящихся к полёту лётчиков, бортинженеры – из 20 специалистов в совершенстве знающих устройство  космического корабля и врач – из числа восьми медиков.  Сколькими способами можно укомплектовать такую команду? слова Е.Долматовского музыка В.Мурадели Жить и верить - это замечательно!  Перед нами небывалые пути.  Утверждают космонавты и мечтатели,  Что на Марсе будут яблони цвести Жить и верить - это замечательно!  Перед нами небывалые пути.  Утверждают космонавты и мечтатели,  Что на Марсе будут яблони цвести  20

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/53/258/53258269_00018963.jpg

Для полёта на Марс

необходимо укомплектовать

следующий экипаж космического корабля:

командир, его первый помощник,

второй помощник, 2 бортинженера

(обязанности которых одинаковы),

один врач.

Командная тройка может быть отобрана

из 25 готовящихся к полёту лётчиков,

бортинженеры – из 20 специалистов

в совершенстве знающих устройство

космического корабля

и врач – из числа восьми медиков.

Сколькими способами можно

укомплектовать такую команду?

слова Е.Долматовского

музыка В.Мурадели

Жить и верить - это замечательно! Перед нами небывалые пути. Утверждают космонавты и мечтатели, Что на Марсе будут яблони цвести

Жить и верить - это замечательно! Перед нами небывалые пути. Утверждают космонавты и мечтатели, Что на Марсе будут яблони цвести

20

где m – число благоприятных исходов, n - общее число исходов

где m – число благоприятных исходов,

n - общее число исходов

" Пиковая дама ". А.С. Пушкин .

автор: Роман Писарев.

20

Дома доделать задачи+  расспросить родителей  о их работе и на основе этого опроса  составить мини-сочинение или просто задачи по теме «Комбинаторные задачи в жизни моих родителей». 20

Дома доделать задачи+

расспросить родителей

о их работе и на основе этого опроса

составить мини-сочинение

или просто задачи

по теме

«Комбинаторные задачи

в жизни моих родителей».

20

20

20


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Решение простейших комбинаторных задач

Автор: Лупу Татьяна Васильевна

Дата: 12.07.2017

Номер свидетельства: 423972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект урока математики  Комбинаторные задачи. "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-matiematiki-kombinatornyie-zadachi"
    ["file_id"] => string(6) "142173"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418230939"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "технологическая карта урока математики "Комбинаторные задачи""
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_matiematiki_kombinatornyie_zadachi"
    ["file_id"] => string(6) "358706"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479108666"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспекты уроков по теме "Комбинаторные задачи "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekty-urokov-po-tiemie-kombinatornyie-zadachi"
    ["file_id"] => string(6) "115953"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412181046"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Решение задач по теории вероятности и статистике "
    ["seo_title"] => string(57) "rieshieniie-zadach-po-tieorii-vieroiatnosti-i-statistikie"
    ["file_id"] => string(6) "155772"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421322765"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Примеры комбинаторных задач "
    ["seo_title"] => string(30) "primiery-kombinatornykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "145000"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418830399"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства